На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Подруга Каллиопы

Зоя Космакова не перестает удивлять своих учеников

Художники по костюмам, сценаристы, актеры. Семиклассники увлечены театром всерьез. На занятия к ним приходит профессиональный режиссер, вместе они обсуждают замысел очередной школьной сказки, выстраивают сцены, подбирают музыку. В параллельном классе все повально влюблены в математику, считая, что раз все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся именно к ней. Но и их филолог Зоя КОСМАКОВА не устает тормошить, доказывая в сотый раз, как прекрасно и выразительно может быть слово. Не согласиться с ее доводами невозможно, и вот уже даже эти высоколобые интеллектуалы из математического класса включаются в процесс созидания, пытаясь приручить ретивого Пегаса и подружиться со своенравной Мельпоменой.

Зоя Космакова ведет классное руководство, по сути, в двух классах, два года то и дело подхватывая второй на время. Но недаром говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому считает и их своими. Впрочем, и третий, седьмой, класс считает своим тоже. Дети абсолютно разные. Гуманитарии-театралы славятся своим красноречием и свободомыслием, авторитет у них надо завоевывать каждый день. Математики — исполнительные, с высоким IQ, очень работоспособные. А дети из общеобразовательного класса добрые и открытые, Зоя Васильевна говорит, что с ними можно немножко расслабиться, побыть не иконой, человеком.

В 23-ю школу Космакова пришла после педуниверситета (в этом же году прошла Зоя Васильевна и переподготовку в Институте повышения квалификации работников образования по специальности «психолог-консультант»). В сентябре будет 15 лет, как она здесь. Сейчас, когда они обрели новое современное здание, работать здесь стало еще приятнее. Еще бы, у 23-й в Иркутске слава одной из сильнейших школ. Ее позиционируют как школу русской культуры, своеобразие которой состоит в сохранении национальной идентичности человека; системном, на протяжении всего школьного образования, приобщении к культурным ценностям, где сама русская культура служит контекстом развития личности школьника, а главная задача учителя — включение ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире.

Здание это педагогический коллектив 23-й ждал долго. Возили детей на автобусе в соседний район, четыре года размещались в другой школе. Многие уходили, сейчас, когда есть куда, возвращаются. Только что отстроенная красавица вмещает 1100 учеников! Кстати, это первая за 15 лет общеобразовательная новостройка в Иркутске...

Родилась Зоя в Завитинске Амурской области. Росла и училась в Германии. Когда Западную группу войск оттуда вывели, родители вернулись на Родину, в Сибирь. Девочке было сложно привыкать к новому миру. Особенно страшно было переходить дорогу, по которой мчались и не думали пропускать пешеходов непредсказуемые водители. Непросто ей пришлось и в школе. Там она любила химию и биологию, потому что боготворила учителей, преподававших эти предметы. В Германию для российских детей приглашали самых лучших, самых ярких педагогов. Приехала в Иркутск и разочаровалась в этих науках. Только физике удалось удержаться в ее сердце. И, само собой разумеется, литературе. Она писала рассказы, выступала на конкурсах чтецов, а ее сочинения всегда читали в классе.

Конечно, иркутские края были ей знакомы и до этого судьбоносного переезда. На каникулах Зою привозили сюда к бабушке. А бабушка была... учителем начальных классов. Девочку потрясало то, с каким пиететом люди относились к ее родной, теплой и уютной бабушке. Это было поразительно, с каким благоговением с ней здоровались, обращались по имени-отчеству, подтягивались в ее присутствии. Этот идеал манил. А дома пахло пирожками, и маленькую чужестранку баловали вовсю.

Папа долго не мог смириться с выбором дочери. Училась она хорошо, успехи были по всем предметам. По сей день увлекается бальными танцами, а в спортивной гимнастике доросла до кандидата в мастера спорта. Родители мечтали, что дочь станет журналистом. Иногда подумывали и о карьере в правоохранительных органах. Сама она до 9-го класса собиралась быть врачом. Но в 11-м Зоя уже поступила в колледж при педуниверситете. Выбор был сделан, бабушкин образ оказался сильнее любых родительских доводов.

