На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Бараниченко А. С.
финал конкурса 2009 года

Кочетов О. В.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Найти Человека

Труднее всего научиться быть самим собой

Наталья БУЛЫЧЕВА, учитель года – 2014 Республики Алтай, считает это своим предназначением. Правда, в судьбу, которую нельзя изменить, она не верит.

— Я верю в то, что у судьбы много различных вариантов, которые меняются от поступков и решений в каждой конкретной ситуации, — признается Наталья Ивановна Булычева, учитель биологии майминской школы № 2. — Моя судьба — это школа.

В ее жизни могло быть много крутых поворотов — в 90-е годы звали в бизнес, в двухтысячные не раз предлагали баллотироваться в депутаты. Но она выбрала профессию раз и навсегда. Школьницей мечтала стать певицей. Училась в музыкальной школе, посещала театральный кружок, занималась танцами. И все же на перепутье, после окончания школы, решительно отнесла документы в Горно-Алтайский государственный педагогический институт.

— Помню свой первый рабочий день. Открываю дверь — передо мной мальчишки и девчонки. Такие похожие в своей настороженности и ожидании! Но они такие разные — добрые и скептичные, обиженные и открытые, тихони и шустряки, опрятные и неряхи. Одни начитанные, стараются блеснуть интеллектом, другие молчат, то ли от стеснения, то ли от незнания. Может быть, передо мной сидят будущие таланты, великие ученые, политики? А почему, собственно, будущие? Ведь и сейчас они личности, и у каждого есть что-то свое, что определяет самобытность ребенка. Как это разглядеть? Как сделать так, чтобы индивидуальные качества ребенка развились, превратились в талант? Чему я их должна научить? Зачем им мои знания? Вопросы, вопросы, вопросы! Вся моя учительская судьба состоит из поиска ответа на них.

Нельзя сказать, что дети сразу поверили в авторитет Натальи Ивановны как педагога. После института она пришла работать в майминскую школу № 3 учителем химии. Биологию Булычева любит больше, но другого места не было. Десятиклассники с любопытством посмотрели на входящую в класс тоненькую девушку: «О, у нас новенькая?» Проверяли, конечно, задавая каверзные вопросы. А однажды кто-то подложил ей на стол белую мышь. Животное сидело, тихо дрожа от страха. Наталья Ивановна от страха не закричала только большим усилием воли — хоть и биолог, к мышам и лягушкам она относится по-женски настороженно. После некоторой заминки взяла в руки себя и... мышь. Так с грызуном на руках и провела урок. «Уважаем!» — был вердикт учеников, хотя чего это стоило учительнице, не подозревали.

Через три года в майминской средней школе № 2 освободилось место биолога. Ушла на пенсию Мария Даниловна Булычева, свекровь Натальи Ивановны. Она и стала ее первым, как она говорит, «домашним» методистом. Впрочем, по словам Натальи Ивановны, на учителей ей везло всегда. Преподаватели в вузе — Валентина Максимовна Муравьева, Майя Васильевна Захарова, Валентина Лазаревна Дударева, старшие коллеги — завуч Раиса Александровна Алехина, учитель литературы Елена Вениаминовна Ефимова... Она считает, что состоялась в профессии благодаря этим людям, которые объяснили главное — учитель должен учить не просто биологии или химии, он должен учить жизни.

— Одно случайно брошенное слово, насмешка, невольное уничижение — и детская хрупкая душа разобьется, — рассуждает Наталья Ивановна. — А осколки? Собрать-то соберешь, но разве склеишь? И прячется ребенок в раковину безразличия и озлобленности. И теряется самобытность, исчезает талант.

Самое страшное для учителя, по ее мнению, равнодушие. Оно порождает шаблонность. Каждый день как под копирку: «Здравствуйте. Садитесь. Тема урока....» И сидят перед тобой не личности, а среднестатистические ученики. И школа из «храма личности» превращается в «храм стереотипов». Она всегда общалась со своими детьми на самые разные темы. Всегда была классным руководителем. Правда, так вышло, что с пятого по одиннадцатый у нее получилось только три выпуска. Третий — нынешний — самый трудный — расставаться с детьми будет тяжело — это класс, о котором она, наверное, и мечтала. О каждом из 19 может смело сказать: «мой ребенок». Хотя только один из них ее сын.

— Я должна научить детей быть самими собой. Для этого я должна стать им не просто учителем, а настоящим другом, к которому они всегда могут прийти за советом, рассказать о своих переживаниях, поделиться радостями и тревогами, которому они будут доверять. Всегда стараюсь быть честной с собой и своими учениками. Стараюсь признавать свои ошибки. Мой главный принцип — «Не навреди!». Мне в удовольствие хвалить детей за самую маленькую их удачу. Учу их быть терпимыми к другим, самодостаточными. Миссия учителя, по-моему, заключается в одном замечательном высказывании: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Учитель — это человек, который учит летать!

