На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дидигова З. А.
финал конкурса 2010 года

Тарасова И. Ю.
финал конкурса 2013 года

Маркуева Е. Д.
финал конкурса 2015 года

Труфанов Е. Е.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 


Buenos dias, senorita Ekaterina!

Екатерину Новикову ученики понимают с полуслова, хотя говорит она по-испански

«Любит ли кто театр сильнее, чем люблю его я?» — такое признание вслед за Белинским могла бы с полным правом повторить Екатерина Новикова, учитель испанского языка из московской гимназии № 1558 имени Росалии де Кастро, и это не стало бы преувеличением. Волшебное сценическое действие — одно из самых первых ее детских впечатлений. И уж точно самое яркое. То, что Катя чаще смотрела на сцену не из зала, а из-за кулис, тоже сыграло свою роль — девочка очень рано ощутила свою причастность к миру театра. Родители Кати были артистами балета, и девочке с самого детства была уготована балетная судьба. Уже в дошкольном возрасте Катя готовилась поступать в первый класс хореографического училища, проходить отборочные туры под придирчивыми взорами профессионалов, но... Мама с папой неожиданно для Кати приняли судьбоносное решение — поискать для дочки другую хорошую школу, не балетную.



Театральный роман


Они поняли, что ее природных данных может не хватить для карьеры солистки, ломать же ребенка им совсем не хотелось. И хорошее место учебы нашлось, причем недалеко от дома — международная русско-испанская школа. Побывав в школе, Катины родители остались всем довольны. И девочка начала учить испанский — его здесь изучают с первого класса. Язык ей давался легко, оказались очень хорошие лингвистические способности, кстати, к русскому языку и литературе тоже. Она могла бы стать прекрасным филологом и даже журналистом. Но свой выбор Катя сделала в пользу испанского, уже в девятом классе твердо решив, что поступать будет в языковой вуз. В России достаточно много учебных заведений, имеющих кафедру испанского языка, но Катя хотела учиться у самых лучших преподавателей. Софья Захаровна Берлин, учитель испанского, которую Екатерина Владимировна и по сей день считает родным человеком, подсказала, что наиболее авторитетные специалисты на данный момент работают в Московском государственном педагогическом университете, и Катя поступила туда. Во время учебы, как и многие ее сокурсники, попробовала себя в разных ролях — подрабатывала в качестве и репетитора, и переводчика, и гида, и школьного учителя. К выпускному курсу твердо знала, что педагогическая стезя для нее всего ближе. Ей было легко находить общий язык с детьми, детям же нравилось общаться с ней — что может быть лучше взаимной симпатии? Тем более что в родной гимназии Катю ждали, для молодого педагога нашлось место. Часов (в смысле уроков) с самого начала дали достаточно. Но, увидев горящие глаза Новиковой и поручив ее мудрому наставнику — Елене Борисовне Ушаковой, решили использовать свежее пополнение на поистине необозримом поле деятельности — во внеурочных занятиях. Им в гимназии уделяют очень большое внимание. Из года в год театр гимназии «Странствующая улитка» участвует в ежегодном Европейском фестивале школьных театров на испанском языке — это безграничное поле для детского творчества, возможности новых знакомств. Музыкальный ансамбль «Каравелла» путешествует по волнам разных культур латиноамериканского континента. Гимназический журнал «Улитка» медленно, но верно движется к вершинам журналистского мастерства. Школьное радио выдает в эфир ежедневные новостные выпуски на трех языках, транслирует песни всего мира. В гимназии стараются вовлечь в общешкольную жизнь всех детей — и темпераментных, и застенчивых от природы. Ежегодно здесь рождаются новые идеи и инициативы, осуществляются самые смелые локальные и масштабные гимназические проекты. Именно на этом поле от педагога требуется и молодость, и энергия, и азарт.

