На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Самое невероятное искусство

Как не потерять вкус к поиску?

Четверть века педагогического стажа дорогого стоит. Во всех смыслах. Педагогу с таким большим опытом Всероссийский конкурс «Учитель года» дает прежде всего возможность по-новому оценить свои силы. В процессе подготовки систематизируются знания, без страха признаются слабые стороны, открываются способы продемонстрировать сильные. Оперируешь уже не сухими выкладками и пересказом прочитанных методичек. Внимательного слушателя ждет выстраданный сотнями уроков, отшлифованный вопросами и трудностями учеников рассказ о том, что работает в повседневной педагогической практике, а что нет. Именно с таким настроем на конкурс в прошлом году приехала Галина СВЕНЦИЦКАЯ, преподаватель математики из Ставропольского края.



Между серьезным и захватывающим


Когда за плечами не один десяток лет учительского труда, работать в школе становится еще интереснее, интереснее общаться с коллегами-конкурсантами, интереснее отвечать на вопросы жюри. У молодого специалиста может не быть профессиональных вопросов и сомнений, у опытного человека их сотни. Но есть и уверенность в своих силах, и артистизм. Они сразу угадываются в том, как Галина Магомедовна ведет урок. Мягкие жесты, уверенный взгляд в глаза то одному, то другому ученику — как контроль внимания и понимания, безукоризненный внешний вид, строгий и яркий одновременно. Но это лишь внешние приметы нетривиального учителя.

Обычно дети готовы к кратким теоретическим вводным и бесконечному решению примеров на заданную тему, но на уроках Галины Свенцицкой они нередко сидят в изумлении. Особенно те, кто впервые попадает к ней на занятие. Оказывается, математика такая интересная! Впрочем, все, даже самое выдающееся, постепенно становится привычным. Ученики средней школы №42 г. Ставрополя, где работает Галина Магомедовна, уже не удивляются ее приемам. Они просто ждут, чем их в очередной раз поразит педагог. Впрочем, Галина Магомедовна не считает, что делает что-то особенное. Просто ребенку нужно открыть глаза, убрать страх перед предметом.

Рисовать и петь любят все дети. Они знают, что учитель на этих предметах чаще всего не будет ставить плохую отметку. Если ребенок почувствовал цвет, угадал ноту, это уже повод поощрить. Так и в математике. В принципе все дети умеют выполнять математические операции, но весь интерес к предмету пропадает, когда начинаются монотонные объяснения, рутина. Ребенок перестает наслаждаться поиском и чувствовать вкус к одному из самых невероятных искусств — математике.

Впрочем, уроки складываются не только из одного искусства. Галина Магомедовна умеет соблюсти баланс между серьезным и захватывающим, так что дети выходят с урока с горящими глазами. И так должно быть в каждой школе. Ребенок, который знает, что у него есть такой урок хотя бы раз в четверть, будет ждать его, как праздника. Еще бы, ведь другие педагоги ругают за лишний звук на уроке, а Галина Магомедовна включает для своих подопечных музыку. Под эти звуки лучше думается, как говорил знаменитый герой Артура Конан Дойла, обладавший недюжинным логическим мышлением. Так Галина Магомедовна воспитывает своих гениев. И результаты не заставляют себя ждать: ее одиннадцатиклассники сами составляют задачи по типу С5.

Тем удивительнее этот факт, ведь Галина Магомедовна преподает математику в школе с углубленным изучением английского языка. Впрочем, это не помешало половине ее класса (выпуск 2012 года) выбрать институты, где математика является вступительным экзаменом. В итоге для некоторых эта дисциплина станет и основной профессией. Кто сказал, что это неправильно? К примеру, фэнтези пишут в основном люди с математическим образованием. Математика есть во всем, главное — показать это ученикам и подарить им ни с чем не сравнимую радость математического творчества.



Уходящая мода


Перед Галиной Магомедовной никогда не стоял вопрос о том, можно ли заниматься чем-то, кроме педагогики. Яркий пример учителей математики, которые знали свой предмет и любили своих учеников, показали мама и тетя. Но круг ее интересов никогда не был ограничен лишь этой наукой. Искусство в самом широком смысле — вот что окружало Галину Свенцицкую с самого детства. Отец — филолог — писал стихи, дядя — инженер-строитель — писал картины, друзья по художественной и музыкальной школе давали возможность быть всегда в самой гуще творческого мира. В такой ситуации не мог не родиться тот интересный симбиоз наук, который Галина Магомедовна стремится продемонстрировать на каждом своем уроке.

Математика вбирает в себя все и отдает миру многое. Точно так же Галина Свенцицкая интересуется всем: биологией, физикой, химией... И рассказывает ученикам о каждом своем открытии. А как иначе зажечь ребенка с нематематическим складом ума тягой к предмету, как помочь ему понять, что решать задачи не менее интересно, чем искать рифмы? Только своим примером. Сама Галина Магомедовна из тех, кому любая задача кажется и вызовом способностям, и удовольствием одновременно.

