На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Хроника конкурса: Родионова Оксана, 2015-10-02 Седьмой день: Жюри рефлексирует

 

К хронике конкурса

Оксана Родионова,
«Учительская газета»
02.10.2015
День седьмой: Жюри рефлексирует

День начинается с жеребьевки для финального испытания второго тура — «Педагогического совета». Чудесные открытки — виды Казани — разложены на столе — выбирай, «пятнашка», и называй номер на обороте.

Лауреаты выходят на сцену по пять человек и говорят о проблемах сегодняшнего дня, самая актуальная из которых — конечно, невообразимый бумажный вал, свалившийся на учителя, который не в силах укротить даже министр образования и науки России…

Модерируют педсоветы в роли мудрых директоров воображаемых школ учитель года России — 2012 Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России — 2011» Антон Молев, учитель года России-2007 Дмитрий Гущин.

Все это в прямом эфире, все это вы наблюдаете у своих ноутбуков и компьютеров, а в перерывах я устраиваю небольшую встряску в виде интервью членам объединенного жюри. Традиционные вопросы касаются испытаний второго тура.

 — Что было самым трудным?

 — Что было самым ярким, запоминающимся?

Сначала иду к ученическому жюри.

Артем Архипов, 11 класс 177-й школы Казани:

 — Самым трудным было оценивать испытание «Образовательный проект», когда участники выступали в группах по пять человек, а оценивать надо было каждого индивидуально. Сложно было выбрать кого-то одного.

 — Понравились образовательные проекты всех трех групп, они были яркие. Но больше всего — проект третьей группы. На мастер-классах все конкурсанты были очень хороши. Особенно запомнилась учительница английского языка, которая рэп читала.

Не удерживаюсь от дополнительного вопроса:

 — Хотели бы, чтобы такие учителя в вашей школе работали?

 — Интересно было бы поработать с такими учителями.

Александра Львовна Калентьева, мама двух учеников 177-й школы Казани, член родительского жюри:

 — Самым трудным было выбрать лучшего. И очень тяжело ставить оценки, потому что конкурсанты все сильные. Настолько у них было интересные проекты! У меня каждый раз симпатии менялись. Вижу человека, думаю — буду за него. Выходит другой человек, я думаю — буду за него. И если посмотреть мой оценочный лист, у меня все стобалльники. У нас в школе прекрасные, очень творческие учителя. Они сами ставят мюзиклы, показывают их детям, они — пример для детей. Я их всех люблю. Но было бы здорово, если бы и участники конкурса «Учитель года России» работали у нас.

 — Мне больше всего понравились мастер-классы. У некоторых была очень интересная подача. Я приходила домой вечером. Мы с детьми, мои учатся в среднем звене, садились на кухне. Я им все рассказывала. Дочка учится в 8 информационно-математическом классе, и у них каждый год бывают исследовательские работы по математике, так вот она решила сделать темой исследовательской работы в будущем году открытые и закрытые задачи, о которых рассказывала на мастер-классах преподаватель математики. Очень интересно. Конечно, я благодарна, что нас в это жюри пригласили. Я для себя узнала много нового.

Хорошо, что есть объединенное жюри, потому что все смотрят с разных точек зрения. Очень хорошо, что есть детское жюри. Это лучшие наши ученики. И у нас с ними часто мнения расходятся кардинально. Нам интересно одно, им — совершенно другое.

Анастасия Старцева, учитель английского языка, Республика Адыгея, член жюри второго тура конкурса «Учитель года России-2015»:

 — Труднее всего оценивать объективно, потому что за это время мы все подружились. Мне все эти люди стали очень близкими, тяжело их оценивать. Я не могу сказать, что настолько компетентна во всех вопросах, чтобы кому-то ставить низкие баллы или высокие. Я могу сказать, что прихожу не столько оценивать, сколько делать открытия для себя, учиться. Интересно слушать вопросы большого жюри. Я себе задаю эти же вопросы — как бы я на них ответила?

- На мастер-классах мне нравятся такие выступления, которые просты и понятны для всех, в них есть метапредметная составляющая, это может увлечь не только нас, но и детей.

Педсовет и образовательный проект для меня — в чем-то похожие конкурсные мероприятия, потому что это работа в команде. Я наблюдаю за тем, как конкурсанты взаимодействуют между собой. Я уважаю тех людей, которые не идут по головам, не стараются любым способом стать победителями. Искренних. Мы ведь учителя. А учитель — это образец. Если человек остается человеком, старается помочь своим коллегам — это высшая награда, высший балл.

Андрей Иоффе, профессор Института образования Высшей школы экономики, член Большого жюри:

 — Трудностей у меня лично было три. Первая касается мастер-класса — суметь выделить ключевое отличие ключевое мастер-класса. Для меня ключевым был некий стержень, причем у разных преподавателей это мог быть разный стержень. Мог быть стержень методический — прием какой-то, мог быть стержень содержательный — историческая мифология или еще что-то. Мог быть стержень в произношении, если у человека прекрасный язык и певучий голос. В мастер-классе ты показываешь самое лучшее. Тут ценно умение выделить лучшее, ключевое, чему ты можешь других научить.

Вторую трудность, думаю, испытывали все члены жюри — когда идет коллективная работа, а надо оценивать каждого индивидуально. Это сложно.

И, наконец, следующая трудность. Я вижу, что очень трудно оценивать первые пять человек, когда ты не видел всех пятнадцати. Получается, что ты задаешь планку, и потом оказывается, например, что другие участники лучше выступили, а ты уже поставил высокие баллы. Или наоборот. Это всегда был вопрос для меня — как соблюсти этот баланс.

 — Запомнилось очень многое. Все мастер-классы, при том, что для некоторых лауреатов было неожиданностью пройти в «пятнашку», были очень достойные. Не было мастер-классов, которые бы вызывали вопрос: как человек попал в число лауреатов? Были, конечно, среди лауреатов те, что более фееричный урок показали, а мастер-класс у них был менее зрелищным. Но все равно это был хороший уровень.

Запомнилось, как занимались проектной деятельностью. Поняли наконец, что проект надо начинать с анализа, диагностики ситуации. Это вообще проблема нашего образования. У нас делаются реформы без диагностики. Здесь конкурсанты показали умение диагностировать, оценивать ситуацию. Это очень важно.

И еще порадовало, что был действительно равный, очень достойный уровень соперничества. Поэтому не так легко назвать пятерых победителей.






Вверх

К хронике конкурса



Гущин Д. Д.