На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Верное средство

Кто не ошибается, тот не движется вперед

Марина ДОЛГАЧЕВА не боится ошибок. Ведь если бы не ошибки, считает она, мы никогда и не узнали бы, как на самом деле правильно. Этот жизненный принцип помог ей преодолеть языковой барьер в юности, когда она заговорила по-английски. «Странная девочка», — шептались на уроке одноклассники во время ее попыток выстроить стройный рассказ на иностранном. «Перспективная студентка», — одобрительно кивали головами американские психологи на семинарах в университете. «Wow, да она просто супер!» — восклицают теперь ее ученики из 14-й гимназии Волгограда, школы, где изучают пять языков (английский, немецкий, французский, испанский, китайский), уделяя коммуникативным навыкам огромное внимание.

Долгачева и вправду открыта для всего нового: «Как я узнаю, смогу ли я, если не попробую?!» Страшно? Но она то и дело идет на вызов и преодолевает свои страхи. А маленькие оплошности, случающиеся в процессе постижения неизведанного по незнанию, всегда можно исправить. Помните у Джоан Коллинз: «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг»?

И разве ей было не страшно познакомиться с тем мальчишкой на велосипеде, увидев которого она, ученица 9-го класса, каким-то особым чутьем поняла: «Это моя судьба»? Узнала, что учились они в одной школе, просто не замечала она его раньше, ведь Игорь старше ее на три года. Выбрав в суженые (на сегодняшний день они 18 лет как знакомы, 10 — как женаты), ждала из армии, а потом спокойно уехала из Новоаннинского в Волгоград в университет, потому что знала — дождется и он.

Страшно было и на лингвистических занятиях в Волгоградском педуниверситете. Она хотела стать учительницей, будучи еще ученицей новоаннинской школы №4. Ей легко давалась учеба. Одноклассникам хуже, ее просили помочь. Делала это Марина с удовольствием, каждому индивидуально подбирала занятия, которые подойдут лучше, в зависимости от того, что именно из пройденного материала одноклассник не уяснил. Ей нравилось, что ее понимают и что у ее подопечных улучшаются оценки. Сначала хотела выбрать русский. Ей нравились четкость правил, конкретика грамматики. Но учитель словесности обычно и литератор, а литературный мир иллюзий и мечтаний привлекал ее гораздо меньше. И тогда победил английский, выбор ее учительница Наталья Заволодькина одобрила. Но вместо привычных школьных пятерок вчерашняя выпускница стала получать оценки похуже. Старалась же она не меньше! «Почему я в середнячках?» — задала вопрос Марина преподавателям. «Нужно не просто делать то, что задано, а проявлять себя, быть активной, создавать что-то новое». И упорная студентка стала продумывать, как ей выстроить диалоги так, чтобы они запомнились, и разыграть интерактивную беседу наподобие сценки, и рассмешить, и заставить забыть, что она говорит на чужом для нее языке. Ей просто необходимо было показать своим вузовским учителям — она способная, да что уж там, она лучшая! Это доказывает и ее школьная золотая медаль, и золотая медаль ее старшего брата, и его красный диплом тоже это доказывает...

А еще на факультете проводили семинары по формированию характера и моральных ценностей у детей психологи из США. Они приезжали в Волгоградский университет два раза в год, и Марина Владимировна попала на такое занятие еще на 1-м курсе. Темы, предлагаемые американскими тренерами, цепляли за живое, по многим вопросам ей хотелось высказать свое мнение, и недостаточный словарный запас ее не пугал. Эти диспуты окончательно убедили будущего педагога, что чем смелее общаешься, тем легче осваиваешь законы языка. Дискуссии на семинарах понемногу перерастали в дружбу, сотрудничество вчерашней студентки, а теперь волгоградского педагога, с «Character for Kids» длится по сей день. Овладев же английским, Долгачева принялась за немецкий. Сейчас мечтает освоить французский.

Да и на конкурс Марина Долгачева решилась после урока своей коллеги Маргариты Изюмовой. Увидела, как та не побоялась ни чужих детей, ни пристрастного жюри, и подумала: «Я тоже так смогу, разве нет?» Это надо было проверить. И она сама выдвинула свою кандидатуру. Ну чего здесь бояться, когда даже помимо Изюмовой в этом профессиональном испытании принимала участие завуч 14-й гимназии — француженка Нина Панютина?! Она и в Москву на финал съездила как победительница областного этапа.

...В эту школу Марина Долгачева пришла на 3-м курсе на практику. Учитель, курирующий ее закрепление теоретического курса, заболел. Марину попросили поработать вместо него на его уроках. Узнав этот коллектив ближе, коллектив талантливых, трудолюбивых («просто сумасшедших в своей преданности профессии!») людей, Марина Владимировна не смогла не остаться. Гимназии в этом году исполняется 50 лет, 10 из них здесь работает Долгачева.

— Молодая, ответственная, активная, перспективная, инициативная, творческая, — не устает нахваливать своего специалиста директор гимназии №14 Елена Беликова. — У нас много детей поступают на иностранный, поэтому языковая подготовка на самом высоком уровне. Потом мы за студентов — наших выпускников — получаем благодарности. Мы давно сотрудничаем с Институтом иностранных языков педуниверситета, принимаем на практику студентов. Марина Владимировна в этом деле играет первую скрипку. Она вообще у нас находится в резерве на руководящие педагогические кадры, ведь у нее есть все способности, чтобы стать хорошим руководителем. Она контактная, решительная, оптимистичная и очень терпимая.

