На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Ушакова О. В.
финал конкурса 2010 года

Комогорцева Т. В.
финал конкурса 2012 года

Пепеляева О. А.
финал конкурса 2012 года

Ряписов М. А.
финал конкурса 2015 года

Волова И. П.
финал конкурса 2005 года

Малеева В. Ф.
финал конкурса 2005 года

Ерохин В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


О физике с любовью

Айна Зубхаджиева помогает ученикам постичь материальные и моральные законы этого мира

С первого взгляда на нее очевидно — перед вами человек, который никогда никого не может обидеть, только согреть, обнять, защитить, сказать ласковые слова. Теплый, светлый и какой-то родной, как мама или сестра. Только ужасно беззащитный. На ее жизнь и вправду выпали испытания, которые не дай бог пройти никому, однако она выстояла и пронесла эту свою трепетную любовь к людям сквозь кровь и потери. Айна ЗУБХАДЖИЕВА, физик из школы №42 Грозного, наверное, не могла не стать учителем. Ведь так она может изливать свою потребность в материнской заботе на самую чистую часть человечества. Оказалось, что только своих детей — их у нее пятеро — ей для этого мало.

Вообще она росла очень правильной девочкой, «золотой» и для учителей, и для родителей. Тем более что те и другие у нее в одном флаконе. Мама, Рашан Юнаевна, и папа, Нажмудин Насуханович, преподавали математику в школе 48 и 45 лет соответственно. А дедушка по маминой линии, Юн Эбзиев, до выселения чеченцев Сталиным работал директором школы №4 в Шали. Неудивительно, что ходила и в музыкалку, и в кучу кружков, а школу №8 в Шали — лучшую не только в их районе — Айна окончила с золотой медалью. Правда, педагогом, как многие учительские дети, стать не рвалась.

То есть была не такой уж правильной. В обход заготовленной, казалось бы, судьбе хотела быть... адвокатом.

— В 9-м классе мы писали сочинение, кем хотим стать, и я написала, что хочу защищать людей. Правда, от кого я их хотела защитить, я тогда не могла сформулировать, — улыбается Айна Нажмудиновна.

Но судьба, как водится, вела ее причудливыми дорожками и привела к ним домой известного чеченского ученого академика Ибрагимова. Хамзат Исмаилович, понаблюдав за прилежно делающей уроки девочкой, спросил ее: «Ты хорошо учишься?» — и предложил: «Приходи к нам, на физфак, у нас компьютеры!»

Слово «компьютеры» для моей героини звучало просто магически.

— В школе я компьютеров не видела, хотя очень хотелось с ними ознакомиться, а в университете, оказывается, целая комната «железа», и мне очень захотелось туда пойти, — признается Айна.

Вот главное противоречие в ней — внешность застенчивой, очень женственной и слабой натуры и брутальные, мужские, прямо скажем, профессиональные интересы. Может быть, они появились как раз для того, чтобы покрепче привязать слишком хрупкую душу к физическим законам мира, помочь ей жить на вечно изменчивой земле? В общем, нравились девочке точные науки. И относит это моя героиня к влиянию замечательных школьных учителей, особенно математика и классного руководителя Валентины Амбарцумовны Дашиянц и физики — Аллы Ивановны Кутейниковой.

Надо ли говорить, что Айна поступила в Чечено-Ингушский государственный университет имени Л.Н.Толстого (ныне Чеченский госуниверситет) на специальность «радиофизика и электроника» физфака без проблем. И поскольку у моей героини «всегда была тяга к технике», все, что связано с интерактивными технологиями, давалось ей легко. Впереди, казалось, большие перспективы, интересная, необычная работа — в сфере радиофизики, о школе в тот момент Айна и не помышляла. Но... в дело вмешались любовь и война.

На курсе было всего 4 девушки, вокруг одни парни. Они, конечно, окружили барышень повышенным вниманием, а Айна еще и редкая красавица. Вскоре ее высмотрел будущий муж Магомед-Али — студент с первого потока радиофизиков, на курс ее старше. Они были похожи друг на друга. «Отличник, ленинский стипендиат, примерный мальчик», — как охарактеризовала его жена. После второго курса она вышла замуж, и учеба, конечно, отошла на второй план. Пошли дети, рождение второго ребенка практически совпало с началом первой чеченской войны, и университет пришлось оставить. Она закончит учебу после двухлетнего перерыва — муж настоит и поможет. Но работа на стезе радиофизики опять отодвинулась — накрыла волной вторая чеченская.

Глупый вопрос, помнит ли она войну. Невыносимо громкий гул самолетов, взрывы, прятание в подвалах — все это она пережила вместе с мужем и детьми. Их у нее к началу второй чеченской войны уже было двое. А тут еще третья беременность... Муж отослал ее с детьми из Грозного от греха подальше в Ингушетию. Страшное было время. И все-таки их семья прошла через это.

Не знаю, все ли восточные семьи такие. В этой семье все друг друга поддерживают. Дочки помогают по хозяйству, муж — с детьми, он с пониманием относится к увлеченности супруги работой, небольшой зарплате, к тому, что жена вечно что-то тащит из дома в школу. Без поддержки родных у Айны Нажмудиновны вряд ли бы что получилось.

После войны республика стала отстраиваться и возвращаться к нормальной жизни. В Грозном снова открылись школы, но учителей в них катастрофически не хватало. И когда Айну позвали, она откликнулась.

Сначала их 42-я школа, разрушенная прямым попаданием, ютилась в детском саду. Потом здание отстроили заново. Но задний двор до сих пор хранит в земле страшное наследие войны — неразорвавшийся снаряд. Сейчас школа одна из лучших в Грозном.

Когда она поняла, что школа ее призвание, что к этому, может быть, и подводил ее Всевышний?

