На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Кривоногова Т. А.
финал конкурса 2009 года

Бухаловкина Т. А.
финал конкурса 2011 года

Кукоба О. П.
финал конкурса 2006 года

Мехоношина М. О.
финал конкурса 2018 года

Назаров Г. А.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Таких не бывает!

За два с половиной года стать лучшим учителем региона под силу немногим

Начиная со второго тура я болела за Алексея ФОЛОМКИНА. Очень хотелось, чтобы учитель из волжского села Ягодное, сумевший во время своего мастер-класса удивить и развеселить весь зал, вышел в лидеры. К радости болельщиков Алексея Ивановича, его таланты — и профессиональные, и человеческие — взрослое жюри оценило так же высоко, как детское. С мытищинскими школьниками я общалась во время конкурса, интересовалась их мнением. Мастер-классу Алексея они единогласно поставили высший балл и, так же как я, прониклись уважением и симпатией к самарскому информатику.

Зная, что мне предстоит писать об Алексее Фоломкине, и не имея возможности поговорить с ним во время конкурса, я пыталась вообразить его профессиональную историю, угадать характер и жизненные предпочтения... Все оказалось не таким, как я себе представляла. Это и удивило, и порадовало. Было приятно узнать, что Алексей Иванович не вписывается в обычные представления об учителе, что история его прихода в профессию уникальна и сам он так же далек от стандартов, как и его уроки.

Жюри регионального конкурса, сделавшее ставку на Фоломкина, понимало, что в определенной мере бросает вызов всеобщей стандартизации. Почетный член сообщества самарских «пеликанов» Людмила Ивановна Баринова, директор тольяттинской школы № 23, лауреат конкурса «Учитель года – 1999», так объяснила выбор жюри: «Нам очень понравилось, что Алексей свободен от стереотипов. Он ведет себя не как привычный нам учитель, а как свободный человек. Он мало задумывается о том, что о нем будут говорить, как его воспримут. Он убежден, что делает свое дело, и делает его интересно, грамотно, увлекательно. При этом все понимает, не боится сделать ошибку, потому что знает, что ее можно исправить. Дети сразу проникаются доверием к таким людям. Мы видели, что на уроках Алексея им весело, интересно, легко!»

Легкость, с которой Алексей Фоломкин ведет уроки и говорит о самых сложных вещах, не показная. Это его натура, или, как говорят театральные деятели, органика. Он не может быть мрачным, нахмуренным, тем более злым. Кстати, супруга Алексея Ивановича — Елена, учитель физики той же самой школы в Ягодном, — на мою просьбу назвать главное качество мужа, почти не раздумывая, ответила: «Доброта». На второе место она поставила его способность сосредотачиваться на поставленной цели, глубоко погружаться в новую тему и благодаря этому в короткие сроки достигать высоких результатов.

Про короткие сроки — это правда. Кто бы, например, из не знавших Алексея до конкурса мог предположить, что в школе он начал работать лишь в 2011 году? 1 сентября у него начался всего лишь 4-й год педагогического стажа. За два с половиной года стать лучшим учителем региона — такое под силу лишь титанам!

Чтобы не интриговать вас, дорогие читатели, расскажу, как Алексей Фоломкин стал учителем информатики. Двадцать с небольшим лет назад, учась в тольяттинской школе (сейчас это лицей) № 57, Алексей познакомился с Иваном Ивановичем Иночкиным. Педагог увлек юношу информатикой. Алексей буквально жил в компьютерном классе и решил, что его будущая профессия непременно будет связана с компьютерами. Мечтал поступать в педагогический институт на специальность «математика-информатика», но не прошел по баллам и вернулся в родную школу лаборантом компьютерных классов. В том же году окончил свои первые курсы, увековеченные в трудовой книжке нелепой записью «секретарь-машинистка». В школе Алексею было комфортно, и он решил, что скорее всего вернется сюда после института. В институте нашел свою любовь, создал семью, начал задумываться о будущей карьере. Судьба была благосклонна к Алексею: послала ему еще одного наставника — директора компьютерной школы Николая Николаевича Николаенко. Именно он заметил в студенте организаторские способности, заставил поверить в свои силы.

