На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


На высоте

Екатерине Владимировой знакомо счастье полета

«Творческий взлет» — так назвала Екатерина ВЛАДИМИРОВА свое эссе на конкурс «Учитель года». Это название родилось отнюдь не случайно. Проанализировав свой путь к Всероссийскому конкурсу, Екатерина пришла к выводу, что ее взлeт начался давно. Взяв свою первую в жизни высоту, она уже не хотела ее терять и стремилась все выше и выше. Но высота, по мнению Екатерины Михайловны, — это вовсе не внешний публичный успех, скорее внутреннее состояние устремленности к совершенству.

Хотя искушение внешним она, как и многие девочки, пережила — в подростковом возрасте мечтала стать актрисой или певицей. Так же как и многим сверстницам, не обделенным красотой и обаянием, ей хотелось блистать на сцене и поражать воображение публики. Жить, конечно же, только в Москве. Об этом мечтают многие дети, особенно если им повезло родиться на окраине большой страны. Катя, хотя и родилась в Чувашии, большую часть детства и отрочества прожила в Тынде, столице БАМа — великой комсомольской стройки. Когда Катя перешла в 9-й класс, ее семья вернулась в родной Новочебоксарск. Именно там детская мечта уступила место другой, более зрелой. Этому способствовало знакомство с учителем немецкого языка.

Надо сказать, что иностранный язык Кате давался довольно легко — ее мама Людмила Ивановна Минина, учитель немецкого и французского языков, передала дочке свои лингвистические способности. Но немецким языком и культурой Германии Екатерина увлеклась благодаря другому учителю. Так бывает, и нередко: чтобы оценить профессию, нужно отойти от нее на некоторое расстояние, увидеть со стороны.

Конечно, справедливости ради нужно сказать, что Катя тоже вначале думала не о работе учителя, а о карьере переводчика. Поступила на факультет иностранных языков в Чувашский государственный педагогический университет и училась почти на одни пятерки. Кроме немецкого студенты изучали второй язык — английский, и он давался Кате так же легко. Но все же за время учебы в университете Германия стала для Кати ближе и роднее. Немецкую культуру и традиции, менталитет жителей Германии она по-настоящему полюбила — за время учебы ей повезло дважды побывать на стажировке в немецких университетах. Очень рано Екатерина поняла, что путешествия дарят человеку ни с чем не сравнимые впечатления. Туризм прочно вошел в ее жизнь и стал главным хобби — его с удовольствием разделили и друзья, и муж, и ученики. Если с мужем и друзьями, большой компанией, Екатерина Михайловна ежегодно выезжает (точнее, выезжала до рождения дочки, теперь, вероятно, один год придется пропустить) в экзотические страны и классические европейские турне, то с учениками она каждый год направляется в Германию по программе межшкольных международных обменов. Один раз им повезло съездить по обмену в Великобританию и Шотландию, где Екатерина Михайловна убедилась, что не зря изучала второй, английский, язык и что владеет им на хорошем уровне.

Несколько лет назад, узнав о конкурсе для преподавателей, который организует Гете-институт, Екатерина решила принять в нем участие. И к удивлению коллег, неожиданно для себя самой попала в число призеров — получила право поехать в страну изучаемого языка, в один из самых известных университетов Европы — Гёттингенский. Дорогу и проживание оплачивали организаторы, поэтому поездка вышла недорогой.

Всем коллегам, мечтающим о поездке в Германию, но по разным причинам не имеющим возможности позволить ее себе, Екатерина Михайловна искренне советует принимать участие в конкурсах Гете-центра. Она уверяет, что победить совсем не трудно, самое главное — искреннее желание.

Но я забежала вперед, и читателям может быть непонятно, как мечтавшая о карьере переводчика студентка оказалась в школе. По окончании вуза Екатерину как наиболее перспективную выпускницу пригласили остаться на кафедре немецкого языка, и она согласилась. Ей казалось, что работа со студентами, заинтересованными в получении знаний, необыкновенно творческая и интересная. Однако случай, «бог-изобретатель», как назвал его Пушкин, привел девушку еще и в школу. В тот самый год, когда Катя получила диплом, в новочебоксарской школе № 5, которую она в свое время оканчивала, не оказалось учителя немецкого языка. Катю попросили выручить коллег — поработать хотя бы годик. Большую нагрузку не дали, учитывая Катину занятость, и она смогла отдаться педагогическому поиску — готовить уроки не спеша и с удовольствием. Неожиданным следствием совмещения работы со школьниками и студентами был выбор Екатерины... в пользу первых. Сравнив плюсы и минусы средней и высшей школы, Екатерина поняла, что общеобразовательное учреждение — более творческое пространство, что работа с разными детьми, как мотивированными, так и не очень, для нее интереснее, поскольку способствует развитию и самосовершенствованию. И тут снова Екатерина Михайловна, недавняя студентка, внутреннее содержание своей деятельности поставила выше внешнего фактора — отказалась от престижной работы, предпочтя ей более интересную, хотя и трудную деятельность.

— И не жалею. Вот уже семь лет работаю с детьми и могу с уверенностью сказать, что нет профессии более благородной и благодарной. Учитель всегда может рассчитывать на отклик. Живой и непосредственный. От детей я получаю море положительных эмоций.

Они от нее тоже. Всегда веселая, красивая, бодрая и энергичная, как Мэри Поппинс, Екатерина Михайловна вселяет в своих учеников веру в успех и в...чудо. Глядя на нее, дети убеждаются, что жизнерадостным и деятельным людям все по плечу. И эта наука сама по себе ценна. Коллеги считают Владимирову не только талантливой, харизматичной, но и везучей.

