На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Абсолютный оптимист

Юбилейный учитель года России — улыбчивый, обаятельный профессионал

Конкурс «Учитель года России – 2014» только что отшумел. И еще не сложились в правильные фразы его итоги, еще впереди аналитика. Но уже время рассказать о той, которую можно назвать «квинтэссенцией» состязания 2014 года, об абсолютной победительнице — биологе из Татарстана Алле Головенькиной.



Победитель от мира сего


Для меня ее победа была радостью личной, потому что незаметно, еще с установочного семинара, проходя через перипетии заочного тура, успели подружиться. Услышав имя в Кремле, сначала воскликнула: «Как неожиданно!», но почти сразу поняла — да нет, закономерно. Уже замечено неоднократно, что абсолютные зачастую не от мира сего люди, уникумы. Учитель музыки Артур Заруба — блестящий композитор, филолог Олег Парамонов — серьезный, настоящий поэт, преподаватель литературы Андрей Успенский — лингвист, философ, человек-оркестр... Перечислять можно долго, это только наугад взятые примеры. Обаятельная, изящная блондинка с неизменной улыбкой — в их ряду. Случайно? Совсем нет. Ее уникальность в том, что она абсолютный победитель «от мира сего». В ней, как в зеркале, могут смело отразиться тысячи российских учителей. Победил учитель, который каждый день входит в класс, творит и этим прекрасен, этим гениален. По-моему, сей важный конкурсный факт надо отметить в анналах 25-летней истории.

При всем этом Алла Николаевна Головенькина — личность штучная, просто очень скромная, очень воспитанная. Ее ценность можно было увидеть во всей красе разве что на конкурсе «Учитель года России» этого года благодаря наличию разнообразных испытаний. В состязании грани ее личности проявлялись постепенно — на заочном методическом семинаре, у доски очного открытого урока, в баталиях педсовета на сцене Московского государственного областного университета, во время мастер-класса...

Так и в жизни победительницы. Вырастала Алла Головенькина в Учителя постепенно, впитывая и радостно принимая все то, что несла ей судьба.



Биография


Детство, юность — это город Пермь. После школы поступила в Пермский государственный педагогический университет, вышла с дипломом учителя биологии. Почему этот предмет? Альтернативы не было, с детства понимала, что самая интересная наука — биология. Цветы, букашки, садящиеся на детские качели, — все это увлекало гораздо больше мультиков. Безумно хотелось знать, как устроен мир и почему букашка не похожа на цветок. Стала читать энциклопедии, сушить гербарии. В школе любимые предметы, само собой, — окружающий мир, природоведение... Однажды, правда, на любимой биологии чуть прокол не случился. «Учитель попросила рассказать о внутреннем оплодотворении птицы. О периоде размножения, роста и развития начиная со спаривания, откладывания яиц. И я постеснялась сказать слово «яйцеклетка», попросила: «Можно, я на эту тему говорить не буду?» Учитель разрешила, но была очень удивлена, почему я не стала отвечать... А сейчас дети ничего не стесняются, и уже в 6-м классе мы спокойно говорим об оплодотворении, о клетках, которые дают начало новой жизни...»

Еще в студенческие годы Алла вышла замуж. Валерий Головенькин тоже учился в Перми, в военно-авиационном училище, но он был приезжим, из Казани. Только выпустился — распределили в Узбекистан, уехал туда не один, а с молодой женой. Алле Николаевне пришлось доучиваться заочно. Но это ее не испугало, как не смутили и новый экзотический регион, непривычный климат.

В Узбекистане, в городке Карши, прожили недолго — года полтора. Запомнились жара, розы, которые растут прямо на улице и их никто не срывает, многодетные соседи и то, что продавцы в магазинах были почему-то исключительно мужчины... В Средней Азии не задержались, потому что развалился Союз и надо было возвращаться в Россию — уже независимое государство. Мама мужа как раз переехала из Казани в Нурлат, где жили и живут многочисленные родственники, ну и сын с невесткой поехали туда же. Валерий перевелся на гражданскую специальность, сейчас работает в нефтяной компании инженером по автоматизации. Буквально сразу родился сын Андрей, сейчас уже совсем взрослый, 21 год, студент химико-технологического института, факультет автоматизации электронного приборостроения...



