На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Овсенев Р. Р.
финал конкурса 2013 года

Коломенский Д. Н.
финал конкурса 2008 года

Исаев Д. С.
финал конкурса 2016 года

Лебедев Е. К.
финал конкурса 2018 года

Воронина И. П.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Серпантин

Все дороги ведут к конкурсу, но у каждого свой путь

Говорят, если у тебя что-то очень хорошо получается, если тебе от природы дан талант в той или иной сфере, нужно развиваться именно в этом направлении, совершенствовать навыки, оттачивать мастерство, и тогда ты достигнешь небывалых высот. С другой стороны, если ты просто делаешь то, что тебе нравится, и делаешь с удовольствием, ты обязательно будешь расширять и углублять это направление и непременно со временем станешь в нем непререкаемым авторитетом. Гармония этих двух жизненных стратегий помогает учителю физики и информатики лицея №12 Липецка Алле ВОЛКОВОЙ добиваться победы во всем, за что бы она ни бралась, сохраняя при этом стремление расти и развиваться, осваивать все новые и новые горизонты познания. Правда, тут есть еще одна маленькая, но очень важная деталь — она обладает способностью учиться на чужих ошибках и совершенно точно знает предел своих возможностей, равно как и степень готовности к рывку.

К конкурсу «Учитель года» каждый приходит своей дорогой. Для одного она похожа на широкую и прямую автостраду, для другого — на каменистый тракт, для третьего — на ухабистую сельскую грунтовку. Стезю Аллы Александровны я бы сравнил с извилистым горным серпантином, по которому ты поднимаешься на вершину горы, делая замысловатые петли и выходя при этом на новую и новую высоту. И как тут не вспомнить про глубокую мысль Лао-Цзы о том, что «путь длиною в тысячу ли начинается с первого шага»!

Первый шаг она сделала еще в детстве, когда, наблюдая за подготовкой к урокам родителей-педагогов, тоже решила поиграть в школу.

— В маминой комнате висела доска, и мне очень понравилось писать на ней мелом, — вспоминает Алла Волкова. — Мне даже казалось, что я так лучше усваиваю материал. Уже тогда возникло желание стать учителем, правда, не биологии, как мама, и не технологии, как папа, а начальной школы. Потом был период активного увлечения английским языком, когда я также всерьез подумывала, не пойти ли на иняз. Но настоящая любовь пришла только в старших классах благодаря моему классному руководителю — учителю математики Татьяне Васильевне Балабановой и учителю физики Наталье Петровне Трегубовой.

Оказалось, что Алла на самом деле никакой не гуманитарий, а чистой воды технарь. После этого вопрос, кем быть и куда пойти учиться, уже не стоял, конечно же, на физмат Липецкого педуниверситета! Тем не менее пришлось все-таки выбирать между физикой и математикой. А когда выбрала физику, оказалось, что к ней в нагрузку полагается и информатика. Кто бы знал тогда, что именно это «приложение» станет для Аллы Волковой самым главным приобретением. Тем более что даже свой собственный компьютер у нее появился лишь по окончании вуза.

— Впервые я довольно близко узнала, что такое конкурс, еще в 2004 году, когда помогала готовиться нашему коллеге, преподавателю ИВТ Виктору Добромыслову, — рассказывает Волкова. — Он тогда дошел до всероссийского суперфинала, а потом уехал работать за рубеж. Возникла вакансия. На тот момент я вела только физику и решила предложить себя в роли учителя информатики. С тех пор я совмещаю оба этих предмета плюс еще и являюсь заместителем директора по ИКТ. Вот из таких закономерных случайностей и складывается судьба. Кто знает, выбери я другой вуз, другой факультет, другую школу, как бы все сложилось...

Но все сложилось в весьма замысловатый жизненный узор. Уже через три года Алла Александровна вновь активно включается в конкурсный процесс — теперь уже она помогает своему супругу, учителю химии Алексею Волкову. Вполне возможно, что именно благодаря ее поддержке он сумел дойти не только до всероссийского уровня, но и войти в «пятнашку». С другой стороны, это испытание дало очень много и самой Алле, так как она фактически прошла все этапы конкурса вместе с мужем, сумев увидеть конкурс одновременно и изнутри, и со стороны. Они вместе продумывали варианты и сценарии, формы и методы, создавали заготовки на самые разные случаи. Алексей на тот момент был достаточно опытным педагогом, чтобы самостоятельно заявить о себе, однако традиции лицея №12 не позволяют решать такие вопросы в одиночку — здесь за каждым отдельным учителем стоит целый коллектив единомышленников, и любые проблемы тут решают сообща. Это касается не только «Учителя года», но и любого другого испытания, в котором участвует представитель лицея. И если вчера ты помогал коллеге, то завтра он поможет тебе, а послезавтра вы оба войдете в группу поддержки очередного делегата.

Словом, год за годом Алла Волкова познавала тонкости и особенности конкурсного бытия, изучала материалы и требования, просматривала видеозаписи уроков лучших учителей России разных лет, анализировала, взвешивала, примеривала на себя чужой опыт, нарабатывала свой, пыталась применить на занятиях те подходы, которые отлично зарекомендовали себя у других, делилась с коллегами собственными находками. Стала активным пользователем целого ряда профессиональных сообществ в социальных сетях.

Чтобы стать лучшим, нужно быть среди лучших, а уж в этом плане судьба ей благоволила: в 2010 году она снова едет «на Россию» поддержать свою коллегу, учителя истории все того же лицея №12 Липецка Нину Павлову. Неудивительно, что когда в 2012 году абсолютным победителем стал преподаватель биологии и информатики Баловневской школы Липецкой области Алексей Овчинников, финальные испытания прошли именно в 12-м лицее. И Аллу Волкову, которую на тот момент уже окрестили фанаткой конкурса, определили главным специалистом по ИКТ в масштабах всего мероприятия. То есть ей была доверена исключительно важная миссия — обеспечить безотказную работу всех IT-устройств и программ на конкурсных испытаниях.

