На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Ушакова О. В.
финал конкурса 2010 года

Комогорцева Т. В.
финал конкурса 2012 года

Пепеляева О. А.
финал конкурса 2012 года

Ряписов М. А.
финал конкурса 2015 года

Волова И. П.
финал конкурса 2005 года

Малеева В. Ф.
финал конкурса 2005 года

Ерохин В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Параллельные миры Татьяны Комогорцевой,

или Что делать, если ученик на уроке... мычит?

Трудно описать обаяние и женственность. Лучше всех, наверное, об этих качествах сказал Пушкин: «Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива. // Без взора наглого для всех, // Без притязаний на успех. // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей. // Все тихо, просто было в ней». Моя героиня похожа на пушкинскую Татьяну. Два почти физических ощущения, которые возникают, когда видишь Татьяну КОМОГОРЦЕВУ, — это мягкость (она даже шипящие согласные произносит своим негромким голосом ласково и мягко) и свет (Татьяна Витальевна природная блондинка). Татьяна Комогорцева с улыбкой (как выясняется позже, улыбка — это ее естественное состояние) приглашает меня пройти в подсобную комнатку при кабинете информатики в новгородской гимназии «Новоскул». Через полчаса она будет проводить урок для второклашек.



О времени и об информатике


Вместе с Татьяной Витальевной в комнатке присутствуют двое молодых людей, чем-то неуловимо на нее похожих. Почти сразу я понимаю, чем — улыбкой. Молодые люди представляются — Роман Хухра и Никита Матвеев. Рома окончил школу четыре года назад, в вузе изучает финансовый менеджмент. Никита первокурсник, планирует быть управляющим финансового отдела. Будущие финансовые гении в бытность простыми школярами углубленно изучали информатику в гимназии «Новоскул».

Бывшие ученики у Татьяны Витальевны частые гости. Мой вопрос к ребятам (разница между их выпусками четыре года): менялось ли за это время преподавание информатики и почему этот предмет стал для них любимым?

— Татьяна Витальевна нас увлекла информатикой, — вспоминает Никита. — Она и сама веселый, позитивный человек, и уроки у нее проходили интересно. Особенно когда появились интерактивные доски! В нашем классе первом, наверное.

— Да, в вашем классе, действительно. Никита, кстати, был первым из нашей школы, кто участвовал в международном конкурсе детских и юношеских компьютерных работ «Цифровой ветер». Первому всегда труднее, — говорит Татьяна Витальевна. — А наш ученик Юра Агарков уже стал победителем «Цифрового ветра» в 2007 году. Сейчас Юра учится в 11-м классе, увлекся робототехникой. Юра выиграл первый турнир по робототехнике, недавно прошедший в Новгородской области, поедет на международные соревнования.

— Похоже, информатика — уникальный школьный предмет, его содержание меняется с каждым годом! А вы с какого года преподаете информатику? — интересуюсь я.

— С 1990 года. У самых первых компьютеров, на которых я детей учила работать, операционная система помещалась на дискетку. Таких сейчас нет.

— Ого! В 1990-м я только родился, — подключается к разговору Рома. — А в моем 11-м классе, я помню, мы устанавливали на школьные компьютеры Windows, офис, их до этого не было.

— А я когда учился, почти у всех уже были компьютеры дома, — удивляется Никита.

— Да, это уже другая психология, — говорит Татьяна Витальевна. — Если с классом Ромы мы в 2006 году ходили в Новгородский университет, чтобы осваивать Интернет, то когда выпускался класс Никиты, у нас уже вай-фай по всей школе был.

— Ребята, а как вы считаете, в повседневной жизни информатика нужна? — спрашиваю я. Единодушный ответ — без информатики никуда! Рома добавляет: «Обучаем и родителей, постоянно просят: помоги да помоги!»

— Именно с классом Ромы мы начинали волонтерский проект по обучению пожилых людей, — вспоминает Татьяна Витальевна. — За 4 года на бесплатных курсах в гимназии обучили 130 человек. Идея в том, что дети учат пенсионеров работать на компьютере. Но цель проекта глубже. Есть проблема разрыва между поколениями. Молодежь беседует между собой — браузеры, адаптеры, а пожилые люди абсолютно не понимают, о чем они говорят. Дети ощущают, что помогать другим — это удовольствие. А если говорить о педагогической технологии, конечно, действует принцип, что, обучая других, я лучше учусь сам. Еще одна цель этого проекта — самоопределение. Вот Никита и Рома хотели быть программистами. Они избрали другую профессию. Но информатика им нужна. Я думаю, она нужна всем.

— Это можно сравнить со знанием английского языка современным человеком.

— Да, это необходимый инструмент. Наши подопечные, пожилые люди, пройдя курсы, находят через Интернет своих одноклассников, друзей, для многих это серьезное решение проблем, связанных со здоровьем. У кого-то случилась беда, они не выходят теперь из дома. Для них компьютер — это окно в жизнь.

Звенит звонок на урок. Татьяну Витальевну ждут второклассники. Через пару минут загляну к ней на урок, но сейчас, оставшись наедине с выпускниками, хочу посекретничать. «Какая она, бывшая учительница?» — спрашиваю Рому и Никиту.

Роман: «Татьяна Витальевна — открытый, добродушный человек. В гостях у нее бывали не раз. К ней можно было просто прийти на переменке, посидеть, чаю с ней попить, она даст совет, если что случилось. Она не была у нас классным руководителем. Но мы почти каждую перемену проводили с ребятами в этой каморке, где сейчас с вами сидим».

Никита: «Что меня восхищает, Татьяна Витальевна за всю мою школьную жизнь ни разу ни на кого не повысила голос. На уроке она не заставляла, а заинтересовывала. Мы тоже в этой комнатке чай пили! И сейчас приходим сюда с бывшими одноклассниками».



