На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Данилов С. Б.
финал конкурса 2009 года

Уткин А. В.
финал конкурса 2011 года

Джиоева Л. О.
финал конкурса 2015 года

 

Информация о конкурсанте

 


Ассорти от Остапа Яворского

Сценарист, кавээнщик, поэт и просто хороший учитель

Учитель истории и обществознания из гимназии Нового Уренгоя Остап Яворский удивительно многоликий и разный. Начнем с того, что в школе он преподает сразу несколько предметов — кроме истории и обществознания еще и музыку. А раньше вел и ОБЖ. В свои тридцать с небольшим он успел получить три высших образования, стать автором сценария телесериала «Такси» и телепрограммы «Давай поженимся», он редактор телевизионных проектов кинокомпании «Фильм ЮэЙ». А еще идейный вдохновитель движения КВН в городе Новый Уренгой, участник Международного союза КВН с 2001 года как актер, автор и руководитель. В составе команды «Сборная Луганска и Таганрога» участвовал в премьер-лиге КВН в Москве.

О чем может рассказать археологическая находка?

— За все, что могу и чего достиг, я благодарен своим родителям, — говорит Остап.

Оказалось, что он сын учителей истории, причем людей, увлеченных своей работой, педагогов-новаторов. Раннее детство Остапа прошло в студенческом общежитии Луганского педагогического института, где учились тогда его родители на историческом факультете. Остапа воспитывали всем курсом, благо ребенком он был послушным и любознательным, любовь к истории и археологии началась у него уже тогда, в ясельном возрасте, когда он заглядывал в учебники по истории Древнего мира или мрачного Средневековья. Родителям-студентам ребенок не мешал. Скорее стимулировал хорошо учиться, чтобы была стипендия. Получив образование, они уехали на родину в маленький шахтерский городок Брянку. Гимназия, в которой работали родители и учился Остап, была лучшей в городе. С 8 лет, с 1991 года, Остап Яворский вместе родителями принимал участие в археологических экспедициях в древнегреческом городе Ольвия в Николаевской области, в поселке Рогалик и селе Нижне-Теплое в Луганской области.

— В Луганской области, недалеко от города Счастье, мы раскапывали курганы, там было много интересных находок, но потом неожиданно страшной смертью погиб один из участников археологической экспедиции, и мы прекратили там копать. Не могу сказать, что среди нас было много мистически настроенных людей, но все тогда ясно почувствовали: эти захоронения лучше не тревожить.

Остап Яворский убежден, что археологические раскопки — один из лучших способов разбудить интерес школьников к изучению истории. Тема мастер-класса, который он хотел показать на конкурсе, «О чем может рассказать археологическая находка?».

— Мои родители огромное значение в свое работе придавали развивающей среде, со временем я понял, как это важно, — говорит Остап Олегович. Примечательно, что после окончания Луганского пединститута Яворский идти в школу не собирался.

— Но, видно, от судьбы не уйти, — улыбается Остап. — Я окончил в 2006 году институт, найти интересную и нормально оплачиваемую работу в Луганске не удалось, поэтому поехал в Киев. Понимая, что педагогических знаний будет недостаточно, поступил в Межрегиональную академию управления персоналом в Киеве. Параллельно устроился работать в Брокбизнесбанк. Какое-то время мы вместе с моим младшим братом прожили в этом удивительно красивом древнем городе, но со временем я почувствовал тягу к школе. На тот момент мои родители уже жили в Новом Уренгое, вынуждены были покинуть родину в трудные 90-е годы, когда на Луганщине учителям не платили денег по несколько лет, выдавая зарплату крупой и консервами.

...Педагогический стаж у Яворского небольшой — пять лет. Но за это время он успел достичь многого — освоить в совершенстве современные педагогические технологии, поучаствовать в городском конкурсе «Молодой специалист Нового Уренгоя» в 2011 году, организовать гимназическую команду КВН «Два капитана», подготовить учеников — призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. А главное — завоевать любовь своих учеников и уважение коллег. Ни одно гимназическое мероприятие не проходит без участия Остапа Олеговича — он и сценарист, и организатор, и вдохновитель всех школьных мероприятий, будь то новогодний капустник или дни школьной науки.

Уроки истории

2014 год стал особенным в жизни Остапа Яворского по многим причинам. Он стал отцом очаровательной крошечной Иванки и участником Всероссийского конкурса «Учитель года России». В этот же год на его родине началась война.

