На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Поносов Д. П.
финал конкурса 2009 года

Каримова Ю. А.
финал конкурса 2010 года

Сапожникова Т. А.
финал конкурса 2013 года

Александрова Е. С.
финал конкурса 2015 года

Мандаева Н. Л.
финал конкурса 2015 года

 

Хроника конкурса: «Учительская газета», 2016-10-11 Время пошло!

 

К хронике конкурса

Ольга Максимович, «Учительская газета»
11.10.2016
Время пошло!

На конкурсных испытаниях время властвует над всеми. В жесткой матрице временных рамок и участники состязания, и жюри. Всероссийский конкурс «Учитель года России» не исключение из правил. Здесь у каждого испытания свой регламент. Но, пожалуй, только «Образовательный проект» — это задание второго, очного, тура федерального этапа конкурса — измеряется не минутами, а несколькими часами. Конкурсанты работают в группах по пять человек. И у каждой группы есть 6 часов, чтобы с нуля создать образовательный проект, продумать его цели и задачи, этапы реализации, включая возможные варианты привлечения финансирования, риски и положительные эффекты. Впрочем, 6 часов — это время на подготовку. Еще есть «до» и «после». Но все по порядку.

Как это было
В какую конкретно группу попадет каждый из 15 лауреатов, решает жребий. А процесс жеребьевки на «Учителе года России» всегда пространство для творческой фантазии. Пазлы из открыток, живые розы с секретными цифрами помогали определять порядок участия конкурсантов в различных испытаниях на «Учителе года России»-2016. На «Образовательном проекте» жеребьевка была шоколадной — для поднятия настроения на старте многочасового марафона. Любишь сладкое или нет, а конфету из коробки взять придется. Ведь под ней и спрятан номер! Конфетами всех лауреатов угощал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Через пару минут состав групп был сформирован. И началось время «до».

«До» и «после»
До начала 6-часового подготовительного этапа каждой группе дается время, чтобы определиться с темой проекта. За мозговым штурмом группы внимательно наблюдает жюри, уже на этом этапе оценивая активность и содержательность интеллектуального вклада каждого конкретного участника в общую проектную копилку. В этот момент группа распределяет ответственность членов команды, объявляет тему проекта. А затем удаляется с глаз жюри и публики его создавать.

Через 6 часов наступает время «после». По формату это публичная защита проекта, визуализированного в электронной или любой другой подаче. На это у каждой из групп есть 20 минут. Еще 10 минут жюри может задавать вопросы.

Среди критериев оценки этого конкурсного испытания — исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта.

Пора определиться с выбором!
Первая группа конкурсантов работала над проектом «Быть или не быть? Или проблема выбора выпускника школы». Человек всегда стоит перед выбором. И один из самых сложных — выбор жизненного пути. Чем руководствоваться, определяясь с решением? Готовы ли сегодняшние школьники к формулированию вероятных перспектив своего будущего в зависимости от того или иного выбора? Каковы приоритеты школьников и их родителей? За время подготовки проекта конкурсанты организовали видеоопрос по этой теме, итоги которого в диаграммах и цифрах с процентами они продемонстрировали на одном из слайдов презентации своего проекта. Оказалось, что и дети, и взрослые в большинстве случаев не готовы к множественному выбору с анализом личностного, ценностно-смыслового и профессионального аспектов. Таким образом, для группы высветилась центральная проблема проекта: смоделировать среду, в которой были бы созданы условия для развития способности осуществлять выбор в соответствии с требованием времени. На слайдах презентации такую среду предлагалось создать с помощью модели «Школа для жизни» с привлечением психологического сопровождения и социального партнерства. Конкурсанты пояснили, что школа для жизни — это особое образовательное пространство, творческая и развивающая среда, реализованная посредством мастерских по выбору. Время работы такой школы — вторая половина дня. Получив знания на уроках, ученик продолжает развиваться в мастерских по выбору. Палитра мастерских может быть самой разнообразной. Исследовательская и проектная деятельность в мастерских, как и межвозрастное общение ребят, все будет способствовать развитию, формированию профессиональной мобильности, стрессоустойчивости, которую работодатели при приеме на работу почти всегда выделяют как безусловное требование. Итог всему — полученный ребенком опыт, возможность проб потенциальных траекторий своего будущего и осознанного выбора. А заодно формирование портфолио — в мастерских можно будет получить сертификат о личных достижениях.

Многогранная Россия
Несмотря на строгую методичность названия «Межрегиональная краеведческая школа как инструмент повышения мотивации учащихся», презентация второй группы конкурсантов была яркой и образной. Началась она с мини-ребуса. На слайдах возникали картинки с изображением гербов. «Герб какого города на экране?» — экзаменовали конкурсанты зал. Зрители с ответами не медлили. И почти все были в точку. Но ведь отвечала взрослая аудитория. А насколько хорошо свой регион, город и страну в целом знают дети? Собственно, в этом и может заключаться проблема, решать которую конкурсанты предложили с помощью своего проекта. Его основная цель — сформировать интерес к изучению культуры, истории и природных особенностей России посредством научно-исследовательской и творческой деятельности в формате межрегионального сообщества. Развитию сетевого взаимодействия, по мнению конкурсантов, будет способствовать создание информационной площадки для общения и обмена опытом краеведческой работы. Очное общение тоже запланировано в рамках конференции «Многогранная Россия», причем в перспективе на регулярной основе. «Это очень важно — ознакомить детей с культурой и традициями народов России именно в реальной проектной деятельности. Без этого невозможно сохранить межнациональное согласие», — резюмировали авторы проекта. И добавили, что «важнейшим его результатом станет формирование патриотизма и гражданской идентичности».

Понять друг друга
Третья группа конкурсантов сфокусировала внимание на проблеме дефицита эффективного взаимодействия внутри и вокруг школьного сообщества. И как вариант для ее решения предложила проект под названием «Школа взаимодействия и сотрудничества поколений». Реализовывать программу развития школы будет координационный совет, куда должны войти представители разных поколений — учителя, ученики и родители. По замыслу конкурсантов, школа и станет площадкой для объединения и выстраивания профессионального и личностного взаимодействия для всех целевых групп. Опытные учителя как носители традиций получат пользу от общения с молодыми коллегами, хорошо владеющими техническими инновациями. Специальные программы и мероприятия школы помогут повернуть в конструктивный позитив конфликтные ситуации между родителями и педагогами, учителями и учениками. Результатами проекта станут появление детско-взрослых сообществ, уменьшение конфликтных ситуаций, улучшение психологического климата в школе, а также повышение информационной, коммуникативной и правовой культуры. Но самое главное — площадка поможет идти вперед во взаимодействии, сотрудничестве и взаимопонимании представителям всех поколений.






Вверх

К хронике конкурса

К предыдущей статье



Гущин Д. Д.