Сама Екатерина Михайловна отлично знает рецепт своей везучести — его сформулировал Генри Форд: «Когда работаешь по 16 часов в сутки, тебе начинает везти». Самое ценное для педагога качество — работоспособность и увлеченность делом — первой заметила завуч 5-й школы Елена Владимировна. Именно она в далеком 2009 году уговорила коллегу участвовать в конкурсе молодых учителей иностранных языков «Педагогический дебют» и не ошиблась — Екатерина (тогда еще Минина) одержала свою первую профессиональную победу. Дальше были первые места в конкурсах «Самый классный классный» и «Немецкий в нашей школе», участие в открытом видеофоруме «Молодой учитель в социальном векторе России» в Москве в рамках Всероссийского педагогического собрания, повышение квалификации в Немецком культурном центре имени Гете в Германии, участие в международных семинарах и круглых столах, организация образовательных поездок для учащихся школы в Германию.

Даже простое перечисление этих значительных событий, произошедших за довольно короткий срок — минувшие 7 лет, не может не вызывать уважения. Каждое мероприятие такого уровня требует от педагога много сил, времени, знаний, концентрированности на конечном результате, бессонных ночей... А ведь Екатерине удалось за этот период еще и высшую категорию получить, проводить тренинги очно и дистанционно, исследовательской проектной деятельностью со своими детьми заниматься, ежедневно готовить интересные уроки...

Иностранный язык в школе № 5 преподают нестандартно. Творчески работают все учителя иностранного языка — и «англичане», и «немцы». Здесь принято не давать детям скучать ни минуты. Делать все, чтобы они не боялись говорить, поэтому страх ошибки не лишает учащихся школы № 5 дара речи. Нередко уроки здесь проходят в форме диспутов. Например, в 8-м классе дети могут рассуждать на такую сложную тему, как «Bilinguales Schulsystem wirkt wie Magnet». А еще здесь практикуются мастер-классы. Их проводят не учителя, а ученики старших классов.

— Эти новшества вызваны требованиями стандарта второго поколения?

— Да, и, на мой взгляд, эти требования разумны. Мы должны развивать умение творчески мыслить, продуктивно использовать информационные ресурсы, принимать решения здесь и сейчас. Мы жалуемся друг другу на сложности, но если вникнуть в суть поставленных перед учителями задач, то окажется, что все они актуальны и перспективны. И решать их интересно. Конечно, для этого нужно стать более гибкими, соответствовать времени, ломать стереотипы. Как не вспомнить волшебное слово «коучинг», включающее в себя «Колесо развития», «Линию времени», «Открытые вопросы», работу с целями по модели GROW, стратегию Диснея — все это инновационные технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве, помогающие раскрыть потенциал любого ребенка как личности.

Конечно, не только модные новинки можно и нужно использовать. Существуют прекрасные проверенные временем способы включения детей в творческую деятельность. Одна из добрых традиций школы № 5 — ежегодные постановки на иностранном языке. Сценическая деятельность Екатерине Михайловне очень близка: сама она в подростковом возрасте посещала театральную студию в Доме пионеров. Кому как не ей знать, насколько участие в постановках развивает детей, делает их более свободными и незакомплексованными. Для освоения нового языка это очень важно.

Дети школы № 5 Новочебоксарска вместе с педагогами готовятся к тематическим предметным неделям. Неделя английского языка, неделя немецкого — это всегда долгожданный праздник для учеников и их родителей, фейерверк талантов и идей.

О своей родной школе Екатерина Михайловна рассказывает с нескрываемым восхищением:

— С 2006 года у нас организованы кадетские классы, ежегодно проводятся Георгиевские балы, полевые сборы, игры «Зарница» и «Орленок», различные поверки. Каждый раз, когда наши кадеты произносят клятву «Святое воинство», у меня слезы наворачиваются на глаза, — признается она.

И все-таки я не могу не вернуться к проблемам преподавания иностранного языка.

— Трудно ли убеждать родителей в том, что немецкий язык пригодится их детям не меньше английского? — этот вопрос традиционно задаю всем преподавателям— «немцам».

— Наша школа с углубленным изучением иностранного языка считается престижной. Поэтому дети к нам приходят мотивированными, а родители — подготовленными. Другое дело, что в немецкие группы отбираются дети чуть более слабые, чем в английские. Мы работаем с детьми, обладающими разными способностями. Но каждый из них становится для меня «однажды случившимся чудом», как называл детей философ Ильенков. На моих глазах они растут, меняются и взрослеют.

В учителях дети больше всего ценят способность радоваться их победам и переживать неудачи. Именно таким педагогам ученики доверяют безгранично. Помимо перечисленных достоинств у Екатерины Михайловны есть еще одно — она умеет хранить секреты своих учеников. Неудивительно, что сегодня девятиклассникам 5-й школы очень не хватает любимого педагога. Как только у Екатерины Михайловны родилась дочка, они начали спрашивать о возвращении классного руководителя в школу.

— И когда планируете вернуться? — не удержалась от вопроса и я.

— Пока у меня не было Киры, я главным в жизни считала свою работу, а теперь мои приоритеты начали меняться.

Значит, Екатерине Владимировой предстоит взять еще одну высоту.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 49 от 9 декабря 2014 года



Гущин Д. Д.