— Нам на свадьбу подарили большой участи земли под Луганском, мы с женой мечтали там построить огромный дом, когда вернемся на родину. Сейчас эта земля начинена минами и неразорвавшимися снарядами. Летом тут шли страшные бои. Я очень люблю Луганщину, мы мечтали с женой, что наша дочка появится на свет именно в этом городе, в котором родились и мы. Но нашим планам не суждено было сбыться. Я часто задаю себе вопрос: почему так произошло, что между русскими и украинцами пролегла кровь, почему наступило время, когда появились в Интернете стихи украинский поэтессы «Мы никогда не станем братьями...»? Это о русских и украинцах, которые вышли из одного корня, прародиной которых была Киевская Русь. Когда я жил на Луганщине, здесь никогда не делили людей по национальностям, все были свои... Я, к примеру, по национальности украинец, мои предки жили во Львовской области, фамилия Яворский скорее всего произошла от названия села Яворы на Львовщине, там каждый второй носит такую фамилию. Стихи я пишу, как правило, только на украинском, но родным считаю русский язык. Мне жалко всех погибших в этой братоубийственной войне — и украинских солдат-срочников, не понимающих, зачем их гонят на эту бойню, и ополченцев, воюющих с ними. А больше всех душа болит за мирных жителей — стариков, женщин и детей, оказавшихся заложниками этих событий. Думаю, истоки этой беды начались тогда, когда по воле украинских политиков стали переписывать историю. В украинских учебниках истории исчезло само понятие Великой Отечественной войны, его заменили Второй мировой. Государственной идеологией постепенно стала идеология ненависти ко всему русскому. Думаю, причина многих бед в том, что уроки истории ничему не учат украинских политиков. Неплохо бы им заглянуть в учебники Киевской Руси и не придумывать мифы про древних укров.

Примечательно, что на конкурсе Остапу Яворскому досталась тема «Правление Ярослава Мудрого». Остап сумел за 45 минут не только дать материал по истории, но и построить межпредметные связи — Яворский рассказал ученикам о праве и экономике, архитектуре и музыке того времени.

— Я использовал на уроке кейс-технологии, — говорит Остап Олегович. — Главная цель урока, чтобы дети поняли, почему князь Ярослав остался в истории под именем Мудрый, итоги его политики, главные события во время его правления. Я предложил ученикам набор инструментов из кейса — исторические документы, отрывки летописей. Это помогло создать поликультурную картину восприятия эпохи Древней Руси.

На уроке Яворского звучали стихи и музыка времен Древней Руси, и это помогло детям перенестись в ту эпоху, а в конце урока сделать самостоятельно выводы.

Вообще Яворский на своих уроках отдает предпочтение технологиям деятельностного типа: проблемному обучению, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационным технологиям, проектной и исследовательской деятельности. Оказалось, что Остап Олегович сейчас работает над методической темой «Проблемный метод обучения на уроках истории и обществознания как условие развития познавательной активности обучающихся». Причем особое внимание педагог уделяет работе с историческими документами, вовлекая своих учеников в самостоятельный поиск истины, учит их аргументированно высказывать свою собственную точку зрения, участвуя в дискуссии.

Обучая других, Яворский сам постоянно учится.

— Для учителя это просто необходимо, иначе он перестает быть интересным не только своим ученикам, но и самому себе, — считает Остап. Яворский учится в аспирантуре по специальности «теория и методика профессионального образования» на кафедре социальной педагогики в Казанском институте педагогики, психологии и профессионального образования РАН, сейчас работает над кандидатской диссертацией «Реализация принципов преемственности при подготовке специалистов газовой области в образовательном кластере Ямала».

— Конкурс стал толчком к моему дальнейшему профессиональному росту, — говорит Остап Олегович. — Во-первых, теперь у меня появилось много новых друзей-историков по всей России, мы часто общаемся в Интернете, делимся интересным методическим опытом, а во-вторых, участие — это хороший стимул двигаться вперед, чтобы еще раз попробовать свои силы на всероссийском уровне. Если честно, мне очень бы хотелось. Многих ошибок удалось бы избежать.

Креативный и веселый

— Остап Олегович — лучший учитель. С ним интересно всегда — и на уроке, и после. Он креативный и веселый, даже наказания заменяет чем-то шуточным, — рассказывает ученик новоуренгойской гимназии Артур Булгаков.

Остап Олегович не только проводит интересные уроки, но и делает яркой и насыщенной внеклассную жизнь гимназии. Так, совсем недавно в гимназии проходила «Битва хоров» по аналогу той, что транслировалась на Центральном ТВ. Сам Яворский замечательно поет песни вместе со своим отцом. Многие из них посвящены археологическому братству и древней Ольвии. Остап хорошо играет на гитаре и фортепиано. Вдобавок он еще и отменный кулинар, так что молодой жене-художнице просто повезло.

— Считайте, что кулинария — это мое хобби, — улыбается Остап, — особенно люблю готовить блюда итальянской кухни, наверное, поэтому и мои увлечения скорее всего напоминают пиццу-ассорти — археология и музыка, волейбол и КВН.

Сейчас Остап много времени уделяет своей крошечной дочке. Возможно, в будущем она тоже станет учителем, теперь уже в третьем поколении.

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 04 от 27 января 2015 года



Гущин Д. Д.