На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дмитриева Н. А.
финал конкурса 2014 года

Гетманенко Е. Г.
финал конкурса 2014 года

Наумова Т. М.
финал конкурса 2011 года

Демахин А. А.
финал конкурса 2012 года

Самборская Л. В.
финал конкурса 2008 года

Романова В. О.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Все сказки начинаются с «однажды»

Но в памяти такая скрыта мощь, что возвращает образы и множит

То, что она будет педагогом, Елена Пичугина знала всегда. Но школьницей думала, что ее предназначение преподавать химию и биологию. А, как известно, практическое знакомство человека с химическими процессами восходит к глубокой древности, и за научными воззрениями виделись заблуждения эпохи, а за великими открытиями стояли люди, опережающие время. В этом хотелось разобраться, ведь интрига скрывается даже в происхождении слова «химия». По одной теории оно происходит от древнего названия Египта — Kham и, следовательно, должно означать «египетское искусство». Согласно другой теории слово «химия» произошло от греческого слова cumoz (сок растения) и стало символом жизни как в биологических процессах, так и в технологических, даже в таких грандиозных, как плавление металла. Следовательно, все дело в интерпретации событий! И Елена Викторовна стала историком.

Родителям Елены как передовикам производства на комбайновом заводе дали для дочери направление на учебу в сельскохозяйственный институт. Но когда дочь в утро собеседования, зареванная, твердо сказала, что свой выбор она уже сделала, инженер-технолог Лидия Николаевна не удивилась. Бабушка, Татьяна Александровна Аксенова, была заведующей детским садом № 90. Елена Викторовна прекрасно помнит, какой трагедией стало для бабушки закрытие сада в 90-х. И помнит, как ее все любили, уважали. Мама и сама окончила Рязанское педучилище, но пошла... на завод. А вот в девочке ее преподавательский талант, оказывается, не позволил себя закопать.

Намерения Елены Викторовны были вполне серьезными, она попробовала поступить на приглянувшийся ей естественно-научный факультет. Но недобрала полбалла... Разобиделась абитуриентка на судьбу безмерно и уехала из Рязани к бабушке с дедушкой в Спасский район (это там, где Окский биосферный заповедник, центр древнего Рязанского княжества, родина Константина Циолковского). Два года она нянчилась с деревенской малышней, и это так ей понравилось, что она решила пойти в учителя начальных классов. После педучилища дипломированный специалист оказалась перед весьма непростым выбором: нужно было искать работу. Но ее лучшая подружка мечтала об историческом, и реализации этой мечты мешала одна только малюсенькая деталь — она боялась поступать в университет одна! Елене Викторовне пришлось спасать друга, на истфак она пришла за компанию. И поступила. А вот агитаторша нет!

История заставляет Пичугину искать. Копаться в фактах, анализировать, выстраивать логические цепочки. Она, словно усердный коллекционер, перебирает сокровища исторических событий, выуживая драгоценные уроки деяний прошлого для свершений будущего. И ей нравится, что делает это она не одна, а вместе с юными, жадными до открытий, ненасытными, если дело касается раскрытия загадок и выявления истины, неугомонными исследователями — ее учениками.

— Федор Тютчев говорил: «Истинным защитником России является история», — размышляет о своей педагогической позиции Елена Викторовна. — Осмысление исторического нравственного наследия поможет формировать мировоззрение подрастающего поколения. Именно благодаря выбранной профессии я имею возможность влиять на становление мировоззрения моих детей, а благодатной почвой для этого служит российская действительность с ее «белыми пятнами» и неразгаданными тайнами. И на наших уроках в сотрудничестве с учениками рождается достоверное восприятие исторических процессов, умение, не обеляя и не очерняя, видеть историю как понимание жизни. Жизнь сложна и одновременно интересна. Она не позволяет останавливаться на достигнутом, ведь рядом всегда мои любимые ученики, надежные друзья. Радуюсь, когда дети ждут меня, делятся со мной своими достижениями и неудачами, просят совета и помощи. Поэтому мне необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться, учиться, а значит, стремиться доходить «до самой сути в работе, в поисках пути, в сердечной смуте».

В прошлом году она выпустила в большую жизнь своих первых воспитанников, которых вела с 5-го класса до окончания их школьной жизни. Слез было пролито море! Сейчас они заходят к своей классной руководительнице, рассказывают о том, что происходит с ними, спрашивают совета, хвастают своими успехами  — многие поступили в РГУ имени Есенина на юридический факультет. Говорят: «Спасибо, благодаря вашим урокам, Елена Викторовна, учеба нам дается легко!» Им по-прежнему есть что сказать друг другу. Может, потому что времени прошло еще мало? А может, потому что слишком большую роль сыграли они в жизни друг друга. У нее опять пятиклашки, у нее опять вся история отношений пошла сначала: смуты и открытия, сопротивление и дружба. И ей опять нужно изменяться, ей необходимо работать, чтобы научить думать и их.

Но доходить до сути и на этом пути удивляться, радоваться, ощущать очарование профессии Пичугиной помогают не только ученики, но коллеги даже в большей степени.

— Я думаю, что не достигла бы такого успеха, — делится Елена Пичугина, — если бы не встретила Светлану Николаевну Шилкину и Марину Владимировну Набойкину. Это моя удача, без них я бы не вышла в открытое педагогическое сообщество — это однозначно!

