На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Секреты притяжения,

или Запрет на взросление

«Не собираюсь останавливаться на достигнутом!» — смело заявила со сцены Надежда Александровна КАПРАН, учитель года Вологодской области. — Больше всего хочется завтра войти в любимую школу № 1, в свой класс, чтобы увидеть тех, кого я очень люблю! — призналась она, ступив «с небес на землю».

И ошиблась — идти никуда не пришлось: сломя голову к ней летели пятиклашки, чтобы обнять любимую классную.

— В этимологии слова «учить» для себя я давно уже выбрала подходящий мне вариант — «находить удовольствие», — делилась Надежда Александровна своим «секретом притяжения». — Каждый день с удовольствием иду, скорее лечу на работу, чтобы вновь увидеть моих любимых учеников — моих друзей. Смотрю на них. Воспринимаю такими, какие есть. Совсем не пытаюсь переделать. Такими их создал Бог — для чего-то важного, для чего-то особенного, для чего-то волшебного... Искренность всегда заслуживает уважения. Оно появляется вроде бы из ниоткуда, но каждый день, проведенный с ребенком, — это открытие, заслуживающее бесконечного уважения. Вот вчера ребенок впервые рассказал свой первый диалог. Я слушаю и радуюсь! А завтра подрался, я уже огорчаюсь, и даже злюсь... Узнаю, что заступился, защитил человека. Снова горжусь, уважаю. С каждым днем в каждом из моих детей я отмечаю все больше качеств, которые ценю: человечность и душевность, открытость и доброту. С каждым днем уважаю их еще больше. Вижу их сильные стороны и выделяю их достоинства. Вижу. Слышу. Чувствую каждого сердцем. Понимаю на расстоянии. Обнимаю взглядом. Каждый мой ребенок — один такой на свете, уникальный!

В портфолио Надежды Капран есть страничка «Интервью с учениками». На вопрос ученицы, есть ли чему поучиться у детей, она ответила просто:

— Каждый из учителей в душе ребенок. Если ты взрослеешь, то перестаешь понимать детей. Нельзя взрослеть! В нашей профессии нужно оставаться ребенком!

Перед ней никогда не стоял вопрос: кем быть? С детства знала — только учителем. Читала книги о педагогах, в ее воображении представала героиня Валентина Распутина — умная и добрая, чистая и благородная Лидия Михайловна, бесстрашный и скромный Зимородок Юрия Яковлева, смелый и глубоко порядочный Алесь Иванович Василя Быкова. Она хотела стать учителем, потому что с детства слышала: «Учить, лечить и Родину защищать — самые благородные на свете профессии» — и думала, что однажды будет гордиться тем, что принадлежит к одной из них.

Однако, окончив сразу два вуза — Череповецкий государственный и Вологодский государственный педагогический университет в 2008 году, задумалась: можно ли, получив диплом о педагогическом образовании, стать учителем?

— Принадлежать к виду Homo sapiens — это еще вовсе не значит быть человеком. Нужно что-то еще... — размышляет учитель. — И это «что-то» каждому нужно иметь внутри себя и в то же время находиться в постоянном поиске. Важен процесс постоянного саморазвития учителя, ведь современная школа не стоит на месте. С введением новых ФГОС важность роли учителя как транслятора информации и контролера знаний плавно перетекла на второй план. Учитель теперь больше организатор деятельности, модератор среды, руководитель исследовательской деятельности. Получается, можно самому учителю много и не знать, а важно научить детей ориентироваться в потоке информации. Достаточно ли этого? Сможет ли ребенок ориентироваться в современном мире, если ему только указать дорогу? Мы лишь в начале пути, и увидеть результат инноваций сможем лет так через десять. Не зря говорят: «Учитель — профессия дальнего действия». Вопросы, вопросы... Почему не приходит осознание и понимание? Ответ прост и сложен одновременно: душа не работает, сердце не чувствует, мозг продуктивен только в практически-рациональном направлении у человека нечитающего. А ведь Россия — страна духовная, мыслящая, сострадающая. Слушать звучащее слово! Читать на уроке и дома, во дни радости, сомнений и тягостных раздумий!

Коллеги до сих пор помнят, как Надежда Капран пришла в школу № 1 города Сокола. Она сразу нашла общий язык с коллегами и с удовольствием училась у них, накапливая свой опыт. Как говорит директор школы Елена Альбертовна Шемякина, теперь это знающий учитель, имеющий за плечами тринадцатилетний стаж работы, всегда стремится выработать свой профессиональный почерк, необычность которого кроется в ее характере: она любит петь, чувствует музыку, и для нее важно найти свою «мелодию» урока.

— Урок не может быть скучным, он должен литься как песня, — убеждена Надежда Александровна. — Главное — пробудить в ученике чувство любви к предмету, окружающему миру, своей стране. Основой любой системы образования является культура в самом широком ее понимании. Культура как процесс и как деятельность в единстве ее составляющих — традиций и новаторства. Внедряя новшества, чтобы жить в нормальном спокойном настоящем, нужно уважать свое прошлое, помнить, опираться и переносить наследие советской и российской классической школы в школу XXI века. А мы каждый раз перечеркиваем прошлое и гонимся за очередным невнятным для русского менталитета будущим. Возрождение православной культуры, соблюдение житейских заповедей, труд, честность и порядочность — не эти ли моральные основы здорового общества должны быть ценны сейчас?

В своем профессиональном определении Надежда Александровна выделила технологию развития критического мышления через чтение и письмо как эффективный способ обучения для осмысления, понимания, принятия решений, продуцирования новых идей, развития независимого и оригинального мышления, и как следствие самосовершенствования и достижения успеха. По ее мнению, технология критического мышления дает ученику повышение интереса к процессу обучения, умение ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими, а главное — желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

— Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Я стимулирую интересы ученика, развивая у него желание практически использовать иностранный язык. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка привлекаю информацию, при которой учащийся осознает, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, чем с