На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Лавриков П. Г.
финал конкурса 2005 года

Бектурганова Е. А.
финал конкурса 2017 года

Проскурина Т. Г.
финал конкурса 2017 года

Стафейкова В. С.
финал конкурса 2018 года

Фандеева Я. Д.
финал конкурса 2024 года

Цуканов М. И.
финал конкурса 2024 года

 

Информация о конкурсанте

 


Что и требовалось доказать

Не стоит превращать выход к доске в дорогу на Голгофу

Педагогов в родословной учителя математики уфимского 58-го лицея Римы РОНЖИНОЙ не было. И с детства стать преподавателем она не мечтала. Вкус к будущей профессии обнаружился в старших классах благодаря подопечным двоечникам. Оказалось, что объяснять непонятное и сложное доставляет ей удовольствие, а у отстающих одноклассников повышаются баллы за контрольные. И хотя отличница и золотая медалистка высшее образование пошла получать не в педвуз, а на физфак Башкирского госуниверситета, после его окончания работать отправилась в школу. Физиком. С красным дипломом, который скорее подтверждал безупречные знания по геофизике, а вовсе не по педагогике и методике преподавания школьного предмета про законы природы, структуру материи и движение.



От физики до математики рукой подать!


Это сейчас, когда за плечами почти 23 года педстажа, у Римы Равилевны целый арсенал эффективных педагогических приемов, проверенных на практике технологий подачи, освоения и закрепления материала. А поначалу было непросто. Пришлось осваивать огромное количество методической литературы. И учиться взаимодействию не с абстрактным классом, а с конкретными и очень разными детьми.

Все сложилось. Погружение в пространство школы прошло так естественно и успешно, как совпадают при наложении равновеликие геометрические фигуры.

— У меня было такое чувство, что я смогу, — вспоминает первые годы работы в школе Рима Равилевна. — И я не ошиблась. И никогда не пожалела об этом своем решении.

Первые десять лет (за минусом декретного периода — родились два сына) Рима Равилевна вела физику. И вдруг снова решила начать с нуля — переквалифицировалась в математика. Позвали работать в школу рядом с домом. Ставка физика была занята, а математик как раз требовался.

— Без всяких преувеличений мне тогда достался самый лучший в школе пятый класс. Удивительные дети! Осваивая новый предмет, я росла вместе с ними. Мы вместе прошли дорогу от 5-го до 11-го класса. Я учила их и училась у них. Они показали мне, насколько можно быть яркими и разносторонними. Насколько дети могут быть наравне со взрослыми. И даже немного впереди. В этом выпуске было восемь медалистов!



Не «лобное место»


«Хочешь, чтобы ученики не относились к твоему предмету формально, выкладывайся на все сто процентов. Для детей надо быть примером. Во всем. И прежде всего как профессионал своего дела». Это только одно из правил Римы Равилевны, которые она установила прежде всего для себя. Есть и множество других: «Не давить, но задавать высокую планку», «Мотивировать, не создавая причин для страха».

Про страх, а конкретно боязнь выходить к доске, быть в центре внимания класса и на глазах у всех ошибаться при ответе, разговор отдельный. Часто даже те ученики, которые к уроку подготовились и материал знают, у доски теряют дар речи.

— Некомфортное состояние перечеркивает любую мотивацию. Потому особенно на этапе изучения новой темы и отработки знаний я принципиально не ставлю отметки тем, кого вызываю к доске. Либо ставлю только хорошие, а плохие — никогда. У ребят нет причин бояться «лобного места». Они видят, что учитель рядом и всегда поможет справиться с заданием. К доске они выходят научиться. А заодно показать другим: раз вышел, точно поймешь даже самую сложную тему. В итоге синдром страха просто не формируется. И к доске все дети выходят абсолютно спокойно.

Еще одно правило — «контролируй, но доверяй». Практически на каждом уроке есть небольшие проверочные работы. Их самопроверка воспитывает у детей ответственность и честность.

— Даже домашние работы полезно иногда не собирать на проверку. Некоторые дети обижаются, но я объясняю, что домашнюю работу они не для меня делают. И не для родителей. Они выполняют ее для себя. Моя задача сделать так, чтобы каждый ученик это осознал и даже не пытался домашнюю работу у кого-нибудь списать. Кстати, если ребенок списал, это самое большое оскорбление для меня как для учителя. Списал — значит обманул, обманул — значит оскорбил. И двойками тут проблему не решить. Только выстраиванием доверительных отношений и атмосферы уважения друг к другу.

Мастерство учителя, по мнению Римы Ронжиной, состоит еще и в том, чтобы на фоне демократического стиля общения дети четко понимали, кто в классе главный.

— Я в жизни не кричала на уроке. В этом просто нет необходимости. У меня на уроках рабочая тишина. Еще мы договорились с детьми о том, что не используем калькуляторов. Зато при любой возможности тренируемся в устном счете.



