На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Аникина И. А.
финал конкурса 2010 года

Алиев С. С.
финал конкурса 2013 года

Жиманова  Е. С.
финал конкурса 2005 года

Белоусова Т. О.
финал конкурса 2016 года

Матхеева Е. Г.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель «Учителя года России — 2015»:

Хочу воспитать дочь хорошим человеком

Для Сергея КОЧЕРЕЖКО, учителя истории и обществознания из самарской гимназии №1, 2015-й — по-настоящему счастливый год. В феврале у них с супругой родилась дочка Лиза. А 5 октября его имя под громкие аплодисменты прозвучало в огромном зале Кремлевского дворца съездов — по итогам Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» он был признан абсолютным победителем.

Конкурс в этом году вышел особенно историческим. В том смысле, что лидерство в нем уверенно захватили историки. Среди 77 финалистов 18 оказались преподавателями этого предмета. В «пятнашку» лауреатов вышли 5 историков, а в пятерку победителей — двое.

История в школе не самый простой предмет. И не только потому, что за совсем небольшой отрезок времени здесь случилась перезагрузка — и новая концепция преподавания, и историко-культурный стандарт, и три линейки новых учебников... Пока в переменах наступила пауза, но вполне возможно, что через три года они последуют снова: ЕГЭ по истории на базовом и профильном уровнях войдет в число обязательных наравне с русским и математикой.

Об этой вероятности, отвечая на вопрос Сергея Кочережко, говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в Казани, где проходили два очных тура финала «Учителя года России – 2015» и где состоялась традиционная для внеконкурсного формата встреча с главой Минобрнауки.

— А что для вас главное в школьной истории? — разговор с Сергеем Кочережко про самый переменчивый предмет продолжается уже в Москве. После победы на вечернем торжественном приеме в Кремлевском дворце у него особая миссия. Общение перед расставанием с коллегами, фото на память и, конечно, интервью...

— Главное — научить детей сомневаться и задавать вопросы даже про то, что кажется очевидным и принято большинством. Спорить, аргументировать. Критиковать даже то, что принято считать ценностями. Потому что если они настоящие, то выдержат любую критику.

— А насколько дети готовы сейчас критически мыслить?

— Тут многое зависит от материала и его подачи. История — увлекательная наука, в ней много интересных событий. Но такое ощущение, что, когда составляются учебники, в них специально эти события и не включают. Поэтому моя задача — поиск интересного, нестандартного материала, который не встречается в обычных учебниках. Он мотивирует детей к изучению предмета, повышает интерес, заставляет посмотреть на старые, казалось бы, всем известные вещи по-иному. Помогает формировать иной взгляд, мировоззрение, когда ничего не принимается на веру, когда норма — задавать вопросы и искать доказательства.

— В новых учебниках что-то изменилось?

— Новые учебники появились в школах только летом, причем, как я понимаю, не во всех. В нашей школе новый учебник есть. На него нужно переходить с 6-го класса. А в 6-м классе русская история начинает изучаться со второй половины года, то есть с января. Так что с сентября реально почти никакие школы на него не перешли. Дети сейчас еще изучают зарубежную историю, которая идет в русле старого учебника. И как мы будем работать по новому учебнику, пока еще большой вопрос. Чтобы на него ответить, нужно организовать систему подготовки педагогов в идеологии нового стандарта. Нельзя с учителей спрашивать то, чему их не учили. В противном случае по новым учебникам они работать не будут. Положат на полку и будут вести уроки, как раньше. А если ставится задача, чтобы по новым учебникам действительно начали преподавать, значит, надо провести системную работу, причем в диалоге с учителем, а не по принципу «сказали — делай».

Я отстаиваю академическую свободу учителя. Общество должно доверять ему в том, какой конкретный материал он выбирает. Понятно, что есть общая рамка — закон об образовании, стандарт педагога, концепция исторического образования, историко-культурный стандарт... Но давайте позволим педагогу, образованному и интеллигентному человеку, самому выбирать конкретный материал для каждого урока. Я думаю, он этим ничего не разрушит.

Учебник не должен быть догмой, тем более дети не должны воспринимать его как истину в последней инстанции. Учебник — всего лишь средство взаимодействия между учеником и учителем. И это средство должно быть максимально удобным.

— А что вам не удается?

