На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Стандарт для лирика

Счастливые мгновения Нэли Хлыпиной

Она считает, что с этим родилась. Ну есть же такие индивидуумы, которых Вселенная награждает самым странным даром — жаждой учить других, пусть у них в семье никто со школой и не связан. Она стала Нэлей Владимировной года в четыре: для нее не было более захватывающего занятия, как объяснять что-то важное куклам и с наслаждением чиркать в самодельных тетрадках ручкой с красной пастой. Потом взрослые и впрямь поручали умной девочке проверку настоящих школьных тетрадей. Но если в детстве ее захватывала внешняя сторона профессии, то потом — содержание. Ведь драгоценное доверие первоклашек, данное наставнику авансом, нужно оправдать. Войдя в пятнашку нынешнего Всероссийского конкурса, Нэля Хлыпина оправдала ожидания не только своих учеников и коллег из владикавказской прогимназии «Интеллект», но и всей Северной Осетии: она стала вторым лауреатом «Учителя года» от своей республики.



Алгоритм — это не страшно


С первого взгляда кажется, что Хлыпина — абсолютный логик и уверенный в себе прагматик. Пришла, увидела, все по полочкам разложила. Вот и ее открытый урок на всероссийском финале у четвероклашек на тему «Слово и его лексическое значение» был просто образцом системно-деятельностного подхода в обучении, который заложен в стандартах нового поколения. Учительница мастерски создала ситуацию, в которой ребята сами определили тему, выяснили цели и задачи урока, совместно создали алгоритм пользования толковым словарем. При этом каждая решенная детьми задача становилась ступенькой по нарисованной на доске лестнице успеха, которые Нэля Владимировна постепенно открывала, показывая, что они приближаются к вершине — освоению темы. Причем ребята поражались, что эти маленькие победы давались им будто играючи: оказалось, что слово «алгоритм» только с виду такое страшное и непонятное, а стоит за ним порядок действий, который легко вывести сообща. Ну ведь, правда, несложно догадаться, что нужное слово в словаре можно найти по первой букве, для верности и скорости прибавив к ней и вторую?

На самом деле вряд ли самый чудесный метод на свете работал бы, если не был одушевлен энергией того, кто его осуществляет. Нэля Владимировна — очень эмоциональный человек и считает себя скорее лириком, чем физиком. Вот и заложенный в стандартах подход она не просто принимает, а искренне — подчеркиваю — любит. Потому что пришла к нему в результате собственных педагогических поисков и недовольства собой. Моей героине хватает мужества признаться, что поначалу ее уроки были необъяснимо похожи друг на друга, а кто-то из ребят начинал зевать прямо посреди урока. А ведь она все время стремилась придумать что-нибудь эдакое, удивить ребят! Если честно, многие на ее месте сказали бы: подумаешь, на всех не угодишь, дети пошли избалованные теле— и интернет-развлечениями, им знания не интересны! А молодая учительница стала упорно искать, почему и что не так, ходить на уроки к опытным коллегам, читать современную педагогическую литературу. Надо сказать, искала не только она, но и ее коллеги.

В конце концов Хлыпина пришла к выводу, что напрасно боялась давать детям задания для самостоятельной работы. «Я начинала понимать, что с самых первых уроков надо включать детей в деятельность, создавать ситуации, когда ребенок сам добывает знания, а не ждет их в готовом виде, когда он анализирует, обобщает, корректирует, договаривается с собеседниками при работе в паре и в группе, учится слышать и слушать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения». Постепенно все учителя прогимназии прониклись необходимостью такого подхода. «Еще не были введены федеральные образовательные стандарты второго поколения, не было понятия «универсальные учебные действия», а мы уже работали над ними. Репродуктивные вербальные методы и формы догматической передачи информации и способы обучения в нашей школе неинтересны самим учителям», — напишет Нэля Владимировна в своем эссе, или «педагогической поэме» для заочного этапа конкурса.

Она говорит о своей прогимназии «Интеллект» с любовью. И эта любовь, к счастью, взаимна. Атмосферу бережного отношения друг к другу здесь культивируют с истинной восточной нежностью, которой проникнуты песни Булата Окуджавы. От вахтера тети Вали, которая сначала пожалела Нэлю, пришедшую устраиваться на работу, приняв ее за родительницу («Нет у нас мест, деточка!»), и завхоза Заремы Аркадьевны («Вам повезло, у нас очень дружный коллектив») до директора. Точнее, конечно, наоборот — от директора. Беллу Николаевну Галаову, поверившую в трепетную, но неопытную выпускницу Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, Нэля Владимировна называет не иначе как второй мамой или ангелом-хранителем, обнимающим нас всех своими крыльями. Она создает эту атмосферу, где хвалят за поиск, а не за воспроизведение старого, и где можно жить и работать с открытым сердцем, не опасаясь интриг и зависти. Нэля Владимировна благодарна всем, особенно опекавшим ее наставникам, завучам начальной школы — сначала это была Ольга Михайловна Леонидова, а затем ей на смену пришла Светлана Владимировна Климова. «Она первая учится на всех курсах и затем обучает нас», — говорит моя героиня.

В результате занятия наполнились радостными эмоциями — учительница убедилась, что уроки стали такими же неповторимыми, как детское мышление, а у ребят наконец загорелись глаза. И это главное учительское счастье. Пришло и профессиональное признание — в 2008 году Нэля Хлыпина победила на республиканском конкурсе молодых учителей им. Н.Цаликовой, а в 2012-м стала почетным работником общего образования России.