Дать сумму знаний — это одно, а научить видеть проблемы поселка, республики, страны, мира, научить осознавать себя как человека, способного их решать, — совсем другое. Главной своей задачей Наталья Ивановна считает даже не преподавание биологии, а утверждение экологического мировоззрения в сознании каждого ребенка.

— Каждый учитель мечтает об умных, прилежных учениках, которые только и ждут, чтобы их чему-нибудь научили. Но что делать, если перед тобой не ловкие умом детишки, а самые обыкновенные дети из обычной сельской школы? — сама себя спрашивала Наталья Ивановна. — Вот тут и возникают три важных вопроса: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем ребенку полученные знания?».

При ответе на эти вопросы Наталья Ивановна столкнулась с массой противоречий. Во-первых, между возрастающим уровнем теоретических знаний учащихся по биологии и экологии и низким уровнем их экологической культуры. Во-вторых, между многообразием приемов обучения и необходимостью использования методов, способствующих созданию экологически развивающей и воспитывающей образовательной среды. В-третьих, между необходимостью формирования экологического мировоззрения и традиционным антропоцентрическим подходом к обучению. Ответы она нашла, занявшись с детьми исследовательской деятельностью. К сожалению, у майминской школы № 2 нет своего участка. К счастью, у Натальи Ивановны большой огород. Одну его часть занимают гладиолусы — заложили вместе с ребятами коллекцию, исследуя рост и развитие разных сортов. Еще одна часть отдана под лилии и крокусы — тоже научная работа школьников. А как изучать природу без природы? Впрочем, дома она вообще бывает редко — экологическое мировоззрение невозможно воспитать, сидя в четырех стенах. Экскурсии, походы, путешествия — все это любимо и давно освоено ее учениками. Разве что нынче не удалось отправиться в традиционный поход по случаю окончания учебного года — МЧС предупредило, что это опасно, горные реки вышли из берегов.

— Основной принцип системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, который я использую в работе, — принцип системности, — рассказывает Наталья Ивановна. — Видение явлений природы должно быть целостным. Мировоззрение развивается и формируется через наблюдение, познание и практическую деятельность. Его не удается приобрести простым чтением книг, просмотром телевизионных передач или заимствованием. Мировоззрение — это то, что остается в сознании после практического применения усвоенных знаний.

Кроме исследовательских методов, педагог использует технологии проблемного обучения и критического мышления. Как показывает ее опыт, это обеспечивает развитие личности ребенка за счет уменьшения тупой зубрежки, учит его работать с различными источниками информации, способствует развитию социализации.

— Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской работе, которую я веду и на уроках, и после них. Они выдвигают гипотезы, работают с литературой, рассматривают микропрепараты, приходят к выводам. Мы спорим, доказываем свои версии.

Ее дети уже привыкли ничего не принимать на веру. Как-то поспорили о происхождении человека. Булычева, естественно, стоит на позициях Чарлза Дарвина, ребятам, посещающим воскресную школу, хочется доказать, что людей создал Бог, а всем остальным приятнее происходить от инопланетян. Очень оказался полезный диспут, потому что в итоге пришли к выводу, что любая гипотеза имеет право на существование, но теорией можно назвать только то, что имеет неопровержимые доказательства.

Поэтому свои версии школьники проверяют на практике — Наталья Ивановна разработала практикум по организации лабораторных и практических работ по общей биологии. Причем все они дифференцированы — составлены так, что учитывают уровень подготовки учеников, наличие оборудования. Булычева вообще много работает с каждым учеником, особенно с теми, кому хочется знать больше. Неудивительно, что после ее уроков многие майминские школьники выбирают профессии, связанные с медициной, экологией, природопользованием. Предмет «Биология» стабильно входит в пятерку наиболее интересных предметов в школе.

Конкурс «Учитель года», в котором Наталья Ивановна решила принять участие, — это ее личная исследовательская работа. Исследовала себя: могу или нет? Выяснила, что может сама, что могут коллеги. Как всякое ее исследование, оно оказалось гораздо интереснее и шире, чем предполагалось.

Теперь у нее стало больше материала, которым она неустанно делится с коллегами:

— Распространяю опыт на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Сотрудничаю с Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай, Горно-Алтайским государственным университетом — провожу мастер-классы, семинары, открытые уроки, участвую в конференциях, фестивалях инновационных школ. В последнее время меня часто приглашают в качестве эксперта при проведении фронтальных проверок в школах района, для оценки конкурсных работ по предмету, в качестве эксперта республиканского конкурса «Молодые — молодым». Впрочем, правильнее будет сказать, что мы делимся опытом. Я все еще учусь — и у коллег, и у учеников.

На Последнем звонке она вдруг резко ощутила, что прощается не с мальчишками и девчонками. Уходит целый пласт ее жизни, ведь именно эти мальчишки и эти девчонки и есть ее жизнь. Придут другие, и она вновь будет помогать каждому находить в себе Человека.

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 23 от 9 июня 2015 года



Гущин Д. Д.