На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


На высоте

Екатерине Владимировой знакомо счастье полета

«Творческий взлет» — так назвала Екатерина ВЛАДИМИРОВА свое эссе на конкурс «Учитель года». Это название родилось отнюдь не случайно. Проанализировав свой путь к Всероссийскому конкурсу, Екатерина пришла к выводу, что ее взлeт начался давно. Взяв свою первую в жизни высоту, она уже не хотела ее терять и стремилась все выше и выше. Но высота, по мнению Екатерины Михайловны, — это вовсе не внешний публичный успех, скорее внутреннее состояние устремленности к совершенству.

Хотя искушение внешним она, как и многие девочки, пережила — в подростковом возрасте мечтала стать актрисой или певицей. Так же как и многим сверстницам, не обделенным красотой и обаянием, ей хотелось блистать на сцене и поражать воображение публики. Жить, конечно же, только в Москве. Об этом мечтают многие дети, особенно если им повезло родиться на окраине большой страны. Катя, хотя и родилась в Чувашии, большую часть детства и отрочества прожила в Тынде, столице БАМа — великой комсомольской стройки. Когда Катя перешла в 9-й класс, ее семья вернулась в родной Новочебоксарск. Именно там детская мечта уступила место другой, более зрелой. Этому способствовало знакомство с учителем немецкого языка.

Надо сказать, что иностранный язык Кате давался довольно легко — ее мама Людмила Ивановна Минина, учитель немецкого и французского языков, передала дочке свои лингвистические способности. Но немецким языком и культурой Германии Екатерина увлеклась благодаря другому учителю. Так бывает, и нередко: чтобы оценить профессию, нужно отойти от нее на некоторое расстояние, увидеть со стороны.

Конечно, справедливости ради нужно сказать, что Катя тоже вначале думала не о работе учителя, а о карьере переводчика. Поступила на факультет иностранных языков в Чувашский государственный педагогический университет и училась почти на одни пятерки. Кроме немецкого студенты изучали второй язык — английский, и он давался Кате так же легко. Но все же за время учебы в университете Германия стала для Кати ближе и роднее. Немецкую культуру и традиции, менталитет жителей Германии она по-настоящему полюбила — за время учебы ей повезло дважды побывать на стажировке в немецких университетах. Очень рано Екатерина поняла, что путешествия дарят человеку ни с чем не сравнимые впечатления. Туризм прочно вошел в ее жизнь и стал главным хобби — его с удовольствием разделили и друзья, и муж, и ученики. Если с мужем и друзьями, большой компанией, Екатерина Михайловна ежегодно выезжает (точнее, выезжала до рождения дочки, теперь, вероятно, один год придется пропустить) в экзотические страны и классические европейские турне, то с учениками она каждый год направляется в Германию по программе межшкольных международных обменов. Один раз им повезло съездить по обмену в Великобританию и Шотландию, где Екатерина Михайловна убедилась, что не зря изучала второй, английский, язык и что владеет им на хорошем уровне.

Несколько лет назад, узнав о конкурсе для преподавателей, который организует Гете-институт, Екатерина решила принять в нем участие. И к удивлению коллег, неожиданно для себя самой попала в число призеров — получила право поехать в страну изучаемого языка, в один из самых известных университетов Европы — Гёттингенский. Дорогу и проживание оплачивали организаторы, поэтому поездка вышла недорогой.

Всем коллегам, мечтающим о поездке в Германию, но по разным причинам не имеющим возможности позволить ее себе, Екатерина Михайловна искренне советует принимать участие в конкурсах Гете-центра. Она уверяет, что победить совсем не трудно, самое главное — искреннее желание.

Но я забежала вперед, и читателям может быть непонятно, как мечтавшая о карьере переводчика студентка оказалась в школе. По окончании вуза Екатерину как наиболее перспективную выпускницу пригласили остаться на кафедре немецкого языка, и она согласилась. Ей казалось, что работа со студентами, заинтересованными в получении знаний, необыкновенно творческая и интересная. Однако случай, «бог-изобретатель», как назвал его Пушкин, привел девушку еще и в школу. В тот самый год, когда Катя получила диплом, в новочебоксарской школе № 5, которую она в свое время оканчивала, не оказалось учителя немецкого языка. Катю попросили выручить коллег — поработать хотя бы годик. Большую нагрузку не дали, учитывая Катину занятость, и она смогла отдаться педагогическому поиску — готовить уроки не спеша и с удовольствием. Неожиданным следствием совмещения работы со школьниками и студентами был выбор Екатерины... в пользу первых. Сравнив плюсы и минусы средней и высшей школы, Екатерина поняла, что общеобразовательное учреждение — более творческое пространство, что работа с разными детьми, как мотивированными, так и не очень, для нее интереснее, поскольку способствует развитию и самосовершенствованию. И тут снова Екатерина Михайловна, недавняя студентка, внутреннее содержание своей деятельности поставила выше внешнего фактора — отказалась от престижной работы, предпочтя ей более интересную, хотя и трудную деятельность.

— И не жалею. Вот уже семь лет работаю с детьми и могу с уверенностью сказать, что нет профессии более благородной и благодарной. Учитель всегда может рассчитывать на отклик. Живой и непосредственный. От детей я получаю море положительных эмоций.

Они от нее тоже. Всегда веселая, красивая, бодрая и энергичная, как Мэри Поппинс, Екатерина Михайловна вселяет в своих учеников веру в успех и в...чудо. Глядя на нее, дети убеждаются, что жизнерадостным и деятельным людям все по плечу. И эта наука сама по себе ценна. Коллеги считают Владимирову не только талантливой, харизматичной, но и везучей.