Долгачева окончила первый год магистратуры. Занимается изучением универсальных учебных действий. Планирует поступить в аспирантуру. Она хотела бы увидеть воочию королевскую семью, особенно молодых принцев, но пока едет волонтером в православный лагерь. Она уже была в нем однажды, и ей, человеку светскому, светлая атмосфера лагеря так понравилась, что этим летом она решилась попробовать еще раз. Тем более что в этом году планируется проживание в палатках, и ей этот новый опыт интересен вдвойне.

Любовь Савельева из Ульяновской области на «Учителе года России – 2013» рассказала Долгачевой про программу «People to People International». Марина Владимировна тут же подхватила удачную идею. Уже почти год два ее класса активно переписываются с детьми из других стран. Папа третьеклассника, прочитав письмо своего ребенка, спросил учительницу: «Признайтесь, это вы писали?» Марина Владимировна засмеялась: «В переписке весь класс, поверьте, мне было бы лень писать столько писем». Подала она заявку и на то, чтобы радость общения с англоязычными сверстниками испытали ее ученики еще из трех классов. Такой вот пример обогащения профессиональными находками с конкурса.

Хотя и собственный арсенал педагогических приемов Долгачевой богат. Изучать иностранный в гимназии начинают со второго класса, после начального знакомства с английским языком в детском творческом объединении «Лингвенок: мы играем и поем».

— Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно, — говорит Марина Владимировна. — Поэтому обучение с малышами я строю с учетом их любимых сфер деятельности. Это раскрашивание, рисование; вырезание из бумаги различных фигур, масок; разыгрывание сценок и диалогов, ролевые игры; заучивание наизусть стихотворений; пение английских песен для отработки произношения, закрепления речевых образцов, грамматического материала и создания положительной мотивации.

В гимназии English на начальном этапе основывается на «Звездном английском» («Starlight»). Там есть и волшебные друзья, и семья, и песни, и разговоры про погоду. Но главное — разделы книги структурированы так, чтобы помочь педагогу сформировать кругозор ребенка и дать ему представление о культуре, традициях и жизни как других стран, так и своей родной.

— На этом этапе обучения очень важна поддержка домашних, — объясняет Долгачева. — Что я обычно советую родителям, чтобы путешествие по миру иностранного языка не испугало ребенка раз и навсегда? Ежедневно слушать записи аудиоуроков. После работы в классе необходимо читать вслух тексты известных песен, стихов и рифмовок дома. Так как дети учатся пользоваться письмом для лучшего усвоения лексики, грамматики и овладения устной речью и чтением, поэтому взрослым необходимо на данном этапе следить за состоянием тетрадей, учебника и словарей, выполнением письменных домашних заданий. И конечно же, мамам и папам, бабушкам и дедушкам, тетям и дядям нужно поощрять желание ребенка спеть разученную на уроке песню или рассказать стихотворение. А еще я говорю родителям: «Хвалите своего ребенка, не бойтесь в этом переусердствовать, это только усилит его желание продолжать учиться!»

Это в 7-м классе уже можно устроить хит-парад любимых подростками песен. Прослушав отрывок, попросить его перевести. И сделать удивленные глаза: «А что это вы так смеетесь? Не догадывались, что бред?» А когда ребята, очнувшись, воскликнут: «Что мы слушаем?», дать им послушать Луи Армстронга, «Битлз», Майкла Джексона. «Да, разница очевидна», — вздыхают подростки.

С восьмиклассниками Марина Долгачева смотрит фильмы. Безусловно, на языке. Разбирают их, обсуждают. «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем сравнивали с книгой и российской постановкой. Аргументировать свое мнение, формулировать мысль, отстаивать свою точку зрения приходилось на английском. Сошлись на мнении, что чем больше версий великого произведения, тем лучше, и в том, и в другом, и в третьем есть неиссякаемая привлекательность.

Накануне каникул всей гимназией со 2-го по 8-й класс посмотрели «Гадкий я» на английском, смеялись до упаду. Выбрали этот мультфильм, потому что он понравился Долгачевым, когда они ходили на него всей семьей. Будущая третьеклассница Анжелика, будущий первоклассник Никита и, конечно же, муж. Они вообще любят делать все вместе: гулять по городским паркам, ездить на природу, ходить в кино. И гордиться своими победами: достижениями в восточных танцах Анжелики, удачными футбольными пасами Никиты. Иногда же Марина Владимировна берет в руки гитару. Анжелика с удовольствием включается, поет, она и вовсе мечтает попасть на детский «Голос». Никита хотя и обладает хорошим голосом, петь избегает, молча слушает, ожидая, когда мама вместо сладкой лирики перейдет на любимый ею русский рок: «Арию», Кипелова, ДДТ.

Читает Марина Долгачева по настроению, но выбирает то, что может заворожить. Считает самыми близкими себе по духу «Алые паруса» Грина, «Сестру Керри» Драйзера, «О дивный новый мир» Хаксли и, безусловно, детективную сагу Конан Дойля.

Девиз Марины Долгачевой: «Сочиняй мечту». Она и сочиняет ее. То, что задумывает, сбывается. Наверное, потому что она умеет идти к этому. И не бояться делать ошибки. Ведь ошибки — это наука, помогающая двигаться вперед.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 27 от 8 июля 2014 года



Гущин Д. Д.