На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Поносов Д. П.
финал конкурса 2009 года

Каримова Ю. А.
финал конкурса 2010 года

Сапожникова Т. А.
финал конкурса 2013 года

Александрова Е. С.
финал конкурса 2015 года

Мандаева Н. Л.
финал конкурса 2015 года

 

Хроника конкурса: «Учительская газета», 2016-10-05 До финишной черты 60 минут!

 

К хронике конкурса

Анна Данилина, «Учительская газета»
05.10.2016
До финишной черты 60 минут!

«Глаголом жги сердца людей...» - эти строки пушкинского «Пророка» учителя литературы не раз слышали на уроках из уст своих подопечных, но благодаря звучному, четкому, пусть и немного оттененному волнением голосу нового абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, преподавателя русского языка и литературы школы №7 имени Г.К.Жукова города Армавира Краснодарского края Александра Шагалова они зазвучали в полную силу как настоящее педагогическое кредо небезразличного учителя.

И будни, и праздники
Конкурс 2016 года богат на новинки. Казалось бы, уже минуло 27 конкурсных лет (главное педагогическое состязание переживает уверенную насыщенную молодость!), а все равно есть место событиям, о которых говорят: «Все бывает в первый раз!» В этом году впервые за последние (как минимум) десять лет пятерка победителей сугубо мужская, впервые такая молодая - средний возраст победителей конкурса в 2016 году почти 28 лет (против 37 в среднем по участникам конкурса).

Итоги того, как шли состязания, подводят прямо на праздничном концерте, посвященном Дню учителя, в Кремле. Что ж, учителям не привыкать умело сочетать наполненные содержанием будни и насыщенные весельем праздники. И пока в фойе идут мастер-классы абсолютных победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет и работает выставка последних достижений в области перспективнейшего направления дополнительного образования - робототехники, зал Государственного Кремлевского дворца уже готовится принять своих гостей из всех 85 регионов страны.

Совместить торжественное и прагматическое удалось и талантливым ведущим праздничного концерта - лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2007 Юлии Варламовой, телеведущей Ирине Россиус и главному редактору «Учительской газеты» Петру Положевцу. Яркое трио с легкостью оперировало актуальными образовательными фактами, стоящими на повестке дня: ФГОС для детей с ОВЗ, программа по увеличению мест в школах, наиболее активные регионы по привлечению в школы молодых профессионалов...

