На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Ломка стереотипов

О достоинствах и недостатках провинциального педагога

Когда-то, еще на рубеже тысячелетий, Ненецкий автономный округ проводил свой собственный конкурс «Учитель года». Потом в силу каких-то причин было решено отправлять окружных педагогов в Архангельскую область, чтобы они выступали «на России» единой командой. И только в 2012 году руководство этого субъекта РФ приняло решение возродить конкурс на своей территории. Обладателем Гран-при тогда стала преподаватель физики средней школы №1 столицы округа Светлана Хабарова. Но, как это нередко случается с победителями регионального уровня, отстаивать честь Ненецкого АО на Всероссийском конкурсе в Липецке довелось не ей, а ее коллеге, занявшей второе место, — учителю русского языка и литературы школы №4 Нарьян-Мара Виктории НИКОНОВОЙ.



Далеко от Москвы


Ненецкий АО отнюдь не самый удаленный регион России, более того, он даже находится в одном с Москвой часовом поясе. Однако, по мнению многих, время здесь отстает от московского... на несколько лет. Наверное, виной тому определенная территориальная изоляция, ведь добраться до Нарьян-Мара можно лишь по воздуху (если летная погода), по воде (если море или реки не замерзли) или по грунтовым дорогам из соседних областей (если путь не раскис окончательно или его не засыпало снегом). Разумеется, самим местным жителям такое положение дел кажется совершенно естественным. Но все познается в сравнении. В этом-то и убедилась Виктория Николаевна, побывав в Липецке и пообщавшись с лучшими учителями страны.

— Мы здесь живем несколько обособленно, варимся в котле своих местных проблем, — рассказывает Никонова. — Люди, выросшие на Севере или долгое время жившие здесь, всегда помогают друг другу во всем, но при этом нас отличает консерватизм и некая настороженность, с которыми мы воспринимаем все приходящее извне. Поэтому могу с уверенностью сказать: нам удалось сохранить очень многое из того положительного, с чем обычно ассоциируется наша старая советская система образования. Это касается бескорыстного и самоотверженного отношения к труду со стороны учителей, уважения к педагогам со стороны учеников, искреннего желания помочь преподавателям и школе со стороны родителей и многого другого.

При этом, признает она, хотелось бы не только сохранить хорошее старое, но и приобщиться к прогрессивному новому, к тому, что действительно помогает работать лучше и интереснее. К примеру, еще полгода назад интернет-сигнал здесь буквально полз по тундре, связь была очень дорогой и неустойчивой. Даже простое сообщение по e-mail получить или отправить было проблематично, не говоря уже о полноценной работе с образовательными сайтами и профессиональными ресурсами. Но наконец Нарьян-Мар соединили с центральными регионами страны оптоволоконным кабелем, и виртуальный мир раскрылся перед жителями НАО во всей своей необъятной красоте.



Скромность и предубеждение


Впрочем, убеждена Никонова, научиться пользоваться сокровищами Глобальной паутины не главное, куда важнее перебороть в себе реликтовый комплекс представителя дремучей глубинки, воспитанного в духе провинциальной скромности.

— Я сама на себе все это испытала и тоже выросла, будучи уверенной, что дело учителя — тихо сидеть и работать, не высовываясь из кабинета, — признается педагог. — «Да зачем в каких-то конкурсах участвовать, ведь есть профессионалы куда лучше меня, пусть они соревнуются между собой!» — такие вот мысли заложены в подсознании большинства учителей НАО (да и, уверена, целого ряда других регионов). Серьезно, очень сложно перебороть стереотип, по которому московские или питерские педагоги представляются как корифеи по умолчанию и нам до них расти и расти. Так вот это предубеждение необходимо сломать, ибо от него больше вреда, чем пользы!

Но самой Виктории Николаевне пришлось изрядно потрудиться, чтобы этот комплекс в себе побороть. Как всегда, помог случай, стечение обстоятельств. В городе построили новую школу, и директор, Маргарита Савина, пригласила Викторию Николаевну к себе как подающего надежды педагога. Старую же школу, которую Никонова сама оканчивала и куда потом, после Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, вернулась, вспоминает с теплотой. Ведь именно там она состоялась как учитель, а помогли ей в этом коллеги. Но в той школе вряд ли бы она набралась смелости выйти на конкурс. А в этой все получилось как-то само собой. В новых стенах, в новых классах и с новыми друзьями и работается иначе — возникает масса стимулов к росту и совершенствованию. Результат — победа на школьном уровне, потом на городском, и в итоге второе место на региональном. Стало быть, директор сделала правильный выбор!



Я могу!


Перед поездкой в Липецк начальник Управления образования и молодежной политики Ненецкого АО Римма Галушина сердечно напутствовала Викторию Николаевну, сказав, что руководство региона поддержит ее в любом случае, независимо от того, победит она или нет. Как потом выяснилось, эти слова имели мощный эффект, поскольку от некоторых участников их начальники ждали только победы, а потому конкурсанты испытывали сильнейший стресс, ощущая на себе бремя ответственности за весь регион. Новикова же благодаря Римме Владиславовне была избавлена от этой непосильной ноши. Хотя это ничуть не помешало отнестись к испытаниям со всей ответственностью.