В этом году уже ее сын Слава идет в первый класс. Сейчас Зоя Васильевна забирает его из садика, потом они гуляют, дождавшись мужа Павла, садятся все вместе за стол ужинать и обязательно что-нибудь читают вслух на ночь. Больше всего у Славы котируются энциклопедии по астрономии, биологии. Ему сейчас это гораздо интереснее сказок. Он в папу, а папа у Славы инженер. Все технические открытия привлекают, любое знание в радость. Они уже несколько раз бывали в Московском планетарии, с нетерпением ждут открытия музея ноосферы в Иркутске.

В Москве Космаковы появляются каждое лето, из Иркутска все перелеты возможны только через столичные терминалы, напрямую только Китай. Так что каникулы без Златоглавой не обходятся. А на море летом хочется, и каждый год они себе устраивают какой-нибудь сногсшибательный отдых. В прошлом году отправились в Крым, правда, оказалось, что сервис там изрядно дороже, чем в туристических Турциях, поэтому маршрут теперешний прорабатывают более тщательно. А вообще они любят открывать для себя новые места, удивительные миры. Область изъездили вдоль и поперек, не переставая изумляться красотами Сибири, Байкала, гор. На майские праздники традиционно выбираются в Аршан, к Кынгарскому водопаду, к дышащим, словно спящие огромные животные, вулканам, к минеральным источникам Субурге, Папию Аршану, Жемчугу, Хонгор-Уле. Но, зарядившись потрясающей энергией природы, Зоя Васильевна начинает скучать по своим ученикам...

— Интересно, когда дети растут на твоих глазах. Сейчас седьмой класс, уже любовь, уже страсти. Все это наблюдаем мы, педагоги, вместе с родителями. С родителями я общаюсь много. После школы веду с ними бесконечные разговоры по телефону, кого-то надо похвалить, кого-то пожурить, о чем-то узнать. Если раздается звонок в 11 вечера, мои знают, это звонит чья-нибудь мама. А в школе мы постоянно проводим совместные праздники: традиционно готовим концерты на День матери, к 8 Марта. Да и 1 сентября семьи приходят в школу в полном составе — и дедушки, и бабушки, и мамы, и папы. Концерты для родителей дети устраивают сами, сами пишут песни, сценарии, готовят слайд-шоу с фотографиями близких. В 5-6-м классе Новый год проводили вместе, в этом году решили по-другому. На сказку родители пришли, а игры потом были без родителей. Это оговаривалось заранее.

Ее дети пишут замечательные стихи, Зоя Васильевна никак не может понять, как она их этому научила. В подростковом-студенческом возрасте и у нее рождались рассказы. Недавно натолкнулась у родителей на тетрадочку, прочитала некоторые из них, и ей кажется, сейчас уже так не смогла бы, как будто не она писала. Сейчас бы на такое не отважилась. А вот творчество других она умеет оценить по достоинству.

Ей близок Достоевский с его философией, с его символами. А вот с современником Валентином Распутиным отношения сложные — слишком все то, о чем он пишет, ей близко. И так тяжело видеть, что осталось сегодня от сибирской деревни. В Атамановке ее бабушка с дедушкой жили со знаменитым земляком по соседству. Героев его произведений она знает с детства, дядя Ваня в «Уроках французского» — это ее родной дедушка Иван Егорович, а Боря, о котором Распутин упоминает, что, мол, служит в Хабаровске, — это Василий Иванович, ее папа:

— Распутин так заставляет задумываться, что потом жить тяжело. Хочется после прочитанного бегать по улицам и кричать: «Люди, вы же живете неправильно!» Слишком впечатляет.