Но даже после этого потребовалось еще два года, чтобы решиться наконец самой принять участие в этом великом и грандиозном таинстве под названием «Всероссийский конкурс «Учитель года». Выражаясь романтическим языком, звезды на небосводе наконец-то составили нужное сочетание, сулящее успех в известном начинании. А говоря проще, желания совпали с возможностями, былые страхи, неуверенность в себе и боязнь неизвестного ушли в прошлое.

— Еще в старших классах я посещала кружок массовиков-затейников, часто выступала перед большой аудиторией, — вспоминает Алла. — Это научило меня уже тогда не бояться сцены. Я знаю, что многие прекрасные педагоги чувствуют себя уверенно в классе, но нередко теряются, когда перед ними сотни незнакомых людей. А нас еще в подростковом возрасте учили, как за короткое время завладеть вниманием аудитории, как найти с ней общий язык, заинтересовать, увлечь, повести за собой. Те же навыки помогли мне и на 4-м курсе, когда я работала в Доме творчества, совмещая это с педагогической практикой.

Стоит заметить, что на тот момент Алла Александровна не только помогала другим участвовать в конкурсах, но и побеждала сама — на ее счету целая серия побед в таких известных испытаниях, как «Мой лучший урок», «Лидер информатизации», «Управление современной школой», «Чтобы знать науку, ею нужно заниматься», «Открытый урок», «Воспитание в школе и в классе» и так далее. Она успела стать почетным работником общего образования, победителем ПНПО в 2009 и 2013 гг., заняла 1-е место на Первых международных интеллектуальных играх, получила статус «Образцовый учитель SMART международного уровня» за разработку и использование новых цифровых образовательных ресурсов.

С таким-то потенциалом да не победить?..

Впрочем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Несмотря на весь опыт участия в конкурсах, Казань, куда съехались первые среди равных, стала для нее проверкой на прочность, настоящим и очень серьезным испытанием. С той лишь разницей, что она к нему была готова, а потому трезво оценивала обстановку и чутко отслеживала обратную реакцию. Например, она сразу же установила для себя правило: несмотря ни на какие соблазны и любовь к общению с интересными людьми, перед каждым финальным заданием необходимо выспаться, прийти в равновесие, обрести спокойствие, внутреннюю уверенность. Она помнила, сколько блестящих педагогов на ее памяти «сгорало», не выдерживая дикого нервного напряжения.

И еще Алла очень ясно понимала, насколько важно соблюсти меру, «уместив себя всю» в 45 минут конкурсного урока, но при этом не переборщить с всевозможными находками и изюминками. К тому же как преподаватель ИВТ она, как никто другой, знала — нельзя делать ставку только на цифровые технологии, нужно дать понять и ученикам, и членам жюри, что в информатике главное не компьютер, а информация, следовательно, весь урок необходимо выстроить в контексте развития умения работать с информацией. А сделать это можно и на листе бумаги, и на доске, и с помощью пульта для голосования, и посредством документ-камеры.

— Важно не задавить детей и присутствующих суперсовременными интерактивными технологиями, а научить работать с информацией в любом ее виде — с текстами, графиками, таблицами, диаграммами, — уверена Алла Александровна. — Ребята должны понять, что все это можно обработать и без компьютера (хотя с ним все-таки легче и проще). Но в любом случае прежде, чем что-то сделать, нужно подумать, как это делается в принципе. То есть создать в голове некую модель. Следовательно, модель — одно из фундаментальных понятий, которое будет сопровождать человека всю жизнь.

...Ей много раз предлагали уйти на руководящие должности, возглавить образовательное учреждение. Но она достаточно искусно владеет методом моделирования, чтобы понять: это не для нее. Учитель, который перестает вести уроки, работать с классом, держать в руках учебник, довольно скоро выпадает из реальности, начиная существовать в мире собственных представлений о том, как это может быть, а вовсе не о том, как оно есть на самом деле. В этом, по ее убеждению, беда многих замечательных педагогов, которые в свое время перешли на работу в вуз, методкабинет, Департамент образования и тому подобное, потеряв связь «с живыми учениками». Поэтому Волкова до сих пор балансирует между преподавательской, научно-исследовательской и чисто административной деятельностью, понимая, что хоть это и очень сложно, зато позволяет любую новую идею моментально апробировать на практике, вовремя понять, в чем ее преимущества и недостатки, оперативно устранив последние. Именно так, а не иначе, нужно поступать и в масштабах школы, города, области, страны. Тогда бы всем нам не пришлось многие откровенно сырые проекты внедрять в спешке, в массовом порядке, а потом героически бороться с их последствиями.

Это, впрочем, касается и ее любимой информатики. В свое время Алла Александровна много сделала, чтобы в ее лицее появилось самое современное и совершенное оборудование — цифровые лаборатории, интерактивные столы, мультимедийные доски. Но вовремя поняла: чтобы дорогостоящую технику использовали с максимальным эффектом, нужно сделать ставку не на количество, а на качество, мотивировать учеников и учителей работать со всем этим добром. И действовать нужно личным примером. Что у нее традиционно получается на все 100. Принцип прост: прежде, чем посоветовать что-либо другим, научись сначала сам, продемонстрируй свое умение, покажи, каких результатов ты достиг.

А здесь Алле Волковой есть чем гордиться.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 48 от 1 декабря 2015 года



Гущин Д. Д.