Сама Екатерина Михайловна отлично знает рецепт своей везучести — его сформулировал Генри Форд: «Когда работаешь по 16 часов в сутки, тебе начинает везти». Самое ценное для педагога качество — работоспособность и увлеченность делом — первой заметила завуч 5-й школы Елена Владимировна. Именно она в далеком 2009 году уговорила коллегу участвовать в конкурсе молодых учителей иностранных языков «Педагогический дебют» и не ошиблась — Екатерина (тогда еще Минина) одержала свою первую профессиональную победу. Дальше были первые места в конкурсах «Самый классный классный» и «Немецкий в нашей школе», участие в открытом видеофоруме «Молодой учитель в социальном векторе России» в Москве в рамках Всероссийского педагогического собрания, повышение квалификации в Немецком культурном центре имени Гете в Германии, участие в международных семинарах и круглых столах, организация образовательных поездок для учащихся школы в Германию.

Даже простое перечисление этих значительных событий, произошедших за довольно короткий срок — минувшие 7 лет, не может не вызывать уважения. Каждое мероприятие такого уровня требует от педагога много сил, времени, знаний, концентрированности на конечном результате, бессонных ночей... А ведь Екатерине удалось за этот период еще и высшую категорию получить, проводить тренинги очно и дистанционно, исследовательской проектной деятельностью со своими детьми заниматься, ежедневно готовить интересные уроки...

Иностранный язык в школе № 5 преподают нестандартно. Творчески работают все учителя иностранного языка — и «англичане», и «немцы». Здесь принято не давать детям скучать ни минуты. Делать все, чтобы они не боялись говорить, поэтому страх ошибки не лишает учащихся школы № 5 дара речи. Нередко уроки здесь проходят в форме диспутов. Например, в 8-м классе дети могут рассуждать на такую сложную тему, как «Bilinguales Schulsystem wirkt wie Magnet». А еще здесь практикуются мастер-классы. Их проводят не учителя, а ученики старших классов.

— Эти новшества вызваны требованиями стандарта второго поколения?

— Да, и, на мой взгляд, эти требования разумны. Мы должны развивать умение творчески мыслить, продуктивно использовать информационные ресурсы, принимать решения здесь и сейчас. Мы жалуемся друг другу на сложности, но если вникнуть в суть поставленных перед учителями задач, то окажется, что все они актуальны и перспективны. И решать их интересно. Конечно, для этого нужно стать более гибкими, соответствовать времени, ломать стереотипы. Как не вспомнить волшебное слово «коучинг», включающее в себя «Колесо развития», «Линию времени», «Открытые вопросы», работу с целями по модели GROW, стратегию Диснея — все это инновационные технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве, помогающие раскрыть потенциал любого ребенка как личности.

Конечно, не только модные новинки можно и нужно использовать. Существуют прекрасные проверенные временем способы включения детей в творческую деятельность. Одна из добрых традиций школы № 5 — ежегодные постановки на иностранном языке. Сценическая деятельность Екатерине Михайловне очень близка: сама она в подростковом возрасте посещала театральную студию в Доме пионеров. Кому как не ей знать, насколько участие в постановках развивает детей, делает их более свободными и незакомплексованными. Для освоения нового языка это очень важно.

Дети школы № 5 Новочебоксарска вместе с педагогами готовятся к тематическим предметным неделям. Неделя английского языка, неделя немецкого — это всегда долгожданный праздник для учеников и их родителей, фейерверк талантов и идей.

О своей родной школе Екатерина Михайловна рассказывает с нескрываемым восхищением:

— С 2006 года у нас организованы кадетские классы, ежегодно проводятся Георгиевские балы, полевые сборы, игры «Зарница» и «Орленок», различные поверки. Каждый раз, когда наши кадеты произносят клятву «Святое воинство», у меня слезы наворачиваются на глаза, — признается она.

И все-таки я не могу не вернуться к проблемам преподавания иностранного языка.

— Трудно ли убеждать родителей в том, что немецкий язык пригодится их детям не меньше английского? — этот вопрос традиционно задаю всем преподавателям— «немцам».

— Наша школа с углубленным изучением иностранного языка считается престижной. Поэтому дети к нам приходят мотивированными, а родители — подготовленными. Другое дело, что в немецкие группы отбираются дети чуть более слабые, чем в английские. Мы работаем с детьми, обладающими разными способностями. Но каждый из них становится для меня «однажды случившимся чудом», как называл детей философ Ильенков. На моих глазах они растут, меняются и взрослеют.

В учителях дети больше всего ценят способность радоваться их победам и переживать неудачи. Именно таким педагогам ученики доверяют безгранично. Помимо перечисленных достоинств у Екатерины Михайловны есть еще одно — она умеет хранить секреты своих учеников. Неудивительно, что сегодня девятиклассникам 5-й школы очень не хватает любимого педагога. Как только у Екатерины Михайловны родилась дочка, они начали спрашивать о возвращении классного руководителя в школу.

— И когда планируете вернуться? — не удержалась от вопроса и я.

— Пока у меня не было Киры, я главным в жизни считала свою работу, а теперь мои приоритеты начали меняться.

Значит, Екатерине Владимировой предстоит взять еще одну высоту.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 49 от 9 декабря 2014 года



Гущин Д. Д.