— Сначала было трудно, потом втянулась, и работа начала нравиться, — вспоминает Айна Нажмудиновна. — Потом уже не могла без нее. Когда уходила в декрет, так завидовала коллегам, что они остаются работать с детьми!

Чеченским учителям почти не приходится заниматься вопросами дисциплины — дети воспитаны в уважении к старшим. Тут многие российские коллеги могут позавидовать: знай себе занимайся своей прямой работой. У Айны Нажмудиновны это получается с успехом: любимую физику она старается преподнести своим ученикам как можно доходчивее и интереснее. Больше всего полюбилась ей технология блочно-модульного обучения, когда учитель чередует блоки теории и практики и сам выбирает, сколько часов уделить той или иной теме, как ее преподнести. Технология позволяет и каждому ученику выбрать самостоятельную и посильную траекторию обучения. Самостоятельность — это ли не ценность во все более инфантилизирующемся мире?

Само собой, интерактивную доску и прочие технологии учительница физики освоила одна из первых в школе и с удовольствием использует на уроках. Постоянный ее спутник — ноутбук с дисками, на которых записаны видео— и анимационные материалы, а также виртуальные лабораторные работы. Любит она использовать на уроках и игры, и кроссворды, и интересный исторический материал.

Конечно, и без старых добрых опытов не обходится, ведь именно на физике дети могут проверить земные законы своими руками. Умному учителю нужно лишь подобрать интересное задание и незаметно направлять ход работы.

В этом я могла убедиться на уроке Айны Зубхаджиевой на финале конкурса «Учитель года России – 2013». Учитель только закинула школьникам удочку, попросив сесть по сторонам света, как ребята из подмосковного Подольска догадались, что речь идет о компасе, а там незаметно подошли к теме «Магнитная лаборатория». Гостья выдала каждой группе по игрушечному грузовичку «сокровищ», в котором были кусочки магнита, скрепки, проволока и прочие подручные материалы, и предложила сотворить из них любое приспособление, действующее при помощи магнита. В каждой команде были выбраны инженеры, фотограф, докладчик, и понеслось! И мальчики, и девочки наперебой предлагали разные идеи, с энтузиазмом прикручивали и примагничивали одни детали к другим. Айне Нажмудиновне оставалось только наблюдать, одной-двумя фразами направлять ребят и, конечно, радоваться самостоятельности учеников. Гостья не скупилась на похвалы: ребята представили аж 4 работающие модели — магнитного сортировщика, металлоискателя, магнитного крана и пинцета. Здесь снова понадобился опыт учителя — уточнить название технических приспособлений, функции и спектр их действия. Ведь не все, даже взрослые, знают, что магнитные пинцеты годятся не только для того, чтобы достать какой-то металлический предмет вроде иголки из колбы, как сделали ребята, но и для изучения структуры клетки в биологии и медицине.

...Во время финала было заметно, что Айна немного волнуется, но я и не подозревала, что главная причина ее состояния — пятый ребенок, которого она тогда носила под сердцем.

— Было психологически трудно — повышенная эмоциональность, беспокойство за ребенка, а тут еще стресс от конкурса, — призналась мне сейчас Айна. — Но меня наши сопровождающие оберегали, все родные поддерживали, надо же было за честь республики постоять. К тому же я всегда рада чему-то новому научиться, посмотреть, что и как делают коллеги...

Сейчас Саиду-Эми, а ей предсказали на конкурсе мальчика и будущего физика, полгода (а старшему уже 21!). Айна сидит с сыном, но мечтает вернуться в школу и лелеет планы начать преподавать физику в 5-м классе, как это делают в Подольске.

Огорчает ее, что выпускники пока не столь охотно, как раньше, идут учиться техническим специальностям и точным наукам.

— У нас был интересный опыт — в 2010-2011 годах наше Министерство образования приняло решение сдавать выпускникам физику как обязательный предмет, — говорит Айна. — Это дало свои результаты, повысило конкурс и уровень нашего физфака. А когда физику опять сделали предметом по выбору, ее стали сдавать немногие: все-таки сложный предмет, а еще действует авторитет родителей — обычно они решают за детей, куда те пойдут учиться.

Айна Нажмудиновна искренне болеет за родную ей физику и альма-матер. Тем более что родственные связи здесь как нельзя более кстати — муж-то, долгие годы проработав преподавателем в университете, стал деканом физфака, и ему талантливые студенты очень нужны. Зубхаджиевы делают одно общее дело. Горят им.

— Муж меня всегда поддерживает, — говорит Айна Нажмудиновна, и слышатся в ее тихих словах и любовь, и гордость за любимого человека. — Он помогает талантливым выпускникам, моим в том числе, ставшим студентами, университет имеет возможность выделять стипендии, направлять ребят на семинары, по обмену отправлять в Англию, Германию.

Я по-хорошему завидую ученикам Айны Нажмудиновны — их учительница излучает негромкую, но стойкую любовь и настоящую доброту. И может быть, это главный ее урок, который дети воспринимают на подсознательном уровне. Мне кажется, рядом с ней каждый из них, а выпустила она два с половиной класса (не довела до конца один, потому что ушла в декрет), чувствует себя утешенным, обласканным, любимым. Она их защищает, как мечтала с детства, от последствий войны, от «пропасти во ржи» подросткового возраста, от соблазнов нашего времени — именно этой своей твердой уверенностью в том, что они хорошие, что люди достойны света и счастья. И собственные дети — Саид-Али, Марьям, Элита, Тамила, маленький Саид-Эми, и муж Магомед-Али вряд ли чувствуют себя обделенными. Ее любви на всех хватит.

Татьяна Ефлаева, «Учительская газета», № 31 от 5 августа 2014 года



Гущин Д. Д.