В ее сумочке книжка Дмитрия Лихачева, которую она носит с собой всегда, готовая в любую минуту спросить совета у академика, старавшегося объяснить другим, почему так важно прожить жизнь с достоинством. Елене Викторовне тоже хочется приносить своими уроками людям добро и встречать каждый день так, чтобы вспомнить его было потом не стыдно.

Но круг ее чтения не ограничивается лишь академиком-гуманистом. Правда, определять самой то, что хочется, ни сил, ни времени нет, для этого у нее есть дочь Вика, старшенькая, девочка вдумчивая, глубокая, без пяти минут выпускница Агротехнологического университета. Она и советует маме почитать кого-нибудь из сестер Бронте, Виктора Гюго, увидеть эпоху в рассказе не дотошного летописца, а переполненного эмоциями и смысловыми аллюзиями художника. Как у Даниэля Пеннака: «...парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом».

Она любит их семейные поездки. По знаковым местам земли рязанской, в Константиново, в Солотчи, к Белому озеру. Ловят вместе рыбу, ныряют за раками. Это позволяет учителю рязанской школы № 48 отдохнуть, набраться сил. А еще они любят ездить на море. Три года назад удалось слетать на Крит, где они вчетвером с восторгом бродили по древним раскопкам, рассматривали исписанные иероглифами таблички, «печеньки», как назвала их Лера, ее младшенькая, гимнастка.

А еще бывает так. Ее ученик занимался генералом Скобелевым (детство героя русско-турецкой войны прошло на Рязанщине). И Елене Пичугиной захотелось побывать в местах, описанных в исследовании, в родовом имении Дмитрия Ивановича в Спасском-Заборовском. Та работа Алексея Сучкова участвовала в конкурсе «Ступени», имела успех, сейчас он учится в Академии права и управления.

— Мне больно видеть, — говорит Елена Викторовна, — когда у знающих свой предмет учителей процесс обучения превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, а душа ребенка — застегнутая на все пуговицы рубашка. Не идеализируя ребенка, не приписывая ему каких-то чудесных качеств, подлинный педагог не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью. Призыв Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребенка надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира — познания умом и сердцем. Я твердо убеждена в том, что есть качества души, без которых нельзя стать настоящим учителем, и среди этих качеств на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком. Беда многих учителей заключается в том, что они забывают: ученик — это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений. Они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. Без постоянного духовного общения ребенка и учителя, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний немыслимо плодотворное сотрудничество. Учитель должен быть не только наставником, но и другом.

Елена Пичугина вновь и вновь повторяет, что ей посчастливилось работать в очень хорошем, творческом коллективе. Говорит, что на воплощение многих идей ее вдохновляет заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы Светлана Шилкина. Она дорожит оценкой и советом завуча, биолога Марии Набойкиной, русиста Эльвиры Николаевой. Повезло Пичугиной с 48-й, она в этом убеждена.

На конкурсе «Учитель года России – 2014» Елена Викторовна тоже нашла близких по духу людей. Подружились они с Мариной Самуйленко из Брянской области, переписываются и надеются встретиться как-нибудь еще. С удовольствием общалась Пичугина и с Ольгой Бильбок из Севастополя.

Конкурс показал Елене Пичугиной, что можно изменить в своих уроках. И в то же время она увидела, что права в выборе профессии, в отношении к миру, к детям, к себе.

— Я стараюсь, чтобы такая закономерность, как объективный характер исторического развития, — отмечает педагог, — не заронила в юной душе мысли: все идет само собой, человек — это бессильная капля в могучем море истории. Поэтому ярко рассказываю о мужестве спартанцев в битве под Фермопилами, об Иване Сусанине, героях Великой Отечественной войны. Нужно донести до сердца и разума учеников истину, что исторические события объективно закономерны, но человек — творец истории, хозяин своей судьбы. Ведь именно в руках подрастающего поколения судьба нашей страны и будущее мира. Я вижу, что постоянное заучивание и зубрежка порождают инертность мысли. Тот, кто только заучивает, может много помнить, но если приходится найти в памяти азбучную истину, все в голове смешивается, человек делается беспомощным в проблемной ситуации. И необходимо учить тому, чтобы ребенок умел отбирать для запоминания только необходимое, а главное — умел думать и применять полученные знания. Рассказывая об исторических событиях, я в одних случаях растолковываю буквально все, в других оставляю что-то недосказанным — как раз из тех вопросов, которые можно объяснить с помощью знаний, приобретенных раньше. Главный метод учителя, на мой взгляд, не принуждение, а убеждение. Ведь то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра способен выполнять самостоятельно.

И как писал ее любимый Давид Самойлов: «Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь. И птицы-память по утрам поют, и ветер-память по ночам гудит, деревья-память целый день лепечут. И там, в пернатой памяти моей, все сказки начинаются с «однажды». И в этом однократность бытия и однократность утоленья жажды. Но в памяти такая скрыта мощь, что возвращает образы и множит... Шумит, не умолкая, память-дождь, и память-снег летит и пасть не может». Поэтому, считает Елена Пичугина, надо чтить прошлое, творить настоящее и верить в будущее.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 14 от 7 апреля 2015 года



Гущин Д. Д.