На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Не жалейте себя,

или Конкурс как способ борьбы с выгоранием

Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы из небольшого шахтерского городка Гуково Ростовской области, вошла в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013». Причем она на всех конкурсных испытаниях держалась практически вровень с абсолютным победителем — Андреем Сиденко. ...Светлана Владимировна сразу обратила на себя внимание. Уверенностью, профессионализмом, широтой знаний, неуловимым внутренним обаянием, а еще, наверное, главным качеством, необходимым каждому педагогу, — человечностью. Светлана Колесниченко по характеру романтик и максималист, она верит в людей и убеждена — каждый ребенок талантлив, просто нужно дать ему возможность раскрыть свою непохожесть на других, проявить себя хоть в чем-то малом. А еще Светлана очень требовательный человек, причем прежде всего к себе.



«Кто создан из камня...»


— В школе у меня были комплексы, что я провинциалка, что по уровню знаний уступаю столичным жителям. Поэтому я усиленно занималась самообразованием, очень много читала. Уже тогда решила, что буду учителем, мечтала поступить в московский или питерский университет на филфак. Училась на заочных подготовительных курсах сразу в трех университетах — киевском, московском и ленинградском, причем окончила все с хорошими результатами. Тогда мы очень много путешествовали вместе с классом по стране. И вот уже накануне выпуска попали в Калининград. Я влюбилась в этот город, он был не похож на все остальные наши советские города, завораживал западноевропейской архитектурой, иным укладом жизни.

Светлана Владимировна поступила в Калининградский университет на филологический факультет и наверняка осталась бы жить в этом удивительном городе, если бы не ее вторая половина. Светлана на предпоследнем курсе вышла замуж за своего одноклассника, который не мыслил своей жизни без родины.

— Я окончила 23-ю школу в Гукове, туда же хотела вернуться учителем. Но мест в родной школе не оказалось, свободная ставка была в 9-й школе. С тех пор все это время я здесь работаю. Это школа, в которой я состоялась как профессионал, где совершенствовала свои знания и где мне очень комфортно, — признается Светлана Владимировна.

...Конкурсный урок Светланы Колесниченко прошел на одном дыхании. Одиннадцатиклассники подольского лицея писали письма Марине Ивановне Цветаевой, спрашивая ее о самом главном чувстве в нашей жизни — о любви. Чтобы состоялся воображаемый диалог с Цветаевой, Светлана Владимировна предложила детям поговорить о личности самой поэтессы. Какой она была в жизни и в любви. Не случайно в этом плане само название конкурсного урока «Езда в остров любви». Светлана Владимировна процитировала слова известного поэта XVIII века Василия Тредиаковского, подчеркнув особую важность и одновременно трагичность переживаемых поэтессой чувств. После чтения стихотворения «Кто создан из камня...» учитель предложила ребятам исследовать идейно-художественные особенности текста, начав с лексического анализа произведения. По мере этой работы учащиеся заполняли таблицу, где сравнивали, как Марина Цветаева характеризует обыкновенных людей и себя саму. Примечательно, что ребята сами сделали вывод — автор использует антитезу как ключевой прием, связанный с характеристикой образов. Светлана Владимировна достаточно большое внимание уделила также морфологическому, синтаксическому и графическому уровню сопоставления. Учитель обратила внимание ребят и на мифологический контекст стихотворения. Чтобы ученики сами пришли к мысли об использовании мифов поэтессой, Светлана Владимировна принесла на урок репродукции картин Рафаэля «Галатея», Микеланджело «Сотворение», Боттичелли «Рождение Венеры». Ребята сделали вывод, что Марина Цветаева отождествляет себя с Венерой в противовес обычным людям.

— Вообще-то я собиралась принять участие в конкурсе «Самый классный классный», — признается Светлана Владимировна. — У меня было много разработок театральных сценариев, школьных праздников, но когда я сказала об этом своему директору школы, та мне в ответ предложила пойти по самой трудной, но интересной дороге — принять участие в конкурсе «Учитель года России». Когда шла на муниципальный уровень, о победе не думала. Мне был важен сам процесс. Но, разумеется, хотелось попробовать свои силы. Вообще конкурсы играют немаловажную роль в жизни учителя, ведь со временем возникает ощущение, что ты топчешься на месте, что дальше не развиваешься. Нужен толчок извне, иначе педагогу грозит выгорание. Всероссийский конкурс как раз тот толчок, чтобы по-новому взглянуть на себя и на свою роль в профессии. Разумеется, конкурс — это состязание, конкуренция, но я себя чувствовала комфортно благодаря методической помощи Ростовского института повышения квалификации работников образования. Общаясь с конкурсантами из разных регионов, я поняла, что не все четко понимают суть конкурсных заданий, их критерии, особенно такого непростого испытания, как «методический семинар». У нас же в области ИПК ведет большую работу в этом направлении. Возможно, поэтому так много учителей — лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России» живет на Ростовской земле. Примечательно, что среди них много учителей-филологов — Игорь Апольский, Марина Опенченко... Словесникам, наверное, легче себя проявить публично, как правило, они хорошо владеют словом. Кстати, в этом году по числу участников словесников обогнала лишь начальная школа.



Творческая мастерская для... родителей


Излюбленная педагогическая технология Колесниченко — творческая мастерская. Светлана Владимировна уверена, что она наиболее созвучна предмету словесности. Кроме того, эта коммуникативная технология лежит и в основе новых стандартов, помогая формировать всесторонне развитую личность.

