На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Вне системы,

или Пойманный момент Максима Иванова

Кислотно-желтые кеды, модная рубашка с коротким рукавом, джинсы. Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, человек в Петрозаводске известный. Если меня спросят, чему именно учит детей Максим Викторович, я отвечу, что главное в уроках Иванова — это не даты и знание фактов, хотя этого никто не отменял, а ощущение свободы, которое он дарит своим ученикам. Свобода — это, конечно, не урок в школьном расписании, и о ее ценности Максим говорит не словами и лозунгами, а своим отношением к жизни.

Конкурсная судьба Максима Иванова началась семь лет назад, в 2008 году. Именно тогда он впервые заявил о себе, став финалистом номинации «Дебют». Нашу первую встречу он не помнит, я же нередко о ней размышляю. Тогда меня поразили напор, откровенность и чувство собственного достоинства молодого педагога. Без тени смущения он мог ответить вопросом на вопрос, рассказать о своей зарплате, нагрузке, увлечениях. Говорил честно и откровенно — так, что старшие коллеги качали головами и неодобрительно переглядывались.

Прошло шесть лет, за плечами участие в конкурсах городского и республиканского уровней, а в 2014 году осуществилась мечта Максима Викторовича — он поехал на всероссийский финал конкурса «Учитель года России – 2014». Педагог по-прежнему преподает историю и обществознание в Державинском лицее, не боится говорить о проблемах современной школы с коллегами и журналистами.



Достучаться до сердец


— Да что ж вас только это и интересует-то! — так однажды Максим Иванов отреагировал на вопрос учеников о зарплате. Открытый урок, посвященный социальному статусу, вызвал много эмоций у школьников, самого педагога, а также его коллег. Кстати, учителей в аудитории оказалось, наверное, столько же, сколько и семиклассников. Когда речь зашла о желаемом социальном статусе, один мальчик сказал:

— Царь!

— Что ж, неплохо, — парировал Максим Викторович. — А если поближе к нашей жизни?

Анастасия Западова, учитель истории школы № 27, считает, что за 40 минут урока Максим Иванов и тему раскрыл, и до детских сердец достучался.

— Сколько всего дети унесли с урока! И с каким настроением он прошел! — восхищается она. — В этом уроке живут не только приемы и методы учителя, в нем есть сам Максим. Его взгляд на многие современные проблемы, его увлечения, его отношение к своим ученикам. Именно это дети понимают и ценят.

Но Максим Иванов мэтром себя не считает. Чувствует, что в истекшие пару лет изменились его подходы к философии обучения, но процесс этот внутренний и пока проходит на уровне осмысления.

— В этом году исполняется 10 лет с того момента, как я стал учителем. До сих пор помню, как искал свою работу. В 2005 году после окончания исторического факультета Карельской педагогической академии я пытался устроиться по специальности в несколько школ Петрозаводска, но там отвечали, что учитель без опыта им не нужен. Только Анатолий Федорович Ганжиков, тогдашний директор лицея, ответил иначе. Сначала он просто побеседовал со мной, затем предложил зайти еще и еще раз. В итоге именно Анатолий Федорович поверил в меня. Для директора ученик всегда был главным человеком в школе. Он любил повторять учителям: «Не будь учеников — здесь не было бы и нас». «Абсолютно всех лицеистов Ганжиков называл по имени!» — вспоминает Максим о своем первом директоре, которому и посвятил победу в региональном конкурсе «Учитель года».



ЕГЭ не главное


Успех для Максима Иванова не титулованные ученики и почетные грамоты, звания или новая должность. В одном из своих интервью он сказал, что судить о труде учителя стоит не по тому, сколько баллов получили выпускники на ЕГЭ, а по тому, как изменился конкретный ученик.

— Если ребенок двух слов связать не мог, а в конечном итоге ЕГЭ по русскому языку сдал хотя бы на слабую троечку, то это значит, что учитель проделал гигантскую работу, возможно, большую, чем та, что провел педагог в элитной школе, работающий с одаренными детьми. Но эта работа остается за кадром, смотрят только на баллы и давят, давят на детей. Надо от такой системы оценки работы и школ, и учителей уходить, — уверен Иванов.

Его урок, как правило, начинается с новостей. С учениками он может обсудить новости из Музея мадам Тюссо или инициативу венгерской деревеньки, власти которой предлагают свой населенный пункт в аренду на выходные. Все эти вроде бы не имеющие отношения к уроку факты могут стать отправной точкой для начала диалога.

Помогают ему в этом современные методики. О них Максим Викторович не раз рассказывал коллегам на конкурсе и мастер-классах, которые проводит для учителей, выезжая в педагогические десанты по районам вместе с КРОПО «Учитель Республики Карелия».



Важнейшее из искусств


Культурную антропологию и кинематограф Максим Иванов использует в качестве универсального средства обучения. Не раз замечала, как оживляются ученики, когда на интерактивной доске вместо привычных тем, схем и дат появляется фрагмент фильма или короткий ролик о проблеме. Как правило, и дальнейшее обсуждение темы выходит на иной уровень. Дети с желанием отвечают на вопросы учителя, делятся своими наблюдениями и включаются в дискуссию, руководит которой Максим Викторович, а еще пишут эссе. Для учеников Иванова домашнее задание — посмотреть фильм — звучит привычно.