Радостная школа


Жизненный опыт — это тоже университет, иногда поважнее настоящего вуза. Но Алле хотелось в школу, работать. Как назло, в Нурлате поначалу не было ни одной свободной вакансии по специальности. Пошла туда, где были нужны рабочие руки, — в коррекционную школу VIII типа. Детишки с тяжелым диагнозом олигофрения — добрые, отзывчивые, трудолюбивые, из дерева такую красоту вырезают, так вышивают — любо-дорого посмотреть... Но когда Алла Николаевна пыталась с ними делать домашнее задание как их воспитатель, у ребят ничего не получалось. У Головенькиной опускались руки. Через год перешла в 1-ю школу Нурлата, наконец, как учитель биологии. И сразу расцвела. Расцвет продолжается уже 13 лет, и все эти годы Алла верна школе, в которой ощутила счастье быть учителем.

Мы разговариваем с ней об уроках, учениках, и моя собеседница все время улыбается, вспоминает смешные истории. Радостью наполнен каждый ее школьный день.

Особая статья — внеклассная работа. «Мы второй год занимаемся с детьми экологическим волонтерским движением, — рассказывает Алла Николаевна. И тут же улыбается: — Нет, мы не восстанавливаем реликтовые леса. Просто пытаемся поддержать чистоту внутри города. Ведь как чаще всего бывает? Дети легко расскажут, что такое озоновая дыра, почему опасны кислотные дожди, а о проблемах города ничего не знают. Но если ребят натолкнуть на мысль, что они своими руками могут сделать много полезного, они поверят и сами скажут: «Кто, если не я?» И вот уже есть команда, и она готова работать».

А начали учитель с учениками с того, что превратили территорию школы в цветущий сад. Весной, осенью, летом она просто утопает в цветах. Причем Головенькина превратила озеленение в увлекательное исследование. Дети брали пробы почвы, решали, какие растения лучше сажать — однолетники или двулетники, создавали самые фантастические проекты клумб. А обсуждали все нововведения в Сети, что логично. Ведь современным детям в Интернете комфортно. Социальные сети, чаты, почта — самое быстрое средство оповещения ребятни. Любая оперативная экологическая акция Алле Николаевне и ее ученикам по плечу: весной призывают беречь березы, из которых добывают сок, летом отстаивают местную речку Кондурчу, на берегах которой не всегда культурно отдыхают горожане. Новая задача — сделать цветник в городском парке и на центральной площади. Для Аллы Головенькиной такая деятельность не разовая, а самая что ни на есть постоянная, ведь наконец сбылась ее детская мечта! Поняв, как устроен мир, она научилась его защищать и научила других.



Интернет на завтрак


Алла Николаевна — совершенно позитивный человек. В отличие от многих учителей она вовсе не унывает, что дети погружены в Интернет, не отрываются от компьютера и не мыслят день без общения ВКонтакте. «Я для себя решила — если дети в Интернете, я тоже должна быть там. Дети завтракают в компании телефонов. Если они друг друга не лайкнут в Инстаграме, значит, жизнь прошла зря. Каким-то образом надо эти моменты ловить и детей направлять на деятельность, которая связана и с учебой, и с компьютером. Чтобы они в конечном итоге все-таки оторвались от кнопочек...»