И все же по окончании вуза Алексей пошел не в школу, а в бизнес. Коммерция ему, как и многим его сокурсникам, казалась более престижным и более прибыльным занятием. Фоломкин быстро сделал карьеру от рядового торгового агента до руководителя сети. Возглавлял сеть «Л’Этуаль» в Тольятти в течение 5 лет, участвовал в создании отечественной сети «Гранд Тойз», открыв с нуля 8 магазинов «Бегемот» по всей России. К 35 годам он имел все, о чем мечтает любой молодой человек: почет и уважение, любимую жену, дочку и сына, большой собственный дом, машину. Но за материальное благополучие приходилось платить: Алексей, больше всего на свете любящий своих детей, был вынужден надолго их покидать, с семьей общался урывками. Однажды жена не выдержала и попросила Алексея поискать новую работу, не связанную с командировками: «Детям нужен отец!» И сама же предложила мужу попробовать себя в качестве учителя: «В нашей школе так нужен информатик! Ты же учитель по образованию и призванию! С твоим опытом и знаниями ты сможешь многому научить детей... Вспомни последний поход с моим классом...»

Елена уже в студенческие годы поняла, что Алексей прирожденный педагог. Она видела, что дети, как свои, так и чужие, в нем души не чают. И он отвечает им взаимностью: все свободное время старается быть с ними. Взрослые считают Алексея слишком добрым, но именно благодаря этому качеству дети доверяют ему, как никому другому. Ведь и в бизнесе все удавалось во многом благодаря педагогическому дару — умению находить общий язык с людьми любого возраста и социального положения.

Решение оставить коммерцию на гребне карьеры далось непросто. Целый год Алексей осмысливал, сомневался, взвешивал. Успокаивало то, что награда «Золотые резервы компании» дает ему право в любой момент вернуться в бизнес. В школе же нужно было начинать все с нуля...

Придя в школу, где не было постоянного учителя информатики, Алексей столкнулся с крайне низкой мотивацией учеников. Фоломкин понимал, что дети не виноваты, и искренне им сочувствовал. Желание помочь им заставило Алексея творчески подойти к решению проблемы. Чтобы повысить мотивацию, нужно сделать процесс обучения увлекательным и личностно ориентированным, поэтому он решил связать обучение информатике с самоопределением ученика в будущей профессии. Для этого Фоломкину пришлось работать над повышением уровня информатизации педагогов и родителей. Без включенности их в новую информационную среду дети не могли развиваться в избранном направлении.

Работать традиционно он не хотел, ведь его кредо — «развивать и развиваться». Он поставил перед собой задачу изучать, разрабатывать и использовать в работе самые новые технологии. С первых же дней начал читать специальную литературу, изучать успешный опыт коллег, создавать собственную методическую копилку. Постепенно в арсенале информатика появились новинки, позволяющие сделать обучение более интересным и результативным. Один из инструментов, которым Алексей активно пользуется, — так называемые хелпики. Прошу Алексея объяснить, что это такое.

— Хелпик состоит из теоретической части, дополнительного материала, пошаговой разноуровневой инструкции, включая задания для учащихся с максимальным уровнем подготовки (кто выполнил программный материал) и задания для выявления одаренных. В каждом хелпике присутствует ссылка на дополнительные материалы на сайте (о нем чуть позже). Работая, например, с хелпиком по теме «Базы данных» в 9-м классе, дети быстро справляются с программным материалом, для того чтобы перейти к более сложным заданиям, так как они им наиболее интересны. Но есть такие учащиеся (я их называю одаренными), которые справляются с заданиями максимального уровня за считанные минуты. Для них я разрабатываю творческие задания, которые готовлю сам, опираясь при этом на свой опыт. Я добиваюсь того, чтобы ребята смотрели на проблему намного шире и могли применить знания в своей будущей профессии.

— Насколько я поняла, хелпики дают возможность раскрыться ученику с любыми способностями?

