На главную страницу
[email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

В этот день родились:

Колыванова Л. М. (2010)

Герман Э. Э. (2011)

Матвеева М. В. (2011)

Полянина Н. А. (2016)

Бурцев С. Г. (2016)

 

Информация о конкурсанте

 


Таких не бывает!

За два с половиной года стать лучшим учителем региона под силу немногим

Начиная со второго тура я болела за Алексея ФОЛОМКИНА. Очень хотелось, чтобы учитель из волжского села Ягодное, сумевший во время своего мастер-класса удивить и развеселить весь зал, вышел в лидеры. К радости болельщиков Алексея Ивановича, его таланты — и профессиональные, и человеческие — взрослое жюри оценило так же высоко, как детское. С мытищинскими школьниками я общалась во время конкурса, интересовалась их мнением. Мастер-классу Алексея они единогласно поставили высший балл и, так же как я, прониклись уважением и симпатией к самарскому информатику.

Зная, что мне предстоит писать об Алексее Фоломкине, и не имея возможности поговорить с ним во время конкурса, я пыталась вообразить его профессиональную историю, угадать характер и жизненные предпочтения... Все оказалось не таким, как я себе представляла. Это и удивило, и порадовало. Было приятно узнать, что Алексей Иванович не вписывается в обычные представления об учителе, что история его прихода в профессию уникальна и сам он так же далек от стандартов, как и его уроки.

Жюри регионального конкурса, сделавшее ставку на Фоломкина, понимало, что в определенной мере бросает вызов всеобщей стандартизации. Почетный член сообщества самарских «пеликанов» Людмила Ивановна Баринова, директор тольяттинской школы № 23, лауреат конкурса «Учитель года – 1999», так объяснила выбор жюри: «Нам очень понравилось, что Алексей свободен от стереотипов. Он ведет себя не как привычный нам учитель, а как свободный человек. Он мало задумывается о том, что о нем будут говорить, как его воспримут. Он убежден, что делает свое дело, и делает его интересно, грамотно, увлекательно. При этом все понимает, не боится сделать ошибку, потому что знает, что ее можно исправить. Дети сразу проникаются доверием к таким людям. Мы видели, что на уроках Алексея им весело, интересно, легко!»

Легкость, с которой Алексей Фоломкин ведет уроки и говорит о самых сложных вещах, не показная. Это его натура, или, как говорят театральные деятели, органика. Он не может быть мрачным, нахмуренным, тем более злым. Кстати, супруга Алексея Ивановича — Елена, учитель физики той же самой школы в Ягодном, — на мою просьбу назвать главное качество мужа, почти не раздумывая, ответила: «Доброта». На второе место она поставила его способность сосредотачиваться на поставленной цели, глубоко погружаться в новую тему и благодаря этому в короткие сроки достигать высоких результатов.

Про короткие сроки — это правда. Кто бы, например, из не знавших Алексея до конкурса мог предположить, что в школе он начал работать лишь в 2011 году? 1 сентября у него начался всего лишь 4-й год педагогического стажа. За два с половиной года стать лучшим учителем региона — такое под силу лишь титанам!

Чтобы не интриговать вас, дорогие читатели, расскажу, как Алексей Фоломкин стал учителем информатики. Двадцать с небольшим лет назад, учась в тольяттинской школе (сейчас это лицей) № 57, Алексей познакомился с Иваном Ивановичем Иночкиным. Педагог увлек юношу информатикой. Алексей буквально жил в компьютерном классе и решил, что его будущая профессия непременно будет связана с компьютерами. Мечтал поступать в педагогический институт на специальность «математика-информатика», но не прошел по баллам и вернулся в родную школу лаборантом компьютерных классов. В том же году окончил свои первые курсы, увековеченные в трудовой книжке нелепой записью «секретарь-машинистка». В школе Алексею было комфортно, и он решил, что скорее всего вернется сюда после института. В институте нашел свою любовь, создал семью, начал задумываться о будущей карьере. Судьба была благосклонна к Алексею: послала ему еще одного наставника — директора компьютерной школы Николая Николаевича Николаенко. Именно он заметил в студенте организаторские способности, заставил поверить в свои силы.