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
— Что такое, на ваш взгляд, качество образования?
Андрей БАРАШЕВ, учитель русского языка и литературы лицея №11 Ростова-на-Дону, Ростовская область:
— Качество образования — это степень удовлетворенности образовательным процессом всеми его участниками: учениками, учителями и родителями. Удовлетворенность тем, как этот процесс проходит ежедневно.
Максим РЫЖОВ, учитель биологии школы №619 Санкт-Петербурга:
— Качество образования — это соответствие определенным результатам, в том числе заложенным в ФГОС. Но если качество образования не соответствует изменению жизненной ситуации, оно бесполезно.
Антон ЛАГУТИН, учитель информатики гимназии №2 Коломны, Московская область:
— Когда мы говорим о качестве образования, чаще всего подразумеваем результат. Но любой результат возможен только исходя из стартовых условий. Поэтому под качеством образования предлагаю понимать как результат, так и те условия, которые созданы в образовательном учреждении.
Александр ШАГАЛОВ, учитель русского языка и литературы школы №7 города Армавира, Краснодарский край:
— В основе качества образования — наличие условий для достижения результатов обучения. Но вот оценить результат очень сложно. Есть долгосрочные результаты, которые проявятся с годами. В этом смысле самое важное — что будет с учеником после окончания школы.
Евгений КОВАЛЕВ, учитель химии лицея №5 им. Ю. А. Гагарина Волгограда:
— Качество образования должно иметь отношение к жизни человека, к его профессиональному и личностному росту. О качестве образования говорит тот факт, насколько образование готовит человека для жизни в современных реалиях.
Ольга Васильева позиции конкурсантов поддержала и подчеркнула, что качество образования не может появиться из ниоткуда. В итоге это и материальная база, и образовательные программы школ, и условия, в которых функционируют образовательные организации, и умение школ и педагогов работать с очень разными учениками.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
— Кто должен проверять тех, кто проверяет качество образования?
Максим РЫЖОВ:
— Таков закон жизни: исполнителей проверяют непосредственные начальники. А непосредственных начальников должны проверять их непосредственные начальники. В сфере образования вполне возможен вариант, когда исполнители могут проверять исполнителей. Здесь не идет речь о тотальной слежке друг за другом. Скорее о создании репутационных полей — обмене опытом, методиками, достижениями. В этом смысле «Учитель года» — хорошая платформа для создания подобных репутационных полей.
Андрей БАРАШЕВ:
— В оценке качества образования не должно быть жесткого тотального контроля каждого над каждым. Здесь нужна более демократичная структура. Один из критериев — это общественное мнение.
Евгений КОВАЛЕВ:
— Учителя должны нести ответственность за качество образования, которое они формируют. Но и учительское сообщество имеет право оценить результаты экспертизы своей же работы. И этот процесс должен быть публичным и для общества, и для государства в целом.
Антон ЛАГУТИН:
— Главным проверяющим для каждого из нас должна быть совесть. Оценивая работу учителя, нужно учитывать мнение основных людей в образовательном процессе — учеников и родителей. Их мнение отражает реальную ситуацию: устраивает качество образования или нет. Популяризация и повышение престижности профессии должны способствовать этому.
Александр ШАГАЛОВ:
— Контроль должен быть. Но контролирующую вертикаль при желании можно строить бесконечно — до бессмысленности, а кто будет проверять тех, кто будет проверять этих? Нужна грамотная и четкая система оценивания, которой пока нет.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
— Какие решения нельзя принимать по итогам оценки качества образования?
Максим РЫЖОВ:
— Нельзя оперировать такими формулами: «Сегодня плохо, а завтра должно быть лучше» или «Сегодня лучше, а послезавтра должно быть отлично». Решения должны быть направлены на помощь отдельно взятым школам, ученикам, учителям и семьям. Только тогда они будут эффективными.
Андрей БАРАШЕВ:
— Нельзя оценивать работу школы исключительно по итогам исследований качества образования. Результаты ЕГЭ или ОГЭ не отражают имиджевую оценку школы. Потому что наши школы существуют в разных регионах и в разных условиях, имеют разную специфику. Общечеловеческие ценности — воспитание патриотизма, например, от результатов ЕГЭ не зависят.
Антон ЛАГУТИН:
— Любые решения должны основываться в первую очередь на том, как сделать, чтобы качество образования росло. И нельзя спешить с оценкой школы, если не созданы достойные условия для ее развития.
Александр ШАГАЛОВ:
— Нельзя судить о таланте и образованности учеников только по оценкам. Можно иметь тройку по русскому языку, но быть отличным биологом.
Евгений КОВАЛЕВ:
— Нужно оперировать комплексным анализом ситуации, в которой оказалась образовательная организация. И найти правильный выход из нее.
Ольга Васильева обратила внимание, что нельзя принимать решения, основываясь исключительно на результатах рейтингов: «Мы в последнее время увлеклись всевозможными рейтингами. Но, рассматривая результаты рейтинга, всегда надо задавать вопросы, зачем и почему этот рейтинг создан».
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
— Что остается вне зоны нашего внимания, когда мы оцениваем качество образования?
Андрей БАРАШЕВ:
— Система аттестации учителей.
Евгений КОВАЛЕВ: — Вовлеченность семьи в образовательный процесс ребенка.
Антон ЛАГУТИН:
— Инструментарий для оценивания метапредметности.
Александр ШАГАЛОВ:
— Вся последующая жизнь ученика. К сожалению, отследить это практически невозможно.
Максим РЫЖОВ:
— Внимание, доброжелательность и любовь к детям не замечают, когда оценивают качество образования. А ведь это немаловажно в нашей профессии.
Ольга Васильева в своем комментарии акцентировала внимание на том, что образование — это обучение и воспитание. При этом воспитание часто остается вне зоны внимания. Процесс воспитания в цифрах оценить сложно. Но именно воспитание, не меньше, чем обучение, имеет особую ценность для всей последующей жизни человека.
Отвечая на вопрос «Какую форму оценки качества образования вы считаете наиболее объективной?», все конкурсанты сошлись во мнении, что форма оценки должна быть комплексной. И отдельно взятые ЕГЭ и ОГЭ реальную ситуацию с качеством образования не дадут.
«Солидарна с теми, кто говорил о комплексной форме оценки качества как наиболее объективной. В этом смысле ЕГЭ только одна из форм. Еще одна — сочинение, которое вернулось в наши школы. Надеюсь, что через два года оно будет иметь тот классический вид, который имело всегда».
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
— Какова роль самооценки в качественном образовании?
Андрей БАРАШЕВ:
— Эту роль невозможно переоценить. Я всегда учил своих детей: если вы совершаете какую-то подлость или предательство, даже если об этом никто никогда не узнает, у этого поступка всегда будет главный судья — это вы сами. Учительская самооценка — один из главных факторов качества образования.
Антон ЛАГУТИН:
— Самооценка учителя — главный гарант качества образования.
Максим РЫЖОВ:
— Невозможно построить индивидуальный образовательный маршрут школы, класса, ученика без собственной самооценки. Только она дает глубокий анализ того, что сейчас надо данной школе, конкретному ученику и данному классу.
Александр ШАГАЛОВ:
— Человек не может развиваться без самооценки и в профессии, и в творчестве. Самооценка — это прежде всего сомнение.
Евгений КОВАЛЕВ:
— Роль самооценки ведущая в качественном образовании.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
— Россия участвует во многих международных исследованиях. А зачем это нам?
Максим РЫЖОВ:
— Это полезно.
Александр ШАГАЛОВ:
— Далеко не все международные исследования стоят нашего внимания.
Андрей БАРАШЕВ:
— Убежден, что это необходимо. Мир стал слишком маленьким, чтобы пытаться от него себя оградить. Тем более выключаться из мирового педагогического пространства. Если нас оценивают, значит, и у нас есть право оценить других.
Антон ЛАГУТИН:
— Нельзя говорить об оценке качества образования, если не с чем сравнить. Мы должны не только внутри своей страны сравнивать качество образования, но и выходить на международный уровень.
Евгений КОВАЛЕВ:
— Участвовать в международных исследованиях нужно обязательно, потому что это тоже один из факторов развития нашего отечественного образования.
Выслушав позиции конкурсантов, Ольга Васильева подчеркнула, что «участие в международных исследованиях для России обязательно и естественно».






Вверх

К хронике конкурса

К предыдущей статье

К следующей статье



Гущин Д. Д.