На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Любовь с мягким знаком,

или Экстремальный путь Натальи Вторушиной

Это первый, но, совершенно уверена, не последний мой рассказ об учителе начальных классов Наталье Вторушиной. Почему-то мне не хочется расставаться с моей героиней. Уверена, что будет повод, и не один, снова о ней написать. Она всегда в движении, в развитии. Построит ли Наталья Анатольевна традиционную карьеру в образовании: учитель — завуч — директор — управленец — региональный министр образования? Легко могла бы построить. Но это не так важно. Главное — она будет идти вперед и справляться с препятствиями азартно и весело, стойко и смело.



Родительский опыт


Так, как всегда справлялась с обязанностями мамы троих детей — двух уже взрослых дочек Светланы и Елизаветы, сына Арсения восьми лет. Когда дочери еще были школьницами, а сын ходил в детский сад, Наталья каждый день встречала «экстремальное утро», как она это называет. Ситуация, знакомая любому родителю, — надо разбудить детей, одеть, причесать, накормить завтраком и отправить в новый день. Это всегда непросто. «Теперь с улыбкой вспоминаю, каких творческих усилий стоило разбудить (точнее пробудить) младшую дочь! Поделив бантики и заколки на двоих, заплести косы старшей. При этом не забыть о форме в бассейн для сына, ведь сегодня среда! Вот так просыпались, одевались, заплетались... Развивались». Но Наталья такой человек, что сегодня, когда дочки-студентки не живут в родном доме, а сын стал учеником и уже многое умеет делать сам, их мама тоскует по «экстриму»...

Родительский опыт ценен для каждого из нас, а для учителя — важен втройне. Когда берешь на себя ответственность не только учить, но и воспитывать детей, важно понимать не только в теории, но и на практике, как это происходит. Чтобы можно было совет родителям дать, попытаться помочь выправить непростую семейную ситуацию. Во время Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013», когда я присутствовала на беседе Натальи с родителями, у меня было четкое ощущение, что это общение гораздо более ценное мероприятие, чем просто конкурсное задание. Во-первых, потому что Наталья Вторушина очень тактично и честно сумела похвалить родителей за мудрые мысли, а об опасностях воспитания сказала мягко и ненавязчиво. Во-вторых, потому что ее советы и выводы были очень конкретны и полезны. Тема разговора была — «Всегда ли мы готовы понять и принять своего ребенка?». Вот всего несколько фраз, которые я записала за учителем: «Ребенок — отдельная личность, он не наша собственность. Эта личность нам не принадлежит. Будьте его другом, помощником. Уважайте этот «кулечек». «Если ребенок уходит от решения проблемы молча, с улыбкой, то надо насторожиться. Это плохо». «В начальной школе любая пропасть преодолима. Разверните ребенка к себе. Посмотрите на ситуацию со стороны. Еще не поздно! А потом уже ничего не вернуть...»



Любимый выпуск


Я убеждена, что учитель все-таки не должен заменять родителя (хотя иногда и приходится это делать, когда мама и папа присутствуют в жизни ребенка лишь номинально). Он должен в первую очередь научить своих учеников. Но Наталья Вторушина так не думает. Ее ученики — это тоже ее дети. Конечно, любит их не так, как родных дочерей и сына, но тоже любит. Особенно свой самый первый выпуск, «золотой», любимый. Дали начинающему педагогу 1-й «Д». Детей в школу в тот год поступало много, был еще 1-й «Е» и даже «Ж». В педколлективе считалось, что в «Д» пришли ребята, что называется, не «первого сорта». «А я думаю, мне настолько с ними повезло! Они были лучше всех в духовном и моральном плане», — рассказывает Наталья. Заложенного молодой учительницей задела из знаний, умений, веры и любви хватило на всю остальную школу. Все дети очень неплохо проучились. Все окончили институты. Теперь у них семьи, и у Натальи Анатольевны уже восемь «внуков» по этой линии — пять девочек и три мальчика. Она не просто следит за судьбой своего первого класса, а постоянно с ними в диалоге. Вот и во время конкурса «Учитель года России» ребята — конечно, уже не ребята, а взрослые, серьезные люди, но для нее ребята — писали ей эсэмэски, электронные письма. Максим Петришко, член сборной Казахстана по гимнастике, перед очень ответственным днем, когда должны были объявить состав пятерки победителей, так напутствовал Наталью Вторушину: «Наталья Анатольевна, я не сомневаюсь в вас. Но вне зависимости от того, войдете вы в пятерку или нет, для всех нас вы останетесь любимым учителем». Приезжая регулярно на родину в Чимкент, Вторушина обязательно видится со своими повзрослевшими учениками, а иногда даже помогает им решать жизненные проблемы.

Так же трепетно, как к ученикам, Наталья относится к педагогам, которые учили ее в школе. Историк Анна Дмитриевна Цингалиди, филолог Валентина Ивановна Казаченко — это святые для нее имена. Именно Валентина Ивановна заботилась о грамотности будущего учителя начальных классов. Шутливо говорила Наташе: «Запомни, любовь, свекровь и морковь пишутся с мягким знаком». Почему-то долгое время слово «любовь» девочка упорно писала без последней буквы. А потом свершилось — ошибки ушли. Словно любовь и внимание учителей превратились в недостающий мягкий знак...