Вообще Зоя Космакова любит разную литературу. Нельзя одним и тем же жить бесконечно. Сегодня под настроение хочется покопаться в себе, завтра почитать Зощенко, посмеяться над недостатками, а послезавтра пофилософствовать. Но обязательно где-нибудь неподалеку лежат книжки о Джеймсе Бонде и Агата Кристи — это на случай, когда уже перегрев и хочется отдохнуть. Да и «Запрещенная реальность» Василия Головачева ее любимое произведение. Но в 136-й раз перечитывает произведения по программе. Потому что каждый год читаешь по-разному, видишь такие слова, моменты, которые раньше и не замечал. И выстраивает Зоя Васильевна урок вокруг этого найденного слова: посмотрите, как красиво сказано! И все вокруг сразу видят, как это действительно красиво.

Сейчас Космакова читает Владимира Адыева, папу своего ученика. Он написал повесть о своих детях:

— Как же тонко он их чувствует! Его дети — олимпиадники, надежда школы. Их семья как-то была семьей года в Иркутске, удивительные отношения у них всех. Он рассказывает о детских шалостях, ссорах, обидах, радостях. Там есть и инопланетные персонажи, и реальная жизнь. Эта рукопись интригует. И так хочется, чтобы она увидела свет. К сожалению, в школьной программе нет современной детской литературы, а она необходима, дети ой как далеки от Пушкина.

Ее ученики нередко встречаются с иркутскими писателями, которые приходят в школу, дружат с библиотекарем Мариной Петровной. На встречах с Владимиром Скифом и Юрием Барановым дети сидят завороженные, стараются не пропустить ни единого слова.

Зоя Космакова часто предлагает ребятам посмотреть литературные экранизации для сопоставления. На уроке демонстрируются фрагменты, но дети просят: давайте посмотрим все, приходится смотреть целиком после уроков. Проходили Некрасова «Русские женщины», посмотрели «Звезду пленительного счастья», плакали. А вот на современные вещи в кинотеатр Зоя Васильевна с детьми не ходит принципиально, захотят, сами с родителями посмотрят. Другое дело театр. Раз в месяц выбираются обязательно. Сейчас зачастили в музыкальный, до этого осаждали ТЮЗ. Сходили на «Юнону и Авось», хоть Космакову убеждали, что рано, она о походе никак не пожалела. Ходили на «Сорочинскую ярмарку», «Алые паруса», «Три мушкетера».

— А как они сделают свой выбор, если не будут знать? — удивляется Зоя Космакова. — «Романсы — это скучно», включаю на литературе записи. Говорят: «Еще!» Изучаем Пушкина, обязательно слушаем арии. Пусть они сами решат, что им нравится, а что нет. Моя задача показать все, что есть в этом мире хорошего.

Она открывает им мир искусства, творчества, но и спрашивает с них по полной. Таково ее педагогическое кредо.

— Кредо означает «верю», — говорит Космакова. — Во что я верю? В то, что «ребенок безграничен — ищите ключ к нему, и он удивит вас», как утверждает Амонашвили. В то, что «учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор», как уверял Брюс Ли. Мои педагогические аксиомы просты: если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю; если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве; если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь. Жизнь — сложное переплетение добрых, хороших ниточек, приятных моментов, удовлетворения и неудовольствия, неуспехов, нейтральных моментов, в общем, жизнь. Важное в жизни — занятие любимым делом, которое приносит удовлетворение, главное — личные успехи и достижения твоих учеников. А самое главное — родные и близкие, семья. Какая я?

Я Зоя Космакова.

Вам рассказать готова

Обо всем, чем я дышу,

Чем в жизни дорожу.

Чтоб сохранить язык наш

русский,

Проект мной создан —

«Говорим по-русски!»,

Чтоб знать культуру и любить,

И речь родную не забыть.

Преподавателям, ученикам,

Всем россиянам, то есть нам.

Она любит французскую живопись конца XIX — начала XX века. На сцене, в компании может блеснуть актерским мастерством, искусством декламации. Артистичная и яркая, умная и харизматичная, способная заткнуть за пояс в состязании по красноречию саму музу эпической поэзии, науки и философии Каллиопу и не устающая удивляться красоте мироустройства. Может быть, поэтому она и не перестает удивлять и увлекать своих учеников.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 24 от 11 июня 2013 года



Гущин Д. Д.