На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Ассорти от Остапа Яворского

Сценарист, кавээнщик, поэт и просто хороший учитель

Учитель истории и обществознания из гимназии Нового Уренгоя Остап Яворский удивительно многоликий и разный. Начнем с того, что в школе он преподает сразу несколько предметов — кроме истории и обществознания еще и музыку. А раньше вел и ОБЖ. В свои тридцать с небольшим он успел получить три высших образования, стать автором сценария телесериала «Такси» и телепрограммы «Давай поженимся», он редактор телевизионных проектов кинокомпании «Фильм ЮэЙ». А еще идейный вдохновитель движения КВН в городе Новый Уренгой, участник Международного союза КВН с 2001 года как актер, автор и руководитель. В составе команды «Сборная Луганска и Таганрога» участвовал в премьер-лиге КВН в Москве.

О чем может рассказать археологическая находка?

— За все, что могу и чего достиг, я благодарен своим родителям, — говорит Остап.

Оказалось, что он сын учителей истории, причем людей, увлеченных своей работой, педагогов-новаторов. Раннее детство Остапа прошло в студенческом общежитии Луганского педагогического института, где учились тогда его родители на историческом факультете. Остапа воспитывали всем курсом, благо ребенком он был послушным и любознательным, любовь к истории и археологии началась у него уже тогда, в ясельном возрасте, когда он заглядывал в учебники по истории Древнего мира или мрачного Средневековья. Родителям-студентам ребенок не мешал. Скорее стимулировал хорошо учиться, чтобы была стипендия. Получив образование, они уехали на родину в маленький шахтерский городок Брянку. Гимназия, в которой работали родители и учился Остап, была лучшей в городе. С 8 лет, с 1991 года, Остап Яворский вместе родителями принимал участие в археологических экспедициях в древнегреческом городе Ольвия в Николаевской области, в поселке Рогалик и селе Нижне-Теплое в Луганской области.

— В Луганской области, недалеко от города Счастье, мы раскапывали курганы, там было много интересных находок, но потом неожиданно страшной смертью погиб один из участников археологической экспедиции, и мы прекратили там копать. Не могу сказать, что среди нас было много мистически настроенных людей, но все тогда ясно почувствовали: эти захоронения лучше не тревожить.

Остап Яворский убежден, что археологические раскопки — один из лучших способов разбудить интерес школьников к изучению истории. Тема мастер-класса, который он хотел показать на конкурсе, «О чем может рассказать археологическая находка?».

— Мои родители огромное значение в свое работе придавали развивающей среде, со временем я понял, как это важно, — говорит Остап Олегович. Примечательно, что после окончания Луганского пединститута Яворский идти в школу не собирался.

— Но, видно, от судьбы не уйти, — улыбается Остап. — Я окончил в 2006 году институт, найти интересную и нормально оплачиваемую работу в Луганске не удалось, поэтому поехал в Киев. Понимая, что педагогических знаний будет недостаточно, поступил в Межрегиональную академию управления персоналом в Киеве. Параллельно устроился работать в Брокбизнесбанк. Какое-то время мы вместе с моим младшим братом прожили в этом удивительно красивом древнем городе, но со временем я почувствовал тягу к школе. На тот момент мои родители уже жили в Новом Уренгое, вынуждены были покинуть родину в трудные 90-е годы, когда на Луганщине учителям не платили денег по несколько лет, выдавая зарплату крупой и консервами.

...Педагогический стаж у Яворского небольшой — пять лет. Но за это время он успел достичь многого — освоить в совершенстве современные педагогические технологии, поучаствовать в городском конкурсе «Молодой специалист Нового Уренгоя» в 2011 году, организовать гимназическую команду КВН «Два капитана», подготовить учеников — призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. А главное — завоевать любовь своих учеников и уважение коллег. Ни одно гимназическое мероприятие не проходит без участия Остапа Олеговича — он и сценарист, и организатор, и вдохновитель всех школьных мероприятий, будь то новогодний капустник или дни школьной науки.

Уроки истории

2014 год стал особенным в жизни Остапа Яворского по многим причинам. Он стал отцом очаровательной крошечной Иванки и участником Всероссийского конкурса «Учитель года России». В этот же год на его родине началась война.

