На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Трудно быть идеальным

Но стремиться к этому нужно

Ольга НИКУЛИНА, учитель русского языка и литературы Сатинской школы Тамбовской области, оказалась самым молодым участником Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014». Мы решили годы не скрывать, потому что в 25 лет стесняться своего возраста не принято, больше того, некоторые могут даже посчитать такое стеснение кокетством. Оно Ольге Михайловне если и свойственно, то самую малость, как говорится, в меру, и никак не в вопросах профессиональных. Здесь она очень серьезна и самокритична. Например, считает, что ее победа на региональном этапе — это счастливая случайность, скорее даже аванс для будущего развития. Ведь все остальные в пятерке победителей регионального конкурса вышли как на подбор — умные, интересные, талантливые и опытные. Даже, как говорит сама Ольга, был очень хороший, работающий по необычной инновационной программе настоящий филолог.

Но какой же тогда она филолог? Разве может быть победитель, получивший звание «Учитель года» Тамбовской области, ненастоящим? Прямо детектив какой-то! Однако во время нашего общения выяснилось, что ничего детективного в этом нет, что филолог Ольга Михайловна самый что ни на есть настоящий, но с особенностями в образовании.

В их семье раньше учителей не было, она первая. Родилась в Сампурском районе, в маленькой деревне с чудным названием — Ферма Марьевка, здесь сегодня проживают чуть больше 200 человек, раньше было побольше, но ненамного. Когда Ольга оканчивала Ферма-Марьевскую ООШ, в ней набиралось не больше 40 учеников, хотя все-таки тогда школа была еще девятилетней, а сейчас сохранилась только начальная. В семи километрах от этой деревни стоит село Ивановка, в нем располагается большая одиннадцатилетняя школа, в которую Ольга ездит на работу уже пять лет. А дома, в Марьевке, живет с родителями обычной деревенской жизнью: хозяйство, корова, куры, утки. Кролики почему-то не приживаются в отличие от котов, которых иногда подкидывают добрые люди, и котики становятся как родные! Сад, деревья плодовые, картошку сажают сами, в общем, «живем, как все», говорит Ольга. Из увлечений — вечерние прогулки и катание на велосипеде, а когда время есть — вязание крючком. Младшая на два года сестра заочно учится в вузе и тоже учительствует, преподает в школе технологию.

Оля — человек с хорошим чувством юмора и считает это чувство необходимостью для современного человека. А как без него можно пережить то самое время перемен, которое китайцы называют интересным, особенно когда эти перемены касаются тебя напрямую? Например, Ольга рассказывает, что нет ни одного учебного заведения, чтобы по его окончании в ее дипломе совпало название того, куда она поступала, с тем, что окончила! Началось все со школы: поступала в одну, окончила другую — по бумагам. Школы в Тамбовской области объединены, филиалов много, и ее Ферма-Марьевскую школу сначала присоединили к Ивановской, после чего она перестала считаться юридическим лицом и потеряла свое официальное название. Примерно та же история и с педагогическим колледжем, который первые два курса учебы Ольги существовал как колледж, затем стал частью университета, а сейчас официально не существует. Да, еще был университет, в который изначально она поступила на факультет журналистики, а окончила институт филологии, в котором факультет журналистики стал просто кафедрой.

Спрашиваю, преподавалась ли на «факультете-кафедре» журналистики педагогика? Нет, увы, на журналистике этого не предусмотрено. Поэтому, признается Ольга, до сих пор тяжело работать из-за недостатка опыта и знаний каких-то педагогических технологий. Приходится наверстывать самостоятельно и на курсах повышения. Почему выбрала после педколледжа журналистику? Говорит, само как-то все получилось. Сначала пошла в педагогический колледж № 1, чтобы не терять два года в 10 и 11-м классах, а сразу получить и среднее образование, и профессию. А потом, когда началась учеба, поняла, как ей повезло с учебным заведением!