— Эпизоды из фильмов помогают ученикам стать участниками тех или иных событий, лучше понять эпоху, проникнуться атмосферой того времени, — объясняет Максим. — Для более полного понимания такого явления, как тоталитаризм, например, на уроке обществознания я использую фрагмент фильма «Метрополис» режиссера Фрица Ланга. Главный герой фильма по имени Фредер догадывается о несправедливости, царящей в Метрополисе. Спустившись в машинную зону, герой приходит в ужас: он видит страшного Молоха, пожирающего людей. Не в силах смириться с увиденным, Фредер начинает борьбу со злом. Анализируя фрагмент, учащиеся приходят к выводу, что человек в тоталитаризме является никчемным винтиком системы. При изучении вопроса, связанного с блокадой Ленинграда, я использую фрагменты из знаменитого фильма «Блокада» — при просмотре возникает редкостное ощущение чуть ли не физической сопричастности происходящему.

В этом году Максим Иванов решился на эксперимент, который помог лицею пережить непростую четвертую четверть — учиться и сдавать экзамены весной так сложно! В конце марта на своей странице в соцсетях учитель сообщил лицеистам, что на больших переменах старшеклассники смогут смотреть «Теорию большого взрыва».

Этот пост разлетелся с личной страницы учителя по соцсетям и региональным СМИ с космической скоростью. Обсуждали эту новость родители, дети, учителя и даже бабушки с дедушками. Одни говорили о непатриотичном выборе учителя, другие сетовали на то, что лучше на переменах не в кабинете сидеть, а заниматься спортом, третьи не соглашались с критикой и никакой крамолы в этом не видели.

Максим Викторович выбор сериала объяснил удобством формата — серии у него небольшие, популярностью и тем, что сам по себе фильм позитивный. По прогнозу преподавателя, зайти к нему на перемене могли от силы 5-10 человек, но в итоге получилось, что в 502-м кабинете в проходах толпились старшеклассники, многие из которых дали виртуальный бой тем, кто решение учителя осуждал. Так, на интернет-просторах понеслись тинейджерские комментарии о том, что на уроках Максима Иванова не бывает скучно, что в каждом ученике он видит прежде всего человека, что открыт к диалогу и не страдает категоричностью. А идея с просмотром фильма на переменах с тех пор прижилась.

На таких же принципах добровольности уже восьмой год в Державинском лицее работает киноклуб. Каждую неделю в субботу после уроков учитель истории показывает школьникам фильмы, которые не выходят на большие экраны, но ценятся любителями хорошего кино во всем мире. Кстати, в своем блоге под символичным названием «Carpe diem» («лови момент»), который учитель ведет уже несколько лет, всегда можно найти интересную информацию о новинках кино, домашние задания, размышления о жизни и много другой, не менее интересной информации.



«Carpe diem!»


— Своим ученикам я постоянно говорю, что в жизни много возможностей, надо только их не упустить. Придет время, и они распрощаются со школьной партой, уйдут в прошлое школьный звонок, строгие учителя. Важно не растратить время и эти самые возможности зря! — говорит учитель.

Но личность Максима Викторовича не у всех вызывает однозначную реакцию или улыбку. На всероссийском финале конкурса «Учитель года России – 2014», который проходил в подмосковных Мытищах, Максим Иванов давал свой конкурсный урок в 8-м классе по теме «Общение как межличностное взаимодействие и фактор развития общества». Учитель удивил детей и эпатировал жюри тем, что во время урока встал на стол, точно так же как герой его любимого фильма «Общество мертвых поэтов».

— Этот фильм помог мне стать тем учителем, каким я сейчас являюсь, по сути, это моя педагогическая библия, — сказал тогда Максим Викторович.

По удивительному для меня стечению обстоятельств я этот урок не видела ни разу, слышала же о нем много, но суть сводилась к одной лишь фразе: «Забирается на стол». Одни говорили это с восхищением, другие — с осуждением, третьи — с нотками раздражения.

Присутствовать на уроке и видеть его в онлайн-трансляции не одно и то же. Смотрела урок я не ради экшена, мне хотелось поддержать учителя-конкурсанта из Петрозаводска. Момент, когда Максим Викторович поднимается на стол, а следом за ним на парты забираются и дети, показался мне вполне допустимым и обоснованным. Но что началось на моей странице в соцсетях, когда я разместила на ней фотографию, на которой учитель стоит на столе! Один человек написал мне, что подниматься на стол в обуви негигиенично, другой поинтересовался, хотела бы я, чтобы педагоги моих детей забирались на стол перед ними. Задавая эти вопросы, мои собеседники, увы, урока не видевшие, решили, что учитель, позволяющий себе такое, гонится лишь за спецэффектами.

На мой вопрос, чего ради так рисковать, Максим Викторович ответил просто:

— Хотя бы для того, чтобы почувствовать себя свободными, способными выйти за пределы школьной, временами очень ограниченной, системы. Хочу, чтобы у моих учеников была мысль и осознание того, что они не винтики системы, а люди, у которых есть права и обязанности, в том числе право на самовыражение и свободу.

...Первого сентября Максим Иванов придет на линейку в Державинский лицей, чтобы начать свой десятый учебный год. Я знаю, что и в этом году будет снова учить детей быть свободными, честными и не откладывать жизнь в ящик письменного стола во время учебного года. Почему? Может быть, потому, что и сам Максим Викторович умеет жить с улыбкой, позволяя себе играть в футбол, смотреть фильмы, путешествовать и носить кислотно-желтые кеды даже в школе, даже 1 сентября.

Мария Голубева, «Учительская газета», № 35 от 1 сентября 2015 года



Гущин Д. Д.