Это убеждение ей во многом привили университетские преподаватели. Своих наставников из Ставропольского государственного педагогического института, который в 2012 году стал частью Северо-Кавказского федерального университета, Галина Магомедовна вспоминает с уважением и теплотой. Именно от них в ее работе творческая искра. Это и Владимир Асатурович Баграмян, который преподавал математический анализ, и физик Станислав Алексеевич Козлов, который однажды сказал, перефразировав известного писателя-фантаста Станислава Лема: «Математика — это своего рода завод, где производят все что угодно. Не сразу понятно, как применить это в жизни, встречаются даже на первый взгляд абсурдные вещи. Но именно математика занимается движением прогресса».

Сегодня молодежь трудно привлечь проникновенными речами, особенно в школу. Несмотря на то что коллектив, где работает Галина Свенцицкая, достаточно молодой, средний возраст преподавателей математики здесь гораздо выше, чем у учителей иностранного языка. Качественное математическое образование дает широкий спектр возможностей, поэтому старшая школа так часто страдает от нехватки молодых кадров.

Возможно, что принятая в декабре прошлого года Концепция развития математического образования в РФ что-то изменит. Правда, проблема, по мнению Галины Магомедовны, еще и в том, что ушла сама мода на математику. Ее возвращение — долгий процесс. Сегодня заинтересованным школьникам просто не хватает математического общения. Раньше было проще — выпускалось большое количество журналов вроде «Кванта», «Юного техника», в которых печатались интересные математические и логические задачи, ребусы и фокусы, для решения которых и требовались те самые знания математики, которые можно было получить на обычном уроке.

Казалось бы, сегодня гораздо больше возможностей — есть Интернет, много тематических сайтов. Но у сегодняшних детей много других интересов, которые выглядят гораздо привлекательнее математики. Так что сейчас в школах учится уже второе поколение тех, кто потерял любовь к математике.



Пять заповедей математика


Чаще всего учителю трудно доказать ребенку, что то, о чем он рассказывает на уроке, применимо в жизни. Понятно, что среднестатистическому человеку не нужны логарифмы. Но что тогда должно остаться после окончания школы в памяти? Галина Магомедовна считает, что это возможность и желание вернуться к изучению предмета, если окажется, что все-таки математика нужна. Можно ли это воспитать? Здесь у каждого педагога свой магический прием. Галина Магомедовна сформулировала для себя пять математических заповедей и назвала их «Формула одной руки».

Во-первых, нужно научить школьника «чувствовать число». Это что-то сродни математической интуиции. И пусть доказано, что нельзя почувствовать, что такое корень из двух, Галина Магомедовна уверена — ее дети всегда знают, что это больше единицы, но меньше двух. Ученики Галины Магомедовны начинают работать над этим уже сразу с 5-го класса, когда составляют свой собственный задачник по математике. А потом по нему работает вся школа. Так, один из ребят придумал задачу на тему сказочной повести Кеннета Грэма «Ветер в Ивах» и зашифровал в тексте очень полезный математический прием, ведь оказывается, чтобы умножить на 0,5, нужно просто разделить на 2!

Во-вторых, нужно и днем и ночью думать о математике. Этот постулат для учителей, которые в силу своих профессиональных задач бесконечно размышляют об уроках и ищут способы их совершенствования. Галина Свенцицкая уверена, что иногда достаточно одной удачной фразы, которая раскроет самую суть проблемы и даст возможность уроку пройти очень продуктивно. Например, высказывание Пабло Пикассо «Искусство — это исключение ненужного», в котором заключен принцип математической экономности. Это хорошо соотносится с ситуацией, когда перед учеником оказывается пространная задача, а на деле выходит, что она решается в одно действие. Галина Магомедовна учит своих ребят грамотно выбирать суть и создавать математическую модель задачи.

В-третьих, нужно учить математической импровизации. Умение мыслить творчески и независимо для современного школьника крайне важно. В 10-11-м классах необходимость в этом проявляется наиболее остро. Например, в алгебре, когда, для того чтобы упростить выражение, его нужно сначала усложнить. Или в стереометрии, где без чертежа с учетом всех знаний об изображаемой фигуре задачу решить весьма трудно. «Изображаю не то, что вижу, а то, что знаю» — это, кстати, вновь Пабло Пикассо.

В-четвертых, педагог, как и ученик, не должен отказываться от самообразования. Нельзя научить тому, во что не веришь сам. Увлеченность Галины Свенцицкой своим предметом — прямое подтверждение этого принципа.

Ну и наконец, необходимо найти свой «пятый элемент» — таинственный ключ, как в знаменитом французском приключенческом фильме, изюминку урока, которая у каждого своя. Это тайна, открывающаяся пытливым в процессе творчества и педагогической практики.

Все это ничуть не мешает вещам на первый взгляд совсем не творческим, например, подготовке к ЕГЭ. Правда, Галина Магомедовна считает единый государственный экзамен по математике весьма креативным, ведь там огромное количество интереснейших заданий. Да и подготовка к нему, создание своей системы решения задач, достижение успеха — тоже целое искусство. Нужно учесть все — от правильного распределения времени до поиска красивого решения. А это уже само по себе творчество.

Предвзятое отношение к ЕГЭ как к скучному мероприятию во многом диктуется тем, что это обязательный элемент для любого выпускника, а ко многим обязательным вещам всегда непростое отношение. Во всяком случае, надо готовиться к экзамену ответственно и знать, что это далеко не точка в общении с предметом. Ведь математика — это не рутина, а призыв к творчеству.

Анна Данилина, «Учительская газета», № 11 от 18 марта 2014 года



Гущин Д. Д.