На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Два плюс три равняется счастье

Семья должна быть главной ценностью общества

Кто бы мог подумать, что тоненькая, легкая, изящная Надежда ДОЦЕНКО, блестяще проведшая сначала открытый урок, а затем мастер-класс на региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года», уже без пяти минут многодетная мама. Радость победы с ней тогда разделил еще не родившийся сыночек Олег. Надежда Федоровна пока не знает, скажется ли это на будущей профессиональной деятельности ребенка, но совершенно очевидно, что признание мамы как лучшего учителя Ленинградской области в 2013 году отразилось на его характере. Малыш чрезвычайно улыбчив и любознателен. И, несмотря на хлопоты и тревоги, связанные с подготовкой и выступлением на конкурсе, видно, как рада ему мама.

«Мне 26 лет, и я многодетная мать», — говорит она, улыбаясь. Правда, тут же, смеясь, добавляет, что многодетность на самом деле незапланированная, просто им с мужем хотелось мальчика, но на свет с удовольствием появлялись девочки. Зато теперь у Олега две старшие сестренки, а у мамы — надежные помощницы.

Вообще многое в ее жизни можно назвать незапланированным. Например, оканчивая Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена с двумя красными дипломами, она не предполагала, что сразу по окончании пойдет работать учителем английского языка в Низинскую среднюю школу. Но так получилось, что на 4-м курсе Надежда вышла замуж, на 5-м — родилась старшая дочь, и после окончания вуза молодая семья вернулась на родину мужа. Кстати сказать, история их знакомства довольно интересная. Надежда Доценко — уроженка г. Тихвина Ленинградской области и с 3-го класса занималась в фольклорном театре, где ставили традиционные старинные праздники. Будущий супруг, будучи студентом Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, приехал в экспедицию в Тихвин и здесь под звуки обрядовых песен и под ритмы старинных танцев разглядел свою суженую, которая на тот момент училась в 10-м классе. Причем не в обычном, а в педагогическом. И тут уже ни о каком экспромте речи не идет. В чем-чем, а в выборе профессии была полная определенность.

— Моя мама — учитель русского языка и литературы, кроме того, она работала заместителем директора по воспитательной работе, — рассказывает Надежда Федоровна. — А еще в моей школе №4 у нас был замечательный классный руководитель — Валентина Михайловна Татарникова. Валентина Михайловна вела у нас физику, и ее можно было назвать нашей второй мамой. Поэтому, наверное, педагогика стала для меня приоритетной. Поскольку в Тихвине нет высших учебных заведений, то я приехала в Петербург и поступила в РГПУ им. А.И.Герцена.

— Вы говорите, что Валентина Михайловна была второй мамой, а что вкладываете в это понятие? Можно ли сказать, что вы для своих учеников тоже являетесь родным человеком?

— Думаю, что нет. У меня пока нет той мудрости, того жизненного и педагогического опыта, которым обладала Валентина Михайловна. Мне кажется, многое приходит с возрастом. Причем что-то главное получаешь благодаря не столько педагогическому, сколько жизненному опыту. Валентина Михайловна была очень добрым человеком, она никогда нас не ругала, не оскорбляла, а аккуратно и деликатно показывала, подсказывала, как сделать именно так, чтобы и другим было хорошо, и ты остался доволен. Я бы хотела проводить эту линию поведения в отношениях с детьми.

— И как, получается?

— Если честно, пока по-всякому бывает.

— А как мама отнеслась к тому, что вы выбрали педагогический путь? Не отговаривала?

— Нет, мы это никогда не обсуждали. Моя мама была рада, что я окончила школу с серебряной медалью и поступила в вуз. У меня две специальности — учитель физики и переводчик в сфере профессиональной коммуникации. Правда, в школе я работать не собиралась. Когда родилась дочка, думала посидеть с ней полгода, но школа нуждалась в учителе, и я вышла на работу.

— Вы учились в одном из лучших педагогических вузов России, окончили его с отличием, проходили практику в городских статусных школах и... приехали работать в деревню. Может, этот вопрос покажется вам провокационным, но не возникло ли чувство разочарования?

— Нет, просто стало понятно, что городские и деревенские дети разные. На мой взгляд, деревенские ребята сложнее, чем городские. Но это не их вина. Так происходит оттого, что родители ими часто не интересуются. В этом плане нелучшую роль играет близость к городу. Значительная часть детей уходит учиться туда, где много специализированных школ, а здесь остаются ребята, которых родители не очень хотят образовывать. Конечно, из-за этого бывает достаточно тяжело.

— Вы с этим смирились или боретесь?

— Бороться с родителями трудно, да, может, и не нужно. Главное, наверное, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, потому что все они абсолютно разные. Смотреть, кто в чем заинтересован: кто-то любит собирать, кто-то решать, кто-то играть, и от этого отталкиваться на уроке.

— А случались ситуации, когда не удавалось найти с ребенком общий язык?

— Нет, такого еще ни разу не было. Дети всегда откликаются, когда чувствуют доброе к себе отношение.