Семь журавлей


— Я добилась, что мои ребята научились работать над проектами в группах, причем они сами делились и определяли, кто за что отвечает. Говорят, ну что могут сделать четвероклассники? Они могут всё! — Нэля Владимировна и не пытается скрыть гордость за своих учеников. — Сообща они выдавали такую информацию, что это производило впечатление чуда. Например, на уроке окружающего мира на тему «Природные зоны России» одна группа оформила стенгазету, другая сделала презентацию, третья подготовила устный ответ с использованием видеоролика.

Это она про свой недавний второй выпуск, с которым не хотела расставаться.

Проекты вообще любимая для нее форма работы. Она учит ребят, как над ними работать, с первых дней учебы.

— Из этого получаются исследовательские проекты, которые мы защищаем сначала на школьном уровне, а потом победители представляют школу на более высоких уровнях, — говорит Хлыпина. — В 1-м классе это сообщения, рисунки, потом все усложняется. К концу 4-го класса они сами ищут материал, систематизируют и преподносят полностью законченную работу с презентацией.

Видели бы вы проекты ее ребят — это не просто отписки. Лично я была поражена, прочитав «Значимые сражения Великой Отечественной войны» Тамерлана Алкацева. Это 47-страничный труд с тщательным описанием основных битв войны — под Москвой, Ленинградом, Ржевом, Сталинградом, на Курской дуге, Кавказе, под Берлином — с малоизвестными фактами и эмоциональным рассказом драматических событий, а отнюдь не слепое копирование текстов из Интернета. Причем юный автор опирался не только на популярную и историческую литературу, но и просмотрел не один документальный фильм. В результате ты как будто видишь и слышишь живые картины, которые тебе показывают.

Вот, к примеру, памятник семи братьям Газдановым в осетинском селе Дзуарикау. Они все погибли на различных фронтах Великой Отечественной войны: Хаджисмел и Магомет под Севастополем, Дзарахмат — под Новороссийском, Хасанбек — в Белоруссии, Созрико — в Киеве, Махарбек — под Москвой, Шамиль — в канун Дня Победы был смертельно ранен у стен Берлина. «Над черной скалой взметнулись в небо семь белых журавлей. Прильнув к скале, стоит их седая мать Тасо. Шершавой ладонью гладит она немую скалу, над которой застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей», — приводит мальчик описание памятника. И, думаю, после такого рассказа многие его одноклассники захотели узнать об истории своей Родины намного больше, чем раньше. Это подтверждают и анкетирование ребят, и классный час на эту тему (это все приложения к работе!). И это проект для внутришкольного конкурса...



Давайте говорить друг другу комплименты!


Удивительно ли, что ее ученики побеждают в олимпиадах и конкурсах республиканского и всероссийского уровней? И надо ли говорить, какую огромную роль тут играют учительница и родители? Работе с последними Нэля Владимировна уделяет огромное внимание и не жалеет времени и сил.

— Просто необходимо сделать родителей своими единомышленниками, — считает моя героиня. — Наладить общий язык, несмотря на то что все люди разные. Иначе не избежать конфликтов и сплотить класс не получится.

Иногда ей приходится даже творить обыкновенные чудеса — мирить мам и пап, родителей и чад, практически исправлять судьбу. У нее в классе была девочка, чьи родители тяжело расстались, и мама не давала отцу видеться с дочерью. Девочка глубоко страдала, как говорит Нэля Владимировна, «несла груз материнского непрощения на себе». При виде ее горя у учительницы каждый день рвалось сердце.

— Она садилась ко мне на колени, и мы рыдали вместе, — признается Нэля.

Учительница долго убеждала маму, папу и бабушку по отдельности ради дорогого для них маленького человека начать общаться друг с другом. И у нее получилось: папе разрешили свидания с дочкой.

— Я видела, как на моих глазах она меняется — из несчастного, измученного, замкнутого ребенка превращается в более уверенного человека, не боящегося общаться, открывать другим сердце, — вспоминает моя героиня. — Для меня было счастьем видеть, как она улыбается.

Я же говорила, Нэля Хлыпина — очень эмоциональный человек. Она вообще половину выпускного проплакала, потому что столько вложила себя в своих четвероклашек, так с ними срослась!

Нет, пожалуй, напрасно я пожалела, что их прогимназия — школа-сад, которая принимает детишек от трех лет до 4-го класса, называется несколько односторонне — «Интеллект». Чувства и волю здесь развивают не меньше, чем ум. По крайней мере в классе моей героини. Разве могут быть ее ученики, даже учитывая заложенное у них в генах почитание к старшим, невоспитанными, если у них такой учитель? Искренний, умный, добрый, красивый и, что важно, счастливый — у Нэли Владимировны замечательный муж и двое сыновей.

С ней и захочешь не выругаешься — она ж в классной беседе о сквернословии предельно красноречиво объяснила, что мат имел сакральное назначение, наши предки его использовали в злой ворожбе, наведении порчи, призыве темных сил (кстати, всем советую заглянуть на интернет-ресурсы Хлыпиной: http://www.прогимназия-интеллект.рф/index.php/school/pedagogid/khlypina-nelya и http://nvhlypina.ru/; найдете там много интересного). Кому ж захочется проклинать самого себя и способствовать мутации своих генов, если говорить современным научным языком? А вот говорить друг другу комплименты — это не только любви счастливые моменты, это еще и целительно. Вот так она воспитывает хороших людей.

Что касается профессиональных мечтаний, то их у нее, в общем-то, нет.

— Вы знаете, это даже скучно, но я не хочу быть ни завучем, ни директором, ни министром, — смеется Нэля. — Хочу быть учителем началки и входить каждый день в класс к детям.

Наверное, и правда, выше этой карьеры на свете просто нет.

Татьяна Ефлаева, «Учительская газета», № 45 от 11 ноября 2014 года



Гущин Д. Д.