На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Серебряные нити

Руки даны мне — протягивать каждому обе

Поэзия для Лилии МИРОШКИНОЙ не просто гармония слов — это возможность заглянуть за горизонт, это шанс пронестись ветром над просторами, это средство посетить самые потаенные уголки души и всколыхнуть чувства. Да, она хотела после школы выбрать технический вуз, но поэтическое восприятие жизни было в ней столь сильно, что это могло оказаться для нее катастрофой. И мудрая мама сказала ей: «Лиля, иди в педагоги».

— А что было бы, если бы вы не стали учителем? Как хорошо, что мама вас заставила! — восклицают ее ученики. Но, конечно же, в том, что она сделала правильный, как понимает сегодня сама, выбор, не только мамина заслуга. В сельской школе, в которой Лилия училась в Красинском районе, их, детей, было немного, они все были на виду. И также были на виду все нюансы взаимоотношений между ними и учителями. Вот тут-то девочку и кольнуло в сердце первый раз, словно иголочкой, желание быть похожей на классного руководителя Галину Глушневу, по-соседски забегавшую к ним в дом по разным поводам, в том числе и посидеть с маленькой ученицей, пока ее мама, начальник животноводческого комплекса, управлялась с делами. И на литератора Любовь Федотову с ее вдохновенными рассказами о классике, обширным кругозором и умением остроумно ответить на любой каверзный детский вопрос. Немного поколебавшись (все-таки уехать в московский технический вуз считалось среди сверстников престижно), медалистка Лилия все-таки решила послушаться голоса сердца, написала вступительный экзамен на «пять» и стала студенткой факультета русского языка и литературы Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса.

Вот здесь-то Лилии Мирошкиной удалось узнать поэзию еще глубже, определить для себя любимым периодом Серебряный век с его воспеванием любви и увлечься всерьез Ахматовой и Цветаевой. И кстати, попробовать и собственные силы в стихосложении. Это не помешало ей получить по окончании красный диплом за прекрасную учебу, и она молодым специалистом пришла в 32-ю школу.

Родился сын Александр. Потом переезд, вызвавший ее переход в школу №27 имени Эдуарда Хиля, школу, где она уже 13 лет. И убеждена: она нашла именно то, о чем мечтала, когда хотела стать учителем, место, в котором ей удается реализовывать свои профессиональные амбиции полностью, школу, с которой она не устанет расти.

Александру 16, ему нравятся история, книги, выставки, он участвует во многих конкурсах: по географии, истории, литературе. При этом хочет стать веб-дизайнером, через Интернет заказал HTML-ский учебник и корпит, разбираясь в состоянии сайтов. Лилия Петровна дает ему полную свободу определиться, она его хорошо воспитала, дала правильные ориентиры, поэтому в том, что такое хорошо, а что плохо, он теперь и сам разберется, умный, вдумчивый. Не то что трехлетняя егоза Алина, девочка-мотор, то и дело превращающая дом в поле битвы игрушек, предпочитающая передвигаться практически кувырком, требующая к себе постоянного внимания всех и вся. Ей было полтора годика, когда Лилия Мирошкина вышла на работу и сразу же увлеклась участием в конкурсах педагогического мастерства. Но это не помешало матери-педагогу выделять в своей бурной жизни время, когда можно вместе с любимым постреленком полистать страницы какой-нибудь увлекательной энциклопедии или выбраться, уговорив на совместный поход и Александра, и мужа Игоря, инженера РЖД, в кукольный театр. Или еще лучше всем вместе махнуть на озеро с удочками (у Алины есть своя, маленькая, но ловчая). Да и на даче от Алины бывает прок — она вполне профессионально помогает маме управиться с цветами, а уж цветовод Лилия (недаром!) Мирошкина знатный!

На столе Ломоносов «Записки по русской истории», читает.

— Книга попала мне под руку случайно, — удивляется Мирошкина. — Мои ученицы участвовали в конкурсе к 700-летию Сергия Радонежского, заняли в области 1-е место, и им подарили этот фолиант. А девчонки, которые готовили на конкурс проект, вручили ее в качестве благодарности мне, своему наставнику. Грех было не прочитать такую книгу, шикарно иллюстрирована, я просто открыла для себя Ломоносова! Конечно, читать мне приходится вообще много, особенно современной литературы, и хотя ей не так много времени отводится по программе, я стараюсь для развития детей ее давать, потому что все равно знать литературу сегодняшнего дня надо.

В перерыве между работой Лилии Мирошкиной удалось сделать ремонт, они семьей дружно все переклеили, переделали. Обновление квартиры одобрил даже их Барсик, британский кот. И отметили они завершение работ традиционной солянкой, которая так удается Лилии Петровне, и даже испеченным ею шоколадным тортиком.

А еще учитель с синдромом отличницы хочет хорошо водить машину. Права Мирошкина получила год назад, но пока боится других участников движения. Выводит машину из гаража, старается найти пути к маме в деревню поспокойнее. А то будет как в тот раз, когда выехала она как-то с детьми без мужа (старший рядом, на переднем сиденье, младшая — в автокресле сзади), а на перекрестке светофор не работает! Как не сбежала, бросив руль, до сих пор удивляется... Но водитель встречной машины, увидев ее испуганные глаза, перекрыл движение, дав ей беспрепятственно проехать. Когда Мирошкина станет асом, а это случится, безусловно, скоро, будет вспоминать этот инцидент со смехом, пока же переживает...