Всего этого Кате не занимать. Несмотря на внешнюю хрупкость, она полна энергии и оптимизма. Ее улыбка не аксессуар, не вынужденная декорация к уроку, а органичная, неотъемлемая часть ее образа. Дети и подростки это прекрасно чувствуют. Неудивительно, что они легко откликаются на любую ее инициативу. Конечно же, это не может не вызывать восхищения. Способности Кати понимать учеников и вдохновлять их на новые свершения были оценены не только членами большого и детского жюри. Несомненный талант Кати отметили все, кто видел ее открытые уроки и мастер-классы в реальности и даже в записи. Я спросила у Кати, что помогло ей обрести чувство уверенности, ведь не секрет, что многим молодым педагогам его не хватает, отсюда и трудности, и разочарования в себе и школе.

— Я почувствовала в себе учителя, когда дети стали внимательно меня слушать. Я увидела их интерес ко мне, к тому, что я говорю. Наверное, мне помогло то, что сама я с детства привыкла быть на сцене, не боялась устремленных на меня глаз, умела владеть собой — этому меня учили и в школе, и дома. А уверенность в том, что я на своем месте, появилась после того, как дети неожиданно для меня начали подходить ко мне в перемены, задавать вопросы на испанском — им хотелось общаться со мной не только на уроке.



Испания, далекая и близкая


Конечно, это важно. Чтобы уверенно говорить на иностранном языке, нужно на нем говорить — живого общения не заменит ничто, даже самые прекрасные уроки. Это руководство гимназии отлично понимает. Поэтому к преподаванию уже в среднем звене привлекают носителей языка. В гимназии № 1558 существует двуязычное отделение «Испанский бакалавриат», в этой системе работают педагоги из Испании, которые ведут курс литературы, истории, географии Испании на испанском языке. Высокопоставленные гости из Испании и стран Латинской Америки часто приглашаются на гимназические конкурсы, фестивали, карнавалы.

— Уже на второй год наши гимназисты начинают чувствовать вкус испанского языка, понимать пользу его изучения. Родители, возвращаясь из отпусков, с радостью рассказывают нам о том, сколько комплиментов и похвал получили их дети в испаноговорящих странах. Детей это тоже окрыляет и мотивирует. А поскольку все наши внеурочные проекты тоже помогают снять языковой барьер, к выпускному классу большинство говорят на испанском свободно. Кстати, в гимназии уже 14 лет существует добрая традиция — выпускники получают два документа об образовании: обычный аттестат и диплом испанского образца.

Но, конечно, язык и коммуникация вовсе не самые главные цели, на которых сосредоточены педагоги гимназии. Основная цель — помочь маленькому человеку стать счастливым. Далее я цитирую эссе Кати, потому что лучше, чем она написала, выразить эту мысль трудно: «Детство и юность — это и есть жизнь, причем самая лучшая и светлая ее часть, то, что остается в памяти. В моей школе хорошо понимают: смысл всех наук в том, чтобы прежде всего сделать человека счастливым. И никакого более важного смысла не существует».



Сила традиции


Всем известно: для того чтобы ребенок почувствовал себя счастливым, нужна теплая семейная атмосфера. Коллективу гимназии удалось ее создать. Здесь существуют действительно семейные, бережно хранимые традиции. И смысл каждой из них — сберечь уникальность каждого ребенка, каждому найти дело по душе.

— Все эти традиции мне бесконечно дороги, — говорит Екатерина Владимировна. — Я жила и живу с ними и сейчас. Мне хочется, чтобы они стали также дороги моим ученикам, ведь только тогда может появиться что-то новое. В нашей школе говорят, что педагог не тот, кто знает, что должно быть, а тот, кто знает, как это сделать. Думаю, мы знаем.

Вот еще строки из эссе моей героини: «Человеческая память — это феномен, художественная реальность, которую мы создали, можно даже сказать, смоделировали. Это основа, точка опоры, от которой мы движемся дальше. Что именно запоминается ярче всего? Что же я помню о своей ученической жизни в родной гимназии, что стало отправной точкой моего движения в профессии? События, круг близких по духу людей, семейное тепло».