— В полной мере, пожалуй, не удается индивидуальная работа с каждым ребенком. У меня есть классы, где 36 детей. Мы встречаемся с ними один или два раза в неделю. Подготовиться к индивидуальной или хотя бы дифференцированной работе с каждым из них очень трудно. Это затратно и по времени, и по силам. Помимо преподавания я еще занимаюсь общественной деятельностью, возглавляю Ассоциацию молодых педагогов Самары. Эта работа, по сути, сфера нашей самореализации. Причем есть мероприятия для учителей, а есть для детей. Почему такая деятельность важна для каждого молодого учителя, очевидно. Я в школе работаю только четвертый год, но хорошо знаю, как много возникает трудностей, с которыми нужно справляться. Как правило, специальной адаптации молодых педагогов, которые вчера были студентами и сидели на лекциях, а теперь должны вести уроки, никто не проводит. А в этот период нужна помощь вплоть до мелочей — какого цвета должна быть ручка, чтобы заполнять журнал. У нас в Самаре этот цвет в разных школах отличается, где-то синий, а где-то черный... В педвузе студента практически не учат новым фгосовским подходам, хотя ему важно разобраться в новых веяниях, понять и почувствовать, что такое метапредметный подход, чем он отличается от межпредметности. Поэтому мы организуем семинары вместе с Департаментом образования и Центром развития образования, где лучшие методисты общаются с молодыми учителями. Плюс к этому мы проводим разные креативные игры и марафоны для детей. Этот способ взаимодействия с детьми для молодых учителей очень актуален.

— Каким должен быть учитель?

— Справедливым и, конечно, уважающим личность ребенка. Школа не игра во вседозволенность. Это совместный труд учителя и ученика. А еще школа — диалог с учеником и его родителями. Без этого не разрулить никакие конфликты.

Кстати говоря, участие в конкурсе «Учитель года России» для Сергея Кочережко «случайная неслучайность».

— Я бы сам на конкурс не пошел. Но в прошлом сентябре директор вызвала меня и сказала: «Сергей, вы идете на «Учителя года». Я и пошел. И очень этому рад, хотя поначалу, честно сказать, скептически относился к конкурсу. Но когда погружаешься в его ритм, понимаешь, что это уникальная площадка для профессионального развития и просто человеческого общения с очень талантливыми и замечательными людьми.

— Из-за подготовки к конкурсу вам пришлось отложить защиту диссертации?

— Да, но защита все равно в моих планах. Это мечта моей мамы. Диссертация почти дописана. Она посвящена моему любимому ХVIII веку — восстанию Емельяна Пугачева в представлении Екатерины II и российского дворянства. В следующем году, если будет возможность доработать текст, планирую защищаться, если нет, то через год.

— Мама педагог по профессии?

— Она бухгалтер, математик по образованию. Совсем немножко работала учителем. А вообще педагогов в семье у нас было немало. Мой дед Анатолий Михайлович преподавал физику в техникуме. Бабушка Нина Яковлевна работала преподавателем электротехники и начальником филиала Омского вечернего авиатехникума. А обе прабабушки — Анастасия Петровна и Татьяна Алексеевна — были учительницами начальной школы. Моя жена тоже педагог — учитель английского. И познакомились мы с ней как раз в клубе молодых педагогов.

Конечно же, для мамы и моей семьи победа на конкурсе — большая радость.

— Планируете что-то менять в карьере после победы?

— За четыре года работы в школе я только научился работать с детьми. И мне это очень нравится. Я и не предполагал, что, когда после педпрактики на пятом курсе истфака Самарского госуниверситета меня попросили остаться в 1-й самарской гимназии, этот процесс так затянет. А сейчас понимаю наверняка, что угадал свое призвание.

— А о чем мечтаете?

— Моей дочке Лизе сейчас семь с половиной месяцев. Хочу воспитать ее хорошим человеком. Хочу, чтобы она выросла интеллигентом, который, не толкаясь локтями, достигает самых высоких результатов. Наверное, сейчас это и есть моя самая главная мечта.



Это факт


Абсолютный победитель «Учителя года России – 2015» — ровесник конкурса. В этом году конкурс прошел в 26-й раз. 26 лет 8 октября исполняется и Сергею Кочережко.

Педстаж Сергея Кочережко 4 года. За время работы в школе он подготовил двух 100-балльников ЕГЭ по обществознанию, а его старшеклассники шесть раз становились призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву. Сергей Сергеевич — член региональной предметной комиссии по проверке ЕГЭ по обществознанию в Самарской области, член оргкомитета областного марафона «Вехи истории», разработчик и член оргкомитетов мероприятий, проводимых Самарской ассоциацией молодых педагогов и Департаментом образования города для молодых учителей Самары.

В числе хобби Сергея Кочережко — историческая психология, интеллектуальные игры и чтение хороших книг. Свое педагогическое кредо он сформулировал по Бертрану Расселу: «Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными».

Ольга Максимович, «Учительская газета», № 40 от 6 октября 2015 года



Гущин Д. Д.