На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


В ритме драйва

Любовь Алексея Лисина в смс и наяву

Конечно, он молод, хорош собой, обаятелен и энергичен. Но ученики обожают его не только поэтому. Есть люди, которые рождаются с каким-то необыкновенным доверием к миру, и тот почему-то это доверие не обманывает. У них все получается легко, красиво и позитивно. Например, войти в пятнашку Всероссийского конкурса «Учитель года», как у информатика из 124-го лицея Барнаула Алексея ЛИСИНА.

И не скажешь, что в школе Алексей Анатольевич только три года: его уроки пролетают стремительно и изящно, информация выстроена с безукоризненной логикой, поэтому ничто не мешает ребятам осваивать ее с просто космическими темпами. Похоже на работу компьютера, но еще больше — на очень динамичный современный танец. 27-летнего стройного Алексея легко представить на сцене, тем более что в старших классах школы он увлеченно — а он не может что-то делать по-другому — занимался танцами в Доме культуры алтайского села Кытманово. С тех пор, возможно, в нем и сидит этот ритм и драйв, заставляющий его ускоряться и выплескивать адреналин. Наверное, еще и поэтому он так совпадает по биению пульса, по внутреннему ощущению жизни со своими учениками.

Он производит впечатление очень открытого человека. Надо было видеть, с каким воодушевлением он откликнулся на просьбу семиклассников 29-й школы имени Забродина, где проходили уроки всероссийского финала «Учителя года», дать интервью для школьной телестудии:

— Какие они молодцы! — горячо прокомментировал съемку учитель. — Я только у себя в лицее видеожурнал собрался делать, а тут уже есть, и ребята так хорошо работают...

Складывается ощущение, что он всегда должен гореть, бежать, узнавать что-то новое. С таким характером и восприимчивостью, наверное, нужно родиться. К счастью, он рано понял, как и где можно воплотить расположенность к людям и артистизм, а также жажду нового и влечение самому учить других, — еще в 10-м классе взрослые доверили ему провести урок физики у младших и не прогадали.

— Мне понравилось общение на новом уровне, и учитель физики меня похвалил за то, как уверенно я провел урок, — признается Алексей. — Ну а когда я на 3-м курсе педакадемии проходил практику в лицее, то уже точно знал, что пойду работать в школу. У меня получалось, меня это окрыляло, и я видел по глазам ребят, что им тоже нравится, что я делаю.

Почему именно информатика и ИКТ? Лисин даже плечами пожимает — может быть, потому что сестра Маргарита окончила АлтГПА как математик и информатик, а может, из-за школьного учителя Алексея Владимировича Шмидта, который и зажег огонек интереса к предмету, и обаятельно шутил (что тоже всегда привлекает детей). А может быть, он подсознательно выбрал самый продвинутый и динамично развивающийся предмет в школьной программе.

Разумеется, он на «ты» с современными технологиями (хотя у самого Алексея компьютер появился только в 9-м классе). И близок к своим ученикам — у него свой класс, любимый 10-й «А» — и по культуре, и по мироощущению.

— Я с ними с самого начала говорю по-дружески, — рассказывает наш герой. — Они мои друзья, между нами всего 10 лет разницы. Общаться по-другому не могу и не хочу. Не волнуйтесь, они знают грань и не переступают ее. В то же время могут пошутить надо мной и со мной на перемене. И эта неформальность общения их, наверное, и привлекает, вот они и зависают около меня каждую перемену. Серьезно, я их ничем особым не маню, они сами приходят...

И я ребят понимаю: с таким учителем действительно интересно и радостно. Все (ну почти все) свои увлечения и эмоции — им. Научился когда-то сам играть на гитаре, значит, должен и их заразить. И пусть ряды желающих постепенно рассеялись и остался один, самый упорный, — с ним Лисин занимается с еще большим удовольствием. Увлекается наш герой настольным теннисом — в итоге оборудовал вместе с ребятами школьный подвал, где с классом проводят спортивные турниры. «Подсадил» своих и на журналистику. Сначала ребята отнекивались: мол, о чем мы писать в свою газету будем? Когда стали обмозговывать, выяснилось, что для всех материалов и рубрик в «10 кг» (то бишь классной газете 10-го класса) места не хватает.

А театр? Лисин к нему своих еще в 8-м классе приобщил. Повел на «Гамлета» в Алтайский краевой театр драмы имени Шукшина. Боялся — все-таки это сложнейшая пьеса в мировой драматургии. Но самого спектакль настолько впечатлил (смотрел его до этого аж два раза), что не показать его детям он просто не мог.

— В итоге в антракте они повисли на мне и стали засыпать вопросами: а кто это, а что делает тот-то и тот-то, — признается Алексей. — А в спектакле необычная трактовка: там Смерть ходит среди людей, и мы весь перерыв, не попив, не поев, обсуждали, что и зачем.

И так практически каждый поход в театр. Но и про обычные походы наш герой не забыл. Его девчонки и мальчишки с зудом нетерпения ждут окончания года, чтобы поехать на одно из озер за городом и вволю подурачиться, накупаться и наиграться — в футбол, фанты, мафию и угадайку со стикерами. Хохочут от души. На фотографиях Лисин практически неотличим от ребят, тем более что парни уже вымахали. Конечно, они у него первые, поэтому и столько эмоций, столько сердца вкладывается в общение с ними, но хочется верить, другим детям повезет не меньше.

Разумеется, он с ними и ВКонтакте, и в Фейсбуке, и где только еще можно. Не просто треплется (на это вообще-то нет времени), а по делу общается. Удобно, говорит, для того чтобы обсудить не только праздники, но и что-то по предмету или подготовке к какому-то школьному событию. Надеюсь, понятно, что с таким классным руководителем и дети не находятся в тени, наоборот, играют не последние роли в лицейской организации самоуправления «Малая академия наук».