— Там были замечательная атмосфера и прекрасные преподаватели! Нам преподавали не только предметы общего учебного цикла, но и танцы, и музыкальные инструменты, уроки изо, пение — все то, чего я не получила в детстве, оказалось мне доступно!

По окончании второго курса у нее были отличный аттестат, серебряная медаль, большой интерес к русскому языку и литературе и увлечение всеми дисциплинами по искусству, которые преподавали в колледже. Поэтому Ольга решила в нем доучиться и одновременно поступила заочно в вуз на журналистику. Правда, не все вышло так безоблачно, как она и еще многие девчонки себе наметили: колледж присоединили к университету, и те замечательные предметы, ради которых все остались в колледже, или сократили, или объединили группы в поток, одним словом, было уже не до музинструментов и изо, о чем все сожалели. Через три года, окончив колледж, молодая выпускница получила специальность учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы. Но впереди оставалось еще два года заочной учебы в вузе на журналистике, а в соседней Ивановке в школе потребовался учитель русского языка. Вот так и вышло, что в 20 лет, в 2009 году, Ольга Михайловна Никулина пришла работать в школу. Ей дали пятый класс, а через год и классное руководство. А Ивановской школе через малое время изменили название и статус (вот оно — время перемен), она стала Ивановским филиалом муниципального бюджетного учреждения «Сатинская СОШ». Филиалом с 11-летним обучением и с 200 учениками. Вполне самодостаточная и, по сельским меркам, немаленькая одиннадцатилетка, но всего лишь один из 16 филиалов Сатинской школы!

У Ольги Никулиной сейчас классное руководство в 10-м «В» (10-й «А» находится в Сатинской школе, в селе Сатинка, 10-й «Б» — в Сампурской школе, в селе Сампур, а 10-й «В» — в Ивановке). Но русский и литературу Ольга Михайловна в своем классе не ведет. Так как в дипломе у нее филологическая специальность указана только как дополнительная, то преподавание ей разрешено в классах с пятого по девятый, поэтому русский язык и литературу она ведет в 5, 6 и 8-х классах. А 10-11-е отдали другому учителю, все-таки впереди ЕГЭ. Ей оставили 10-й «В» на классное руководство, потому что с ребятами она очень сдружилась, вела у них предметы с пятого до девятого, а классной стала в шестом.

Спрашиваю у Ольги, не хочется ли ей довести ситуацию до логического завершения, то есть окончить филологический факультет, получить «корочку» и стать таким же полноправным, или, как она сама говорит, настоящим филологом, как ее коллеги? Тем более что есть такие способности, которые жюри даже на региональном этапе «Учителя года» не могло не заметить. Ведь на равных участвовала в конкурсе как учитель русского языка и литературы, прекрасно давала конкурсные уроки в средних классах, победила! Отвечает, что пока поступать за вторым филологическим образованием в университет, да еще на платной основе (а как иначе — это же фактически второе высшее), не планирует. Курсы повышения квалификации можно пройти, но, как уже выясняли коллеги, они не дадут ей права преподавания в 10-11-х классах, все останется по-прежнему.

— Мне нравится общаться с детьми, нравится их обучать, нравится получать от них обратную связь, — признается Ольга. — Мы занимаемся творчеством, создаем общие проекты, а как классный руководитель я готовлю с ними различные вечера и выступления, езжу с ними на экскурсии. Отношения с детьми — это тот фактор, который удерживает меня в профессии, зовет приходить каждый день на уроки и приносить им что-то новое, интересное.

В классе у Ольги Михайловны мальчиков 13, а девочек 6, и мальчишки все непростые. И спорят, и не слушаются, а к ней потом претензии: ваши дети плохо себя ведут, не готовятся к урокам! Что тут ответишь? Только то, что «будем работать». Получается, что по большому счету перспектив в школе особых никаких, но чтобы бросить класс — о таком речи быть не может, потому что по себе знает, как это плохо, когда у тебя постоянно меняются учителя.