— Нам на свадьбу подарили большой участи земли под Луганском, мы с женой мечтали там построить огромный дом, когда вернемся на родину. Сейчас эта земля начинена минами и неразорвавшимися снарядами. Летом тут шли страшные бои. Я очень люблю Луганщину, мы мечтали с женой, что наша дочка появится на свет именно в этом городе, в котором родились и мы. Но нашим планам не суждено было сбыться. Я часто задаю себе вопрос: почему так произошло, что между русскими и украинцами пролегла кровь, почему наступило время, когда появились в Интернете стихи украинский поэтессы «Мы никогда не станем братьями...»? Это о русских и украинцах, которые вышли из одного корня, прародиной которых была Киевская Русь. Когда я жил на Луганщине, здесь никогда не делили людей по национальностям, все были свои... Я, к примеру, по национальности украинец, мои предки жили во Львовской области, фамилия Яворский скорее всего произошла от названия села Яворы на Львовщине, там каждый второй носит такую фамилию. Стихи я пишу, как правило, только на украинском, но родным считаю русский язык. Мне жалко всех погибших в этой братоубийственной войне — и украинских солдат-срочников, не понимающих, зачем их гонят на эту бойню, и ополченцев, воюющих с ними. А больше всех душа болит за мирных жителей — стариков, женщин и детей, оказавшихся заложниками этих событий. Думаю, истоки этой беды начались тогда, когда по воле украинских политиков стали переписывать историю. В украинских учебниках истории исчезло само понятие Великой Отечественной войны, его заменили Второй мировой. Государственной идеологией постепенно стала идеология ненависти ко всему русскому. Думаю, причина многих бед в том, что уроки истории ничему не учат украинских политиков. Неплохо бы им заглянуть в учебники Киевской Руси и не придумывать мифы про древних укров.

Примечательно, что на конкурсе Остапу Яворскому досталась тема «Правление Ярослава Мудрого». Остап сумел за 45 минут не только дать материал по истории, но и построить межпредметные связи — Яворский рассказал ученикам о праве и экономике, архитектуре и музыке того времени.

— Я использовал на уроке кейс-технологии, — говорит Остап Олегович. — Главная цель урока, чтобы дети поняли, почему князь Ярослав остался в истории под именем Мудрый, итоги его политики, главные события во время его правления. Я предложил ученикам набор инструментов из кейса — исторические документы, отрывки летописей. Это помогло создать поликультурную картину восприятия эпохи Древней Руси.

На уроке Яворского звучали стихи и музыка времен Древней Руси, и это помогло детям перенестись в ту эпоху, а в конце урока сделать самостоятельно выводы.

Вообще Яворский на своих уроках отдает предпочтение технологиям деятельностного типа: проблемному обучению, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационным технологиям, проектной и исследовательской деятельности. Оказалось, что Остап Олегович сейчас работает над методической темой «Проблемный метод обучения на уроках истории и обществознания как условие развития познавательной активности обучающихся». Причем особое внимание педагог уделяет работе с историческими документами, вовлекая своих учеников в самостоятельный поиск истины, учит их аргументированно высказывать свою собственную точку зрения, участвуя в дискуссии.

Обучая других, Яворский сам постоянно учится.

— Для учителя это просто необходимо, иначе он перестает быть интересным не только своим ученикам, но и самому себе, — считает Остап. Яворский учится в аспирантуре по специальности «теория и методика профессионального образования» на кафедре социальной педагогики в Казанском институте педагогики, психологии и профессионального образования РАН, сейчас работает над кандидатской диссертацией «Реализация принципов преемственности при подготовке специалистов газовой области в образовательном кластере Ямала».

— Конкурс стал толчком к моему дальнейшему профессиональному росту, — говорит Остап Олегович. — Во-первых, теперь у меня появилось много новых друзей-историков по всей России, мы часто общаемся в Интернете, делимся интересным методическим опытом, а во-вторых, участие — это хороший стимул двигаться вперед, чтобы еще раз попробовать свои силы на всероссийском уровне. Если честно, мне очень бы хотелось. Многих ошибок удалось бы избежать.

Креативный и веселый

— Остап Олегович — лучший учитель. С ним интересно всегда — и на уроке, и после. Он креативный и веселый, даже наказания заменяет чем-то шуточным, — рассказывает ученик новоуренгойской гимназии Артур Булгаков.

Остап Олегович не только проводит интересные уроки, но и делает яркой и насыщенной внеклассную жизнь гимназии. Так, совсем недавно в гимназии проходила «Битва хоров» по аналогу той, что транслировалась на Центральном ТВ. Сам Яворский замечательно поет песни вместе со своим отцом. Многие из них посвящены археологическому братству и древней Ольвии. Остап хорошо играет на гитаре и фортепиано. Вдобавок он еще и отменный кулинар, так что молодой жене-художнице просто повезло.

— Считайте, что кулинария — это мое хобби, — улыбается Остап, — особенно люблю готовить блюда итальянской кухни, наверное, поэтому и мои увлечения скорее всего напоминают пиццу-ассорти — археология и музыка, волейбол и КВН.

Сейчас Остап много времени уделяет своей крошечной дочке. Возможно, в будущем она тоже станет учителем, теперь уже в третьем поколении.

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 04 от 27 января 2015 года



Гущин Д. Д.