Урок


В нынешнем учебном году в гимназии «Новоскул» в порядке эксперимента в программу информатики включена робототехника. Второклассники, объединившись в группы, сделали из специальных наборов мини-роботов. Теперь идет презентация их работ.

— У нас робот-защитник, — рассказывает первая группа. — Он помогает людям избавляться от врагов. Он может превращаться в такое вот оружие.

— А у нас робот-марсоход, — это задумка второй группы. — Он ездит по Марсу и его исследует. У него есть глаза, чтобы он определял, где всякие горящие планеты. И есть свет, чтобы он все видел.

Робота третьей группы зовут Валли. «Он будет вырабатывать электричество, чтобы заряжать других роботов и самого себя».

После урока выпускники Никита и Рома сдвигают парты, раскладывают по коробкам наборы для конструирования, но один набор оставляют для себя — поиграть, пока идет переменка. Дяденек окружают второклашки. Мы с Татьяной Витальевной находим укромный уголок — поговорить.



Параллельные миры


— Я пришла в школу студенткой, — рассказывает Татьяна Витальевна. — В 1990 году к нам, четверокурсникам, обратилась декан: в Новгороде остро не хватает учителей информатики. Я начала преподавать в 22-й школе. Затем по распределению уехала в деревню, уже вместе с мужем. Мы оба оканчивали физмат НовГУ. В 1998 году вернулись обратно в Новгород. После двух декретов я поступила на работу в гимназию «Новоскул». Здесь и работаю по сей день учителем информатики и заместителем директора по информатизации. Сейчас у нас с мужем трое детей.

— Сложно быть мамой в многодетной семье?

— Это большое счастье и моя самая сокровенная мечта. Мы с мужем были единодушны в этом, всегда хотели детей. Старшей нашей дочери 20 лет, в этом году она вышла замуж. Дочь и зять учатся на клинических психологов в Санкт-Петербурге. Это смешанная специальность — медицина плюс психология и педагогика. А вообще у нас большая педагогическая династия в семье мужа. Его прапрадед и прадед были земскими учителями, его дедушка, папа и мама преподавали физику и математику. Сам он проработал в школе 8 лет. Был очень успешным учителем, но наступило, очевидно, профессиональное выгорание.

— А вы?

— У меня был период, когда я после рождения ребенка ушла из школы. Но поняла, что мне не хватает детей. Я не могу без них. Мне нравится о детях заботиться, быть для них полезной. Вот сегодня пришел малышонок перед нашим уроком, он плакал. Друг обозвал. Поговорили с другом, он извинился. Одна из моих функций в жизни, я считаю, — помочь своим родным и неродным детям. У них должно быть хорошее, счастливое детство, чтобы они потом были хорошими, счастливыми взрослыми.

Когда я временно ушла из школы, мой муж был счастлив. Он считает, несмотря на уважительное отношение к этой профессии, что она очень тяжелая. Что люди за день на тебя выливают очень много разных эмоций. И ты собираешь их, приносишь домой. Но я стараюсь этого не допускать.

— То есть дома вы не думаете о проблеме, с которой столкнетесь на работе завтра, об уроках?

— Нет, такое бывает. Но это не система. У меня есть секрет. Сейчас я вожу машину. Так вот из школы я не отправляюсь прямо домой. Я еду за город и провожу там минут 10.

— Вы отдыхаете?

— Я переключаюсь. Начинаю думать об ужине, о стирке, о детях, и, выезжая потом обратно в город, я душой уже дома. И точно так же из дома утром я еду за город, останавливаюсь там, потом еду в гимназию. Когда у меня не было машины, местом переключения был городской мост. Я живу на Торговой стороне нашего города и на работу ходила пешком по мосту через реку Волхов на Софийскую сторону. По одну сторону Волхова я дома, по другую — уже на работе. И обратно после работы так же.

— Это похоже на переход в параллельные миры.

— Да, но я не люблю это понятие. Когда встречаюсь со своими выпускниками, я им говорю, что скучаю по ним и понимаю, что мы уже, к сожалению, живем в параллельных мирах. Хотя при этом я в их сердце, так же как и они в моем...

— Сейчас конец рабочего дня. А вы не только улыбаетесь, просто-таки излучаете свет. Как сейчас малыш сказал на уроке — вырабатываете энергию не только для себя, но и для других. Откуда она?

— От людей. Я им — они мне обратно. Вот сегодня выпускники пришли, они мне подарили заряд энергии. Я всегда детям говорю: «Добро вернется добром. Как ты к людям...» Меня иногда едко называют рафинированной блондинкой. Но это же нормально, что ты не любишь говорить колкие вещи. Хотя я могу при необходимости быть жесткой. Иначе я бы не была руководителем.

— Когда в далеком будущем придет время пенсионного возраста, вы останетесь в школе или посвятите себя семье?

— Единственное, что я точно знаю, — я хотела бы быть как пенсионеры, которые ходят к нам на волонтерские курсы. Это люди с горящими глазами, открытым сердцем и жаждой жизни! Может быть, я стану танцевать, как моя подопечная 70-летняя Тамара Яковлевна. С ней и ее друзьями мы тоже часто встречаемся за чаем и вместе гуляем по городу...

Татьяна Комогорцева увлекается живописью импрессионистов, любит разбирать математически точные узоры вязания, получает второе высшее образование — управленца. Как победитель конкурса «Открытый мир» с волонтерской программой обучения пожилых людей недавно побывала в Америке. В 2012 году она стала участником всероссийского этапа конкурса «Учитель года».

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 04-05 от 29 января 2013 года



Гущин Д. Д.