— Чтобы молодой человек, выпускник школы, мог ориентироваться в быстро меняющемся мире, он должен быть свободно мыслящей личностью, умеющей принимать нестандартные решения, — убеждена Светлана Колесниченко, — технология творческой мастерской во многом помогает формированию таких задатков.

Любопытно, что эту технологию учитель использует не только на своих уроках, но и во время... родительских собраний.

— Родители относятся к собраниям в большинстве случаев как к тяжкой повинности, некоторые же вообще игнорируют. У меня сын школьник, мне тоже приходится бывать на родительских собраниях. Как правило, мам и пап там учат, ругают за плохую успеваемость детей или обсуждают сбор денег на ремонт класса. Я попыталась сделать собрания такими, чтобы взрослым людям было на них интересно. К примеру, одно из родительских собраний было посвящено тому, как родителям выстраивать отношения со своими детьми-подростками.

Работая в группах, родители заново открывали для себя некоторые проблемы — и свои собственные, и детей.



Пятерка за читательский дневник


Светлана Владимировна подходит к каждому уроку как к уникальному и неповторимому, при этом отдает себе отчет, что Фонвизин и Тредиаковский не могут быть так же понятны нашим детям, как, скажем, Анатолий Алексин, Борис Васильев.

— Не секрет, что современные дети не любят читать, предпочитая свободное время проводить в Интернете. У меня, как и у всех учителей-словесников, два часа литературы в неделю, но я прошу их прийти дополнительно на уроки внеклассного чтения, и ребята приходят. Я даю списки литературы для чтения летом. Они знают, что обязательно проверю, прочитаны ли заданные на каникулы книги. Причем проверка эта может проходить в разных формах — в виде проектов или тестов по прочитанному. Мои дети ведут читательские дневники, и за лучший читательский дневник — они об этом знают — можно получить пятерку в четверти. Так что у ребенка есть стимул читать, вначале это разумное насилие, а потом уже вырабатывается привычка к чтению, потребность в этом занятии. Разумеется, детям сложно воспринимать пьесы Фонвизина или стихи Ломоносова и Тредиаковского, но они хотя бы должны знать, что такие поэты и драматурги существуют, должны знать такие понятия, как сентиментализм и классицизм. Говоря о Фонвизине, возможно, имеет смысл опуститься до сюжета, поговорить о проблеме брака по расчету. Между прочим, мои дети живо обсуждали эту тему, значит, она им близка. А вот о творчестве Бориса Васильева, о его повести «А зори здесь тихие...» надо поговорить подробнее, это произведение проходит через сердце и душу, оно близко детям. Вообще к детям надо быть чутким и внимательным, если уловил их волну, значит, общение состоялось.

Это основной принцип работы Светланы Владимировны как классного руководителя. В этой работе важно не жалеть себя, разумеется, своего времени. Вот главный совет Светланы Колесниченко молодым педагогам.

Светлана Владимировна общается со своими учениками и их родителями и по субботам, и по воскресеньям. Чаще всего именно в выходные идут репетиции театральных постановок. Причем в эту работу, как правило, включаются все — и родители учеников, и их бабушки и дедушки.

— Мои ребята в 7-м классе прочитали «Молодую гвардию» Александра Фадеева, решили поставить театрализованную сцену по ней — эпизод, когда девушки находятся в тюрьме перед расстрелом. Причем для достоверности мы нашли патефоны военных лет, одели девочек по моде тех времен. Мы шили костюмы и приглашали гримера. Сцена получилась потрясающая, мы ее выложили в You Tube. Вообще театрализованные постановки — это прекрасный способ сблизить детей. Помочь им раскрыть свои таланты. Разумеется, у всех способности разные, однако дети радуются даже небольшим ролям.

Светлана Владимировна не боится подстраиваться под детей.

— Дети предлагают иногда такие смелые, оригинальные решения, безусловно, учитель должен вести за собой, это наш профессиональный долг, но не надо бояться пойти за учениками, принять их видение мира, — убеждена Светлана Владимировна.

Вместе с ребятами снимали анимацию для участия в юмористическом кинофестивале фильмов-ужастиков, на Новый год делали постановку о том, как дети заблудились в Интернете. Причем музыкальное оформление подбирали сами ученики.

— В рамках творческих проектов мы говорим на одном языке и взаимно обогащаем друг друга, — считает учитель. — Я готова слушать ту музыку, которая интересна моим воспитанникам. И еще Светлана Владимировна убеждена: нельзя разделять две ипостаси педагога — предметник и классный руководитель. Когда они работают в связке, получаются замечательные результаты.

Между прочим, оказалось, что во время обучения в университете и потом еще долгое время, уже работая учителем, Светлана Колесниченко отдавала свое предпочтение урокам русского языка. Литература пугала ее полифоничностью, неконкретностью, особенно в то время, когда она начинала работать в середине 90-х годов. Тогда так много было неясностей и противоречивых трактовок. Однако со временем она почувствовала вкус и к урокам литературы, страх ушел.

— Когда ты уже имеешь авторитет как учитель, ты можешь предложить им свою точку зрения и не бояться ошибиться, — уверена Светлана Владимировна.

В этом суть и человеческой, и педагогической позиции Светланы Колесниченко. Она ответственна за судьбу каждого своего ребенка, за свои слова и свою позицию.

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 04 от 28 января 2014 года



Гущин Д. Д.