— Да, потому что учащиеся с программным уровнем пользуются хелпиком с пошаговым алгоритмом действий, а более подготовленные и одаренные могут c помощью продвинутых хелпиков осуществлять самостоятельный поиск, решать задания разными способами и отбирать рациональный вариант решения через сравнение.

Еще один из инструментов, помогающих Алексею Ивановичу в работе, — сайт. Изначально он задумывался как накопительная база. Фоломкин создал разделы по классам и разместил в них презентации с теоретическим материалом и хелпики. Когда увидел, что посетителей сайта становится все больше, понял, что он на верном пути. Спустя некоторое время на сайте появился раздел с онлайн-тестами. Позже на сайте появилась специальная рубрика для родителей и коллег. А потом наиболее активные ученики предложили создать единую базу данных для подготовки к итоговой аттестации. Создали, продемонстрировали на окружной научно-практической конференции и стали ее лауреатами.

На достигнутом Фоломкин не остановился. Очень скоро возникла идея сделать раздел, в котором будут собраны все основные конкурсы и олимпиады по информатике, так как вся эта информация в Интернете разрознена. В результате ученики школы в Ягодном охотнее стали участвовать в олимпиадах.

Сайт Фоломкина замечателен еще и тем, что повышает интерес детей не только к информатике. Так некоторое время назад на сайте появился раздел «Краеведение», где ребята собирают материалы о родном крае.

Усилия, предпринятые учителем информатики, не пропали даром. За прошедшие 3 года из всего Ставропольского района Самарской области ЕГЭ по информатике выбирали только учащиеся школы в Ягодном, и их баллы были выше средних по Самарской области. 14 процентов выпускников школы выбрали профессию, связанную с информационными технологиями, и поступили в профильные учебные заведения. Для особо увлеченных предметом пришлось открыть кружок «ИнТеКО», чтобы изучать информационные технологии более глубоко.

Поинтересовалась я и отношением моего героя к гаджетам, к тому, что многие дети чрезмерно ими увлечены.

— Запрещать гаджеты бесполезно, — считает Алексей Фоломкин. — Это часть жизни современных детей, важный момент их самовыражения и статуса. Конечно, ограничивать время «общения» с гаджетами нужно, но нельзя делать это простым запретом. Очень важно общаться с детьми, предлагать им живое и интересное дело, совместную прогулку, поездку, занятие спортом. Ведь гаджетами дети заполняют вакуум.

У детей Алексея Ивановича, к слову, нет такой проблемы. Возможно, потому что для активного отдыха у Фоломкиных есть все возможности: Волга рядом, лес в двухстах метрах от дома. Собачка Жулька, черепашки, кролики и курочки тоже требуют заботы и внимания всей семьи. А еще Алексей Иванович вместе с детьми рыбачит, гуляет по лесу, катается на велосипедах. Летом Фоломкины путешествуют на машине по стране.

Не могла не спросить у Алексея Ивановича, какие искушения подстерегают начинающего педагога.

— Стремление понравиться детям зачастую приводит к панибратским отношениям. Чтобы грань не была перейдена, нельзя делить детей на «любимчиков» и «постылых». И конечно, нельзя унижать детей, давить своим авторитетом. Я всегда стараюсь считаться с их мнением. Это вовсе не значит, что я иду у них на поводу. Если поставил задачу, требую ее выполнения. Но в трудной ситуации стараюсь поддержать и защитить.

Состоялся бы Фоломкин как учитель, если б не прошел школу жизни в бизнесе? Этот вопрос появился у меня в самом начале беседы, но задала я его лишь в конце.

— Думаю, что нет. Школа — достаточно замкнутая система. Длительное существование в ней приводит к тому, что учитель со временем зацикливается на своем предмете. За годы работы в коммерческих структурах я научился свободно общаться с разными людьми, не бояться высказывать и отстаивать свое мнение, принимать решения. Конечно, в моей победе мне помог не только опыт. Я очень благодарен коллективу нашей школы. Он у нас молодой, дружный, творческий.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 42 от 21 октября 2014 года



Гущин Д. Д.