И все же по окончании вуза Алексей пошел не в школу, а в бизнес. Коммерция ему, как и многим его сокурсникам, казалась более престижным и более прибыльным занятием. Фоломкин быстро сделал карьеру от рядового торгового агента до руководителя сети. Возглавлял сеть «Л’Этуаль» в Тольятти в течение 5 лет, участвовал в создании отечественной сети «Гранд Тойз», открыв с нуля 8 магазинов «Бегемот» по всей России. К 35 годам он имел все, о чем мечтает любой молодой человек: почет и уважение, любимую жену, дочку и сына, большой собственный дом, машину. Но за материальное благополучие приходилось платить: Алексей, больше всего на свете любящий своих детей, был вынужден надолго их покидать, с семьей общался урывками. Однажды жена не выдержала и попросила Алексея поискать новую работу, не связанную с командировками: «Детям нужен отец!» И сама же предложила мужу попробовать себя в качестве учителя: «В нашей школе так нужен информатик! Ты же учитель по образованию и призванию! С твоим опытом и знаниями ты сможешь многому научить детей... Вспомни последний поход с моим классом...»

Елена уже в студенческие годы поняла, что Алексей прирожденный педагог. Она видела, что дети, как свои, так и чужие, в нем души не чают. И он отвечает им взаимностью: все свободное время старается быть с ними. Взрослые считают Алексея слишком добрым, но именно благодаря этому качеству дети доверяют ему, как никому другому. Ведь и в бизнесе все удавалось во многом благодаря педагогическому дару — умению находить общий язык с людьми любого возраста и социального положения.

Решение оставить коммерцию на гребне карьеры далось непросто. Целый год Алексей осмысливал, сомневался, взвешивал. Успокаивало то, что награда «Золотые резервы компании» дает ему право в любой момент вернуться в бизнес. В школе же нужно было начинать все с нуля...

Придя в школу, где не было постоянного учителя информатики, Алексей столкнулся с крайне низкой мотивацией учеников. Фоломкин понимал, что дети не виноваты, и искренне им сочувствовал. Желание помочь им заставило Алексея творчески подойти к решению проблемы. Чтобы повысить мотивацию, нужно сделать процесс обучения увлекательным и личностно ориентированным, поэтому он решил связать обучение информатике с самоопределением ученика в будущей профессии. Для этого Фоломкину пришлось работать над повышением уровня информатизации педагогов и родителей. Без включенности их в новую информационную среду дети не могли развиваться в избранном направлении.

Работать традиционно он не хотел, ведь его кредо — «развивать и развиваться». Он поставил перед собой задачу изучать, разрабатывать и использовать в работе самые новые технологии. С первых же дней начал читать специальную литературу, изучать успешный опыт коллег, создавать собственную методическую копилку. Постепенно в арсенале информатика появились новинки, позволяющие сделать обучение более интересным и результативным. Один из инструментов, которым Алексей активно пользуется, — так называемые хелпики. Прошу Алексея объяснить, что это такое.

— Хелпик состоит из теоретической части, дополнительного материала, пошаговой разноуровневой инструкции, включая задания для учащихся с максимальным уровнем подготовки (кто выполнил программный материал) и задания для выявления одаренных. В каждом хелпике присутствует ссылка на дополнительные материалы на сайте (о нем чуть позже). Работая, например, с хелпиком по теме «Базы данных» в 9-м классе, дети быстро справляются с программным материалом, для того чтобы перейти к более сложным заданиям, так как они им наиболее интересны. Но есть такие учащиеся (я их называю одаренными), которые справляются с заданиями максимального уровня за считанные минуты. Для них я разрабатываю творческие задания, которые готовлю сам, опираясь при этом на свой опыт. Я добиваюсь того, чтобы ребята смотрели на проблему намного шире и могли применить знания в своей будущей профессии.

— Насколько я поняла, хелпики дают возможность раскрыться ученику с любыми способностями?