А ведь информатизация чуть было не стала настоящей проблемой в жизни Аллы. Пять лет назад Головенькины решились на второго ребенка. Родилась дочка Верочка — чудо из чудес, любимица семьи и особенно старшего брата, который стал просто-таки профессиональной нянькой. Пробыв в декрете два с половиной года и вернувшись в школу, Алла Николаевна поняла, что упустила пик информатизации образования. Но не пала духом, а быстро сориентировалась. Начала осваивать проекты, связанные с информационными технологиями, которых немало в Республике Татарстан. Разобралась с электронным журналом и дневником на республиканском портале для работников образования, школьников и родителей. «Интернет стал частью моей жизни. Конечно, дети знают в этой сфере больше, чем я. Они меня учат, подсказывают, подкидывают ссылки на биологические сайты — тут интересное задание, там кроссворд».

Какое-то время не решалась публиковаться в Сети, боялась показаться неоригинальной, некомпетентной, но преодолела и это. Затем создала страничку на крупном образовательном портале. Ну а сегодня благодаря конкурсу «Учитель года», одно из заочных испытаний которого называется «Интернет-ресурс», у Аллы Головенькиной есть собственный сайт golovenkina.info. Свое интернет-представительство биологу нужно, не только для того чтобы делиться опытом. Пожалуй, для нее важнее обратная связь. Мечтает обмениваться с коллегами идеями и осуществлять самые интересные.



Конкурсные открытия


Теперь, после участия — и столь успешного! — в конкурсе «Учитель года России», желание общаться и затевать проекты с педагогами из разных регионов легкоосуществимо. Кстати, уже во время праздничного банкета после объявления имени абсолютного победителя в Государственном Кремлевском дворце, выслушав поздравления и отсмеявшись, Алла Головенькина первым делом спросила: «А что дальше? Какова моя следующая задача?» Это меня поразило. Оптимистка, хохотушка и при этом суперответственный педагог — как это сочетается в одном человеке? Впрочем, если разобраться, в учителе и должны соединяться эти качества, ведь он с детьми работает, не с машинами, не имеет права быть скучным ментором, но всегда помнит, как многое от него зависит...

Попадание на конкурс для Аллы Головенькиной было отнюдь не случайным. За годы работы в школе не раз оказывалась в группе поддержки коллег — представляла, как выглядит это состязание. Когда предложили участвовать, стало любопытно: «Смогу ли и я?» Осознала, что при всей своей скромности хочется поделиться с коллегами накопленным опытом, есть чем делиться! И очень хочется услышать независимую оценку... Республиканский конкурс был непростым. В этом году после районного этапа обладателей трех первых мест — учителей, воспитателей, классных руководителей, библиотекарей — ожидал зональный тур. Случилось так, что перед зональным состязанием заболели дочь и муж, и Алла хотела просто все бросить. Но муж не дал, настоял, чтобы поехала. До финала из 75 педагогов дошли только 15, и Алла Головенькина в их числе. Сказала мужу: «Ну вот съезжу в Казань, покажу урок — и все, домой, потерпи немножко». Конечно, проигрывать не хотелось, но учителем года Республики Татарстан ну никак себя не видела. «Когда в Казани объявили, что я победитель, это был просто шок. Финалисты были сильные, интеллектуально развитые и методически подкованные, очень грамотные. Видно было, что они, как и я, больны школой».

Все лето я переписывалась с участниками всероссийского финала. Изредка писала и Алла. Она не жаловалась на то, что лето ушло на подготовку заочных материалов — сайта, методического портфолио, эссе «Я — учитель», наоборот, все время повторяла, как много открытий сделала. Было радостно слышать, что в их числе и наша «Учительская газета». Алла Николаевна не только подписалась на бумажную версию (и подумывает о сетевой), но и постоянно рассказывает коллегам о самых интересных статьях. Тогда же, летом, Головенькина мне и статью свою прислала, робко попросила сказать о ней свое мнение. Статья интересная — обещаю увлекательное чтение на страницах «Методической кухни». Да и не может быть скучно то, что пишет профессионал и оптимист в одном лице. Наш абсолютный оптимист 2014 года!

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 41 от 14 октября 2014 года



Гущин Д. Д.