Тропы педагогики


Первая школа Натальи Вторушиной была в Казахстане. Средняя школа №34 имени Ю.А.Гагарина города Чимкента. Сначала Наталья была ее ученицей, а после окончания в 1990 году, недобрав баллов на исторический факультет, пришла лаборанткой в кабинет химии. К сожалению, химия не любимая наука моей героини, тем не менее свои обязанности она выполняла старательно, готовила к урокам пробирки, колбочки, реактивы. Прошел год, и снова Наташа отправилась штурмовать истфак. В приемной комиссии ей сказали, что на факультет, где готовят практически не учителей, но управленцев, она поступить скорее всего не сможет и что лучше ей подстраховаться и сдать экзамены еще на какой-нибудь факультет. Так Наталья стала студенткой Шымкентского отделения Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Яссави, а через пять лет получила диплом учителя профессионально-трудового обучения. В тот же год поступления в школе ей предложили преподавать труд, а когда высшее образование было получено, выяснилось, что уроки труда сокращают, и молодой учитель приняла предложение директора — начать преподавать в началке. Очередное лето было потрачено на теоретическую подготовку, но, конечно, основные умения и навыки дала практика. И очень помогли обрести себя в новой специальности те самые «золотые» дети, о которых я уже говорила... Но испытания на этом не закончились.

Новая директор сказала, что имеет полное право Вторушину уволить, ведь она учитель труда, а работает в начальных классах. Пришлось срочно получать второе высшее образование, уже через два с половиной года Наталья стала выпускницей Южно-Казахстанского института непрерывного образования в звании «учитель начальных классов — психолог». К сожалению, остаться в родной школе все-таки не получилось. Перспектив у Натальи и ее семьи не было, а хотелось своего жилья. И Вторушина решилась на переезд в Россию. Родители ее первоклассников настолько не хотели с ней расставаться, что на полном серьезе предложили: «А давайте мы вскладчину купим вам дом? Оставайтесь!» Было приятно, но согласиться на это предложение педагог, конечно, не могла.

В 2000 году Наталью приютила гимназия №1 города Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа. Маленькая, камерная, в ней всего 500 с небольшим учеников. В гимназии Вторушина трудится по сей день. Сейчас в качестве заместителя директора по воспитательной работе. Эта должность стала еще одним испытанием. Выяснилось, что и здесь нужно иметь специальное образование. За эту должность Наталья Анатольевна, честно говоря, не держится, наоборот, мечтает остаться только на классе, спокойно работать педагогом. Тем не менее проблему она решила в своем стиле — стала студенткой Омского государственного педагогического университета по программе «Менеджмент в образовании».

У меня возникло четкое ощущение, что трудности Наталью Вторушину не пугают, а вдохновляют на новые свершения. Однако не все... Есть проблемы, с которыми нелегко справиться даже такой оптимистке и сильной личности. Что огорчает Наталью Анатольевну? Во-первых, отношение родителей к оценкам своих детей. Двойку они воспринимают как повод устроить ребенку головомойку, а не выяснить, в чем его пробелы. И когда в салехардской гимназии учителя начальных классов устроили эксперимент по безотметочному обучению, выяснилось, что без отметок заскучали и даже запаниковали не дети, не педагоги, а родители. «Им надо обязательно, чтобы учитель нарисовал солнышко, они знают, что это пятерка. Если солнышко с тучкой — это четверка. Тучка — тройка. Тучка плачет — двойка. Так что оценки — это, как я называю, хотелки наших родителей. Им нужно видеть подтверждение реальных результатов. Да, я знаю, что мой ребенок учится неплохо, но мне нужно видеть оценки, и в зависимости от того, что поставили, похвалить, поругать...»

«Но что такое пятерка или тройка? — рассуждает дальше Наталья Вторушина. — Они же у каждого ребенка совершенно индивидуальные. Сидит у меня девочка, которая в силу своего психофизиологического состояния не может учиться на пятерки. Допускает в диктанте 23 ошибки. И вот наконец она сделала в диктанте всего 8 ошибок. Тянется рука поставить ей пятерку, и я ее ставлю...»

Последствия этого шага понятны. Приходят проверяющие и, видя эту конкретную работу и конкретную оценку, заявляют, что пятерка не соответствует нормативу. Они ориентируются на инструкцию и не хотят разбираться, что ребенок практически сделал невозможное. А тут еще инспекторы видят рядом работу отличника, который сделал одну ошибку, и ему за это поставили четверку. Чтобы понять, почему четверку, надо знать ситуацию, надо понимать, что этот ученик просто-напросто схалтурил, и учитель обязательно должен был выставить оценку ниже обычной.

Наталья Анатольевна убеждена, что двоечниками дети порой становятся для того, чтобы вечно занятые родители наконец с ними пообщались. Почему некоторые дети перестают учиться? Потому что им не хватает маминого внимания. «Пусть мама меня ругает, но она в этот момент со мной», — думает ребенок. Наталья уверена, что в начальной школе двойку ребенку ставить нельзя ни в коем случае.

Да и некогда ей строго преследовать детей за ошибки. В школьной жизни так много интересного! Можно проползти на коленках по коридору, играя в веселую игру. Полазить по деревьям, изучая загадки природы. Посидеть на ковре, воображая, что это поляна в лесу. Жить все время по правилам скучно. А дети именно это ценят в своей учительнице. Словно Наталья Анатольевна на время игры превращается в их ровесницу. Они не знают, что муж Вторушиной иногда с улыбкой спрашивает супругу: «Ты когда-нибудь повзрослеешь?» Но, думаю, он на самом деле солидарен с детьми и не хочет, чтобы Наталья Анатольевна стала солидной, взрослой дамой...

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 10 от 11 марта 2014 года



Гущин Д. Д.