Родители в фас и профиль


Чего пока никогда не случалось в педагогической практике Римы Равилевны, так это конфликтов с родителями. Во многом это объясняется тем, что в 58-м лицее ведущее направление — техническое, с упором на математику и физику. Их и выбирают чаще всего для сдачи на ЕГЭ и поступления потом в технические вузы. К тому же ЕГЭ по математике относится к числу обязательных. И нет таких родителей, кто бы время от времени не говорил с детьми о том, что без математики в студенты не попасть, что учить ее важно и нужно. Но случается и наоборот. Бывает, дети опускают руки, после того как родители скажут: «Что делать, ну не дается тебе математика!» И соглашаются с тем, что у ребенка в дневнике тройки.

— Если вы сами разрешаете ребенку довольствоваться тройками или четверками, выйти на пятерки он даже стараться не станет! Наша общая цель — с самого начала задать высокую планку. А это только «пять». Я объясняю родителям, что давить на ребенка не нужно. Но видеть цель и трудиться над ее достижением — каждому пойдет только на пользу — и в учебе, и в будущей жизни.



Время идти на конкурс


2015 год стал для Римы Ронжиной марафонским забегом к новым педагогическим вершинам. Она приняла решение участвовать в конкурсе «Учитель года». И поставленных целей достигла. Одержала победу в республиканском конкурсе, за что ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан». А на федеральном этапе Рима Равилевна вошла в престижную «пятнашку» и стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». По традиции только 15 лауреатов удостаиваются особого приза — права встречи с Президентом России.

— Я понимала, что абсолютное большинство моих коллег через этот конкурс уже прошли. Мне же хватало любимой работы, и планов проходить через сито профессионального состязания просто не было. Хотя участвовать в конкурсе меня просили несколько лет подряд. Но как-то не складывалось. В 2014 году из школы выпускался старший сын. Про 2016 год я заранее знала, что будут выпускные классы, а значит, снова не до конкурса. Вот и получалось, если идти на «Учитель года», то в 2015-м. Администрация нашего лицея так много делает для своих учителей и учеников и для меня лично в том плане, что поддерживает все начинания, создает все условия, что, когда ко мне обратились с просьбой принять участие в конкурсе, когда сообщили, что лицей выдвигает мою кандидатуру, я не нашла возможным отказаться. Я поняла, что пора. Наступило то самое время — показать свой опыт, сравнить себя с другими педагогами, признанными лучшими в своих регионах. И главное — увидеть новые направления для собственного профессионального развития. Все эти возможности всероссийский финал «Учителя года» дает сполна.

Конкурсный урок Рима Ронжина связала не с алгеброй, где правят алгоритмы, а с любимой геометрией, изящной и пронзительной, как полет музыки. Разве что название урока по вводной теме для 8-го класса звучало прозаично — «Многоугольники». Но суть его кольцевала науку с искусством. И через умение строить логические цепочки, управлять речью, приводить доказательства ученики приближались к постижению взаимосвязей форм и цвета. Кубизм в живописи стал прологом для изучения многоугольников. Для работы на уроке Рима Равилевна отобрала картины Пабло Пикассо, Никаса Сафронова, Александра Разбейкова и Василия Кандинского. А в конце ребята создали свою коллективную картину. Получилась она яркой и солнечной — в желто-оранжевых тонах. И как подарок осталась в 177-й казанской школе, где проходили конкурсные испытания всероссийского финала «Учителя года России – 2015».



Школа. Закон притяжения


Наверное, если учительская профессия по-настоящему призвание, школа и пульс ее жизни действуют на педагога как силы взаимного притяжения. И начинает работать закон: чем больше отдаешь, тем больше тебе возвращается. Оглядываясь назад, в то время, когда однокашники-геофизики отправлялись после окончания университета «на Севера» работать в нефтяных компаниях, Рима Ронжина не видит для себя другого пути, кроме того, который она тогда выбрала.

— Быть учителем — это однозначно мое. Я живу школой и своими учениками. Прихожу в восемь утра. Ухожу в восемь вечера. И жить в ритме школы для меня в радость. Благодаря своей профессии я научилась находить общий язык с людьми, расставлять приоритеты, быть сильной, интересной коллегам, ученикам и своим сыновьям. Я счастлива, когда ученики зовут меня на свои выступления и соревнования, среди них немало таких, кто достиг очень серьезных успехов в бальных танцах, плавании, художественной гимнастике. Я горжусь ими, и мне важно, что нас связывает не только математика, но и просто жизнь.

Если с детьми быть честной и не навязывать свою единственно правильную позицию, они будут ждать вашего совета и прислушиваться к вашему мнению.

Считается, что работа в школе нервная. А я нервничаю, если долго нахожусь вне школы. И вообще, по-моему, восприятие мира во многом зависит от позиции человека. Кто-то всегда всем недоволен. А кто-то считает, что ситуацию надо не просто принять, а найти нужные решения, повернуть ее в свою пользу. И никогда не жаловаться. Жить становится проще.

Когда я веду уроки, я испытываю истинное наслаждение. Я не люблю говорить на публику, особенно незнакомую. И не могу говорить по чьим-то заранее написанным словам. Я даже не смогу их выучить. Я умею говорить только от себя. А говорить в школе — моя потребность. Дети меня слушают всегда. И я их тоже слушаю и слышу. Каждого. Такой контакт мне необходим как воздух. Это и есть главная линия моей жизни.

Ольга Максимович, «Учительская газета», № 20 от 17 мая 2016 года



Гущин Д. Д.