— Да, потому что учащиеся с программным уровнем пользуются хелпиком с пошаговым алгоритмом действий, а более подготовленные и одаренные могут c помощью продвинутых хелпиков осуществлять самостоятельный поиск, решать задания разными способами и отбирать рациональный вариант решения через сравнение.

Еще один из инструментов, помогающих Алексею Ивановичу в работе, — сайт. Изначально он задумывался как накопительная база. Фоломкин создал разделы по классам и разместил в них презентации с теоретическим материалом и хелпики. Когда увидел, что посетителей сайта становится все больше, понял, что он на верном пути. Спустя некоторое время на сайте появился раздел с онлайн-тестами. Позже на сайте появилась специальная рубрика для родителей и коллег. А потом наиболее активные ученики предложили создать единую базу данных для подготовки к итоговой аттестации. Создали, продемонстрировали на окружной научно-практической конференции и стали ее лауреатами.

На достигнутом Фоломкин не остановился. Очень скоро возникла идея сделать раздел, в котором будут собраны все основные конкурсы и олимпиады по информатике, так как вся эта информация в Интернете разрознена. В результате ученики школы в Ягодном охотнее стали участвовать в олимпиадах.

Сайт Фоломкина замечателен еще и тем, что повышает интерес детей не только к информатике. Так некоторое время назад на сайте появился раздел «Краеведение», где ребята собирают материалы о родном крае.

Усилия, предпринятые учителем информатики, не пропали даром. За прошедшие 3 года из всего Ставропольского района Самарской области ЕГЭ по информатике выбирали только учащиеся школы в Ягодном, и их баллы были выше средних по Самарской области. 14 процентов выпускников школы выбрали профессию, связанную с информационными технологиями, и поступили в профильные учебные заведения. Для особо увлеченных предметом пришлось открыть кружок «ИнТеКО», чтобы изучать информационные технологии более глубоко.

Поинтересовалась я и отношением моего героя к гаджетам, к тому, что многие дети чрезмерно ими увлечены.

— Запрещать гаджеты бесполезно, — считает Алексей Фоломкин. — Это часть жизни современных детей, важный момент их самовыражения и статуса. Конечно, ограничивать время «общения» с гаджетами нужно, но нельзя делать это простым запретом. Очень важно общаться с детьми, предлагать им живое и интересное дело, совместную прогулку, поездку, занятие спортом. Ведь гаджетами дети заполняют вакуум.

У детей Алексея Ивановича, к слову, нет такой проблемы. Возможно, потому что для активного отдыха у Фоломкиных есть все возможности: Волга рядом, лес в двухстах метрах от дома. Собачка Жулька, черепашки, кролики и курочки тоже требуют заботы и внимания всей семьи. А еще Алексей Иванович вместе с детьми рыбачит, гуляет по лесу, катается на велосипедах. Летом Фоломкины путешествуют на машине по стране.

Не могла не спросить у Алексея Ивановича, какие искушения подстерегают начинающего педагога.

— Стремление понравиться детям зачастую приводит к панибратским отношениям. Чтобы грань не была перейдена, нельзя делить детей на «любимчиков» и «постылых». И конечно, нельзя унижать детей, давить своим авторитетом. Я всегда стараюсь считаться с их мнением. Это вовсе не значит, что я иду у них на поводу. Если поставил задачу, требую ее выполнения. Но в трудной ситуации стараюсь поддержать и защитить.

Состоялся бы Фоломкин как учитель, если б не прошел школу жизни в бизнесе? Этот вопрос появился у меня в самом начале беседы, но задала я его лишь в конце.

— Думаю, что нет. Школа — достаточно замкнутая система. Длительное существование в ней приводит к тому, что учитель со временем зацикливается на своем предмете. За годы работы в коммерческих структурах я научился свободно общаться с разными людьми, не бояться высказывать и отстаивать свое мнение, принимать решения. Конечно, в моей победе мне помог не только опыт. Я очень благодарен коллективу нашей школы. Он у нас молодой, дружный, творческий.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 42 от 21 октября 2014 года



Гущин Д. Д.