Десятиклассники Мирошкиной у нее с 5-го. Тогда это были дети-индивидуалисты, по-разному относились к школе, друг к другу, и Лилия Петровна поставила цель — сплотить коллектив, связать этих ребят серебряными нитями дружбы. Потому что считает, что только в дружном классе возможны какие-то достижения. Это ей удалось, даже несмотря на то что уходила от них, пока в декрете была: 7-8-й классы они были без нее. Когда в 9-м ей их отдали, она была этому несказанно рада. Стоит ли говорить: они тоже! И вот теперь в 10-м классе они действительно друг за друга горой. И среди них три претендента на медаль. И вообще ее ребята ну просто очень-очень активные. Весь класс после школы чем-то загружен: кто-то в эстрадной студии «Фаворит» (организовал выпускник школы) занимается, кто-то посещает спортивные, музыкальные, художественные школы.

В следующем учебном году у нее одни выпускные классы — два одиннадцатых и два девятых.

— К сожалению, большинство уезжают в Москву или в Питер, — сокрушается Лилия Петровна. — В Смоленске остаются единицы. Говорят, вот отучимся там, приедем сюда, будем регион поднимать...

Лилия Мирошкина уверена, что современный урок — это сотрудничество, взаимодействие ученика и учителя, порождающее массу интересных идей и открытий. Творчество, деятельность, активность — ключевые понятия уроков «нового поколения».

Ученики ценят уроки Мирошкиной за то, что она старается подходить к теме нестандартно, она всегда ищет какие-то интересные факты, то, что им близко, и то, что они точно не знают. Если есть возможность посмотреть то, что проходят, на сцене, ходят в театр. Лилия Мирошкина мечтает: может быть, ей удастся создать в школе и свою театральную студию, чтобы дать возможность детям самим прожить те чувства, о которых они читают. И хотя, по мнению педагога, живой текст не заменят ни экранизация, ни театральная постановка, нередко обращается к кино, для того чтобы узнать, поняли ли ее дети суть. Вот как-то поставила «Анну Каренину» с Самойловой под недовольное ворчание: «Зачем? Мы уже посмотрели в кино, там Кира Найтли, Джуд Лоу, они звезды, а это какое-то старье», и обрадовалась — после просмотра дети сидели притихшие: «Да, эти фильмы не сравнить!»

— Учить детей нужно так, — рассуждает Мирошкина, — чтобы они сами искали знания о мире, а не получали их в готовом виде. Таким образом, условия успешной работы с одаренными детьми создаются из постоянного совершенствования мастерства учителя и системности. Тем самым можно решить одну из наиболее важных проблем: как работать со всем классом и одновременно с каждым ребенком. Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и развивать творческие способности, необходимо помнить о самостоятельности (не надо делать и думать за ребят. Пусть думают сами. Самостоятельность — это доверие), коллективизме (любое дело для всех и для каждого. Тогда общие интересы), творчестве (ищи в новом старое, в старом — новое), пользе (выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем), тайне (без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы. Какие? Придумайте! Дети подскажут!). Не нужно бояться назначать одаренных детей помощниками, консультантами, поручать им выполнение серьезных и ответственных заданий, ставить пятерки за творческие вопросы. Однажды мне довелось присутствовать на уроке химии при изучении темы «Изомеры». Дети получили задание изобразить изомеры. Все начали чертить цепи, а один ребенок спросил, могут ли они быть замкнуты в кольцо. Это был потрясающий вопрос. Кольцевая структура изомеров в науке очень трудно открывалась, а ребенок мимоходом задал такой вопрос. Возможно, этот ребенок задает нестандартные вопросы только на уроке химии, а возможно, этим вопросом обнаружил себя будущий гений.

Много для личностного и профессионального роста Лилии Мирошкиной дал конкурс. С теми, с кем познакомилась там, переписывается до сих пор. Игорь Логунов из Тверской области поздравительные открытки всегда ей присылает. Мирошкина много узнала о том, как работают люди в других регионах. И вспоминает с удовольствием, как после ее урока по «Гранатовому браслету» подошла к ней девочка, ученица подольской школы, и сказала: «Спасибо, не ожидала, что взгляну на любовь иначе!» Эта реакция приятна Лилии Петровне. И классный руководитель ее конкурсных учеников отметила: «Я на своих детей посмотрела иначе, они у вас раскрылись».

— В этот момент я и для себя сделала зарубочку, — делится сокровенным Мирошкина. — Значит, дети чужому человеку откроются скорее.

В декабре она была в Самаре на семинаре, куда ее пригласил Андрей Сиденко. На конкурсе они хорошо общались, переписываются до сих пор.

— Лилия Петровна приехала после конкурса с горящими глазами, с идеями, — говорит директор школы Елена Лобанова, — с предложениями: «Давайте и мы такое в нашей школе сделаем!» Мирошкина вообще человек с повышенным чувством ответственности, поэтому ее горению я доверяю, она доведет все свои начинания до конца. Она сама все время стремится вперед и подает идеи, как это делать школе.

Да, Мирошкина считает, для того чтобы достигнуть желаемого, нужно точно знать, чего хочешь, и много работать, прежде всего над собой! Но при этом если на мир не смотреть позитивно, то никогда не станешь счастливым! Ведь счастье — это необязательно что-то необыкновенное, можно и в самом обычном найти прелесть. Нужно уметь радоваться каждому дню, стараться прожить его ярко и с пользой!

Лора Зуева, «Учительская газета», № 26 от 30 июня 2014 года



Гущин Д. Д.