Одним из самых ярких впечатлений Екатерины Владимировны стал ее собственный выпускной. Со сцены зачитывали фразы из детских сочинений на тему «Моя школа». Работы были написаны выпускниками восемь лет назад, во 2-м классе. А затем директор попросил встать тех, кто узнал свою работу. Семнадцатилетняя Катя вслушивалась в удивительно трогательный отрывок, в котором звучали и интерес к Испании, еще такой далекой для второклассника, и любовь к школьному «испанскому дворику», и благодарность учителям этого «волшебного» предмета, к «особой атмосфере в нашем общем доме» — и не могла поверить, что это написала она. Вместе с ней на сцену пригласили подняться всю Катину семью. Родителей и бабушку с дедушкой назвали по имени— отчеству (директор помнит родителей учеников не только в лицо). Катя испытала волнение и гордость. И конечно же, почувствовала безграничную благодарность к родной гимназии. Запомнила эти ощущения навсегда.

Светлые воспоминания школьного детства и юности помогают ей чувствовать учеников, понимать их. Катя не согласна с теми, кто упрекает современных молодых людей в том, что они «не такие, какими были мы».

— Конечно, дети стали другими, но это вовсе не значит, что они хуже, чем прежнее поколение. Выросшие на современных гаджетах, мои ученики совсем по-другому работают с информацией, иначе ее ищут, анализируют и обобщают. К тому же для меня важнее их заинтересованность, их открытость, желание найти свое место в жизни. Они доверяют нам, верят в лучшее. Поэтому мы не имеем права обмануть их ожидания, мы всегда должны быть рядом, быть иv точкой опоры, советниками в любом вопросе, теми людьми, на кого их захочется равняться и к кому обратиться. Наши дети каждый день хотят видеть рядом человека, с которым можно не только поговорить на самые разные темы на перемене, но и поделиться тем, что по-настоящему беспокоит, с кем можно поговорить, когда трудно и боишься сделать неправильный выбор. Им так важно быть услышанными. И наши педагоги рады их выслушать. А ведь это то самое удивительное мастерство, которому не научишься в педагогическом вузе.



Все впереди


Кате лишь двадцать семь. К этому возрасту ей удалось достичь вершин, немыслимых для многих ее сверстников. Для нее самой выход на такой серьезный уровень в профессии был неожиданным, хотя, конечно, вступив в конкурс «Учитель года России», она не могла не думать о победе. Но даже родители ее предупреждали: «У опытных учителей шансов намного больше. Будь готова к тому, что не войдешь в «пятнашку». Прими это спокойно и достойно». Мама плакала, когда узнала, что Катя вошла в «пятерку» победителей — для семьи это стало настоящим подарком. Екатерина благодарна судьбе: сложилось так, что команда, в которую она вошла по жребию на одном из последних конкурсных испытаний, оказалась сильнейшей. Все «пятерочники», разумеется, подружились и сейчас не прерывают общения. Встреча с единомышленниками, с яркими личностями дорогого стоит — за это особая благодарность конкурсу.

Но, конечно же, успех на конкурсе — только начало. Верить хочется, что многое, и возможно самое главное, еще впереди. Как сама она видит свою карьеру? — этот вопрос я задаю всем своим собеседникам-финалистам. Выяснилось, что сейчас ей нужно вот это: ежедневные встречи с детьми в ее кабинете у театрального зала, работа в школьном театре с коллегами-единомышленниками, новая для нее роль «классной мамы». Это ее вдохновляет и радует.

— Возможно, я дорасту до чего-то еще. Поскольку мне интересно все новое, не исключаю, что когда-то мне станет интересно в другой, непривычной для себя роли. Но пока об этом говорить рано.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 32 от 11 августа 2015 года



Гущин Д. Д.