И вот здесь наш разговор немного ушел вслед за мечтами. Почему же нет перспектив? Потому что школе грозит только понижение статуса — от средней к основной, от основной к начальной. Сейчас такое положение на селе. Хотя говорят, что кое-где детей стало побольше, даже в сельской местности. Так, может, придет время, когда сельские одиннадцатилетки снова окажутся в почете и, например, каждая получит статус юридического лица, своего директора и отдельную историческую судьбу со своими собственными традициями? Ведь было такое раньше, и, между прочим, во многих регионах остается. Ни в Воронежской, ни в Белгородской области сельская школа с двумястами учащимися не считается неперспективной, такие школы сохраняют и финансируют как самостоятельные, ни к чему не присоединяя и не сливая ни с кем. Может, и в Тамбовской настанут такие времена. Вы только представьте, какой это труд для директора — руководить сельской школой с количеством учеников больше тысячи и с 10-15, а то и больше, филиалами в разных селах!

Только тут опять проблема: даже при самостоятельности школ и при их сохранении селу недостает хорошей социальной инфраструктуры, дорог, транспорта, а главное — работы людям. Какова может быть перспектива для учителя, кроме рутинной каждодневной работы в школе, не знаю. Но чем лучше, удобнее, добрее и комфортнее будет эта школа, тем больше надежды будет у всех ее обитателей, это уж точно.

Что сегодня важно для сельского учителя, каким он должен быть? Все-таки мечты мечтами, но знаковые вещи мы с Ольгой Никулиной решили определить. Прежде всего учитель должен быть максимально грамотным в своем предмете и владеть им очень хорошо. Второе — должен быть адекватным, вернее, тактичным в отношениях с детьми, их родителями и своими коллегами. Должен быть вежливым, уметь находить подход как к взрослому, так и к ребенку, уметь разбираться в детской психологии.

— И хотя психология, — говорит Ольга, — преподается в каждом педагогическом вузе, со временем эти знания выветриваются, поэтому даже на интуитивном уровне учитель должен знать, что в данный момент нужно ребенку, что можно ему сказать, а что нет. Какие слова нужны, а может, не слова, а действия, какой-то жизненный пример. Возможно, в определенный сложный момент нужно не самому учителю с ребенком говорить, а можно кого-то из его сверстников попросить это сделать, если так будет лучше. И еще у учителя обязательно должен быть свой взгляд на мир, на жизнь, это поможет ему учить детей формировать их отношение к жизни, критически оценивать действительность. Это сегодня важно. В общем, получается, что учитель во многом должен быть идеальным человеком! Достичь этого трудно, но стремиться к этому нужно.

И еще один очень интересный момент сегодня, по мнению Ольги, оказался на первых позициях. Важно, чтобы учитель был успешным! Например, один из финалистов Всероссийского конкурса, вошедший в пятерку лучших, учитель информатики из Самарской области Алексей Фоломкин, сначала проявил себя как успешный предприниматель, а потом пришел работать в школу и там добился высоких результатов. А раз уж школа ставит перед собой задачу воспитать таких учеников, которые смогут в дальнейшем добиться успеха в жизни, то научить этому детей лучше всего сможет учитель, успешно реализовавшийся в собственной жизни.

— Да и для самого учителя, — говорит Ольга Никулина, — важно чувствовать себя счастливым человеком. Если этого нет, он не сможет отдаваться другим в полной мере, вкладываться в других. Как известно, не все выдающиеся спортсмены могут стать такими же выдающимися тренерами. Ведь для тренера главное — развить другого человека, чтобы он стал лучше. И учительская работа к этому очень близка. Да, себя нужно развивать постоянно, но и нужно приучить себя к мысли, что на первый план ты должен вывести своих учеников, помочь им реализоваться. В этом одна из трудностей нашей профессии. Учитель должен понимать, что его ученики более важны, чем он сам, и если они добиваются успеха, в этом показатель успешности учителя.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 05 от 3 февраля 2015 года



Гущин Д. Д.