— На конкурсе я вдруг осознала, что учитель может быть совершенно свободным человеком, что он, оказывается, вправе подняться над кем-то когда-то установленными правилами, если того требует ситуация, — вспоминает Виктория Николаевна. — Например, нам всегда внушали, что педагог не имеет права идти на урок без тщательно подготовленного конспекта, с непроверенными работами, он не должен отклоняться от темы, поскольку выполняет программу в рамках своих профессиональных обязанностей. И тут вдруг я вижу, что, оказывается, в мире полно блестящих учителей, которые совершенно свободно владеют материалом и без всяких конспектов, мало того, они способны в любой момент виртуозно отойти от темы, коснувшись самых разных вопросов, волнующих ребят, и вернуться обратно. А главное, внезапно стало понятным: я тоже так могу!!!

Именно эта мысль стала тем заклятием полного высвобождения творческой энергии, которое Никонова принесла с конкурса и с тех пор пытается донести до своих коллег. «Я могу!» — это ведь так просто, казалось бы. Но лишь для того, кто смог. А чтобы и другие тоже смогли, их необходимо поощрять, стимулировать, приобщать, а иногда и подталкивать.



Новое поколение


Мудрость руководителя не только в умении тщательно подбирать кадры в свою команду, но и вовремя замечать состояние человека, видеть, когда тот находится в высшей форме, понимать, когда ему нужна помощь. По возвращении домой Викторию Никонову встретили как лидера, несущего заряд энтузиазма, полного идей и замыслов, а потому пригласили в жюри очередного конкурса. Теперь она, как никто другой, «в теме» и может с равным успехом проводить установочные семинары для новых участников и разрабатывать конкурсные задания, исходя из всероссийских требований.

— Я хочу, чтобы те, кому придется выступать от нашего региона, имели самую свежую и подробную информацию о том, что их ждет и к чему готовиться, — говорит Никонова. — Если бы в свое время меня предупредили, подсказали, что упор нужно сделать вот на этом и на том, наверняка результаты были бы заметно выше. К сожалению, мой год ведь был первым после 12 лет перерыва, а первый — он всегда комом. Да и качество Интернета не дало возможности связаться с коллегами из других областей или почитать на сайтах подробности прошлогодних испытаний. К счастью, теперь все по-другому, и я даже завидую тем, кому предстоит состязаться в финале!

Любопытно, что ее энтузиазма вполне хватает еще и на то, чтобы организовать и провести у себя в школе педагогический марафон, разработав для него не только программу, но также символику и атрибутику. Цель все та же — показать коллегам, что рядом с ними работают мастера своего дела, дать возможность каждому представить себя с лучшей стороны, стимулировать людей участвовать в конкурсах. Ведь успех любого мероприятия, хоть мирового, хоть федерального уровня, в любом случае начинается с отдельно взятого человека, которого всего лишь нужно заинтересовать и помочь ему по мере необходимости.



Мы вместе!


Эти простые истины Никонова уже давно реализует в своей педагогической практике. Главное, по ее мнению, не дать ученику готовую информацию на блюдечке, а сделать так, чтобы он сам нашел решение проблемы. И совсем прекрасно, если инициатива при этом исходит от самого школьника. Потому на ее уроках и внеклассных мероприятиях дети, как правило, самостоятельны, подходят к делу с огоньком, ведь им доверяют, а если и помогают, то ненавязчиво. Но чтобы добиться такого результата, приходится много работать с родителями, чтобы узнавать о каждом ребенке, кто чем увлекается и интересуется, кто на что способен.

По мнению Виктории Николаевны, если бы учителя постоянно следили за тем, чем живет каждый из их воспитанников, от начальной школы и вплоть до выпускных классов, это помогло бы снять огромное количество проблем, как воспитательных, так и образовательных.

— Походы, концерты, дни рождения — все это мы организуем вместе с учениками и их родителями, но инициатива всегда исходит от самих детей, а взрослые вмешиваются лишь при необходимости, — рассказывает педагог. — Природа так распорядилась, что каждый человек стремится к самостоятельности, и это нормально, нам надо лишь четко понимать, когда наша помощь действительно нужна, а когда он вполне способен обойтись без нас.

То же самое, убеждена она, относится и к преподаванию литературы. До определенного момента учитель говорит детям, где в произведении добро, где зло, формируя некую систему координат (кстати, именно в классической литературе эта система прописана лучше всего). Но потом ученик вправе самостоятельно решать, кто из героев ему симпатичен и исходя из каких соображений. Важно, чтобы к этому моменту у детей уже было четкое представление о том, к чему нужно стремиться, а чего следует избегать. И учитель должен постараться обойтись без запретительных мер, безо всяких «черных списков» книг, которых детям якобы категорически не рекомендуется читать. Ведь то, о чем в этих книгах написано, есть и в других, разрешенных, только изложено все куда более красиво и благородно.



Основа


В роду Никоновой не было учителей. Среди родственников ее супруга — тоже, да и сам он к педагогике не имеет никакого отношения. Те, кто любит рассуждать о передаче опыта и традиций в поколениях преподавателей, могут сказать: мол, зато у Виктории Николаевны есть великолепная возможность стать основательницей собственной учительской династии. Но и тут снова незадача — она отнюдь не стремится к тому, чтобы оба ее сына обязательно стали педагогами. Нравится старшему театральное искусство — пусть занимается тем, что по сердцу! Младший же пока не определился, но, скорее всего будет спортивным, как и его папа. В любом случае, считает наша героиня, это никоим образом не отразится на отношениях, ведь куда важнее найти в жизни свое место.

И потом, зачем сводить разговор непременно к педагогическим династиям? Куда важнее быть причастным к династии добрых и уважаемых людей! А здесь у Никоновых полный порядок.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 31 от 30 июля 2013 года



Гущин Д. Д.