Большие мысли маленьких людей

— Надежда Федоровна, кроме английского языка вы также обучаете физике. Чем вас покорила эта непростая наука?

— Мой педагогический класс был с физико-математическим уклоном. Не могу сказать, что испытывала сложности в постижении физических законов. Может, потому что в школе нам прекрасно преподавали физику. Поэтому страха перед ней не было. За что можно полюбить физику? Хотя бы за то, что она дает простор для воображения. Дает полет. Физика такой наглядный предмет, где есть возможность применить много педагогических техник и приемов. Для ее преподавания существует масса интересных разработок, которые можно усовершенствовать, адаптировать к своим детям. Можно придумать и что-то свое. Я, к примеру, очень люблю применять на уроке технологию критического мышления, коллективной мыслительной деятельности. Это интересно.

— Как осуществить коллективную мыслительную деятельность в классе деревенской школы, где есть и совсем слабые ученики, и «звездочки»?

— Для этого существует такой замечательный прием, как деление по группам, причем команду можно уравновесить так, чтобы в ней были и те, кто послабее, и те, кто посильнее. В группе нужны идеологи и исполнители, кто-то двигает идею, а кто-то помогает ее воплотить как реально, так и виртуально. Важно знать, кто чем интересуется и у кого что лучше получается, а также помнить, что не все дети будут физиками, главное, чтобы у них была возможность развиваться.

— А хочется, чтобы все были физиками?

— Нет, я не тщеславна. Я даже не воспринимаю себя как учителя года Ленинградской области. Может, сейчас других забот много, а может, осознание придет позже. Кроме того, я отлично понимаю, что у нас в регионе очень много талантливых учителей, просто не каждый может представить свой опыт так, чтобы он заиграл красками. Я рискнула. Причем признаюсь, что даже не волновалась. Это ведь жизнь. Сегодня такое испытание, завтра — другое.

— А есть послевкусие после конкурса?

— Вы знаете, чувствую себя несколько разочарованной. Мне не очень понравилась закрытость конкурсных испытаний на финале конкурса. Например, трудно было попасть на открытые уроки. Нет никаких сведений о твоих баллах, нет информации, почему, за что поставлена та или иная оценка, не понимаешь, на каком основании сделан такой-то вывод. Я не собираюсь ничего оспаривать, но хочется увидеть, в чем твой пробел, в чем прокол. К сожалению, в силу всего вышесказанного я для себя очень мало взяла из чужих педагогических находок. Хотя мы приехали, чтобы поделиться опытом, показать его. На региональном этапе конкурса все было иначе, можно было посмотреть уроки и мастер-классы всех участников. Здесь были живое общение, интерес. Мне это очень пригодилось.

— Какие формы уроков вы предпочитаете?

— Разные. Можно отдать детям пальму первенства, а можно самому выступить в роли актера. Чаще всего я чередую, даю возможность и детям поиграть, и себе. Мне кажется, это полезнее. Конечно, в идеале можно высечь искру, зажечь детей, и работа пойдет даже в твое отсутствие. Но не всегда так получается, не всегда дети мотивированы. Особенно в старших классах, когда начинается более серьезная математика. Они не могут разобраться с решением задач, которые являются ведущими в физике, и это создает определенные трудности.

— А почему? Ведь в 7-8-х классах, как вы сказали, дети легко справляются с физикой. Почему же позднее энтузиазм угасает?

— Потому что начинается более сложная математика. В 7-м классе задача по физике решается в 2-3 шага, а дальше, когда нужно включать логику, анализ, начинаются спотыкания. Часто, увы, когда нужно сделать толчок вперед, мы бежим назад.

— Какой бы вы хотели видеть свою деревенскую школу?

— Если характеризовать одним словом, то она должна быть преуспевающей. Но здесь очень многое зависит от заинтересованности родителей. Чтобы ее добиться, нужно менять общественную позицию, само общество. Представьте, если дети дома ночью не спали, пришли в школу, не поев, какая им учеба, какая физика? Мы упираемся в кризис семьи, и это очень серьезная проблема.

— Зато вы теперь служите примером молодой многодетной семьи.

— Да, нужно держать лицо. В этом специфика жизни в деревне. Здесь каждый на виду.

...Есть и еще один нюанс этой самой специфики деревенской жизни. Малышня в классе совершенно по-взрослому интересуется у Надежды Федоровны, есть ли муж-то у нее? И когда узнает, что есть, успокаивается. Мол, не одна, не брошена, и то хорошо. Есть кому кормить, защищать и поддерживать. Для них, для деревенских ребят, это основа основ — заботливый кормилец и добрая мать. Все остальное приложится. По их маленькому разумению, не в дипломах ведь счастье, в самом деле, а в крепкой семье. Только думается, что разумение это не маленькое, а истинно большое, глубинное. Но людям взрослым недоступное. А жаль.

Наталья Алексютина, «Учительская газета», № 14 от 8 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.