— Эти ребята, поступив в университет, не будут отсиживаться, а станут во всем участвовать, да и в жизни потом будут активными людьми, — уверен Лисин.

Если вы думаете, что он отрывается только на классном руководстве, то вы ошибаетесь. На нем подготовка к ГИА и ЕГЭ по информатике, к участию в конкурсах и олимпиадах (кстати, и по МХК, он преподавал ее в первый год прихода в школу). Сам тоже не раз побеждал в конкурсах (Алексей все время себя подстегивает) — в 2012 году, к примеру, был награжден Дипломом первой степени краевого конкурса образовательных видеофильмов и мультимедийных продуктов, победил в краевом конкурсе лучших педагогических работников в номинации «Молодой специалист». Уроки он скучно по определению проводить не может, а главное — не хочет.

На финале «Учителя года» ему досталась, в общем-то, невыигрышная, теоретическая тема. Представляете, информатика — и без компьютеров. Он не стал притягивать технику за уши — вроде ответов в электронном виде — и честно отработал без нее. И как! Вместе с ребятами подольской школы я узнала, из чего состоит единица информации — бит и как ее вычислить. Оказалось, с помощью меры уменьшения неопределенности. Алексей Анатольевич все разложил предельно просто, взяв на вооружение практически игру в угадайку.

— Как узнать, какое число я загадал из 32?

Ребята быстро догадались:

— Задавать вам вопросы?

Учитель молниеносно продолжил логическую цепочку:

— Какую стратегию нужно выбрать, чтобы как можно больше уменьшить неопределенность?

— Уменьшать ее наполовину, вдвое, — догадался кто-то.

И началось: нужное число обнаружили за 5 вопросов, еще быстрее нашли загаданного человека среди 16 учеников, вычислили, куда пошел шахматный конь, любимое время года учителя и, наконец, за один ход узнали, какой стороной упала монета. Было легче легкого записать замеченные закономерности в таблицу и самому вывести формулу Хартли. Все быстро, четко, динамично. Вскоре выяснили, что бит равен 8.

— Знаете, сколько символов умещается в одном смс-сообщении? — спросил под конец урока учитель. — 70, то есть 560 бит информации. Поэтому выражать мысли кратко — это еще и выгодно. Вот в сообщении «я тебя люблю» всего 12 символов. Но лучше сказать это, глядя друг другу в глаза...

Любовь, кстати, возникла в примере не случайно. В тот момент Алексей Анатольевич мечтал о свадьбе с невестой Таней. Она состоялась уже после завершения конкурса, 29 октября. Думается, хоть девчата в его классе и повздыхали (а кто-то наверняка рыдал), но, в общем-то, они счастливы за своего учителя. Ведь его чувства к ним неизменны — ответственность, гордость, любовь. И уроки менее интересными не стали.

Алексей Анатольевич в этом смысле с благодарностью и энтузиазмом использует все методические приемы и секреты, которым его научили в академии.

— Спасибо Елене Викторовне Пузырной — мы хорошо отработали все технологии, — говорит Лисин. — Например, метод 6 шляп я с удовольствием применяю в средней школе: ребятам порой страшно высказываться, и этот метод помогает им. Надевая шляпу, они как будто находятся в домике и получают установку: я могу говорить, у меня роль такая.

В самом деле, надеваем зеленую — придумываем, черную — отсекаем бредовые идеи, желтую — ищем достоинства, если нужна повышенная концентрация внимания, наступает черед белой, эмоций — красной, а заканчиваем синей — делаем выводы, подводим итоги. Этот метод наш герой с блеском показал на мастер-классе пятнашки «Учителя года».

Или возьмем ролевую игру — особенно ее обожают старшеклассники. Так, в качестве итогового урока по офисным технологиям Лисин проводит занятие «Рекламное агентство».

— Я босс, открыл фирму «Креатив», которая занимается компьютерной техникой, и мне нужно ее раскрутить, — ставит условия задачи учитель. — Я дал объявление в газете, и ко мне пришли представители разных рекламных агентств, которые должны заинтересовать меня.

В результате ребята делятся на команды, в которые входят дизайнер, художник (нельзя пользоваться готовыми картинками), криэйтор и промоутер, и создают рекламу. После презентации рекламных кампаний учителю остается лишь выбрать самый интересный вариант и обосновать почему.

Лисин не просто придумывает примеры, которые могут пригодиться ребятам в реальной жизни. Он учит своим примером — едва окончив вуз, пошел в магистратуру родной педакадемии — чтобы повысить свою квалификацию. Его жадности к идеям, людям, впечатлениям можно только удивляться.

— На 4-5-м курсах мне было безумно интересно ходить на занятия, — признается Лисин. — Я, например, многое подсмотрел у своего научного руководителя Романа Юрьевича Ракитина — как он себя ведет, как подает материал. Вот я и пошел к нему писать магистерскую диссертацию.

Она, кстати, посвящена школьному сайту, вернее, тому, как сделать его не формальным, а интересным и удобным для всех — чтобы учителя сами получили доступ к размещению нужной им информации, а дети могли бы вести какие-то свои рубрики...

В родном лицее Алексея Лисина поддерживают и коллеги, и директор, и особенно завуч Ирина Петровна Гергет, которая помогала ему готовиться ко всем конкурсам. Идей у нашего героя хоть отбавляй, энтузиазма тоже. Он счастливый человек. Ему все интересно, и он в начале пути.

Татьяна Ефлаева, «Учительская газета», № 07 от 18 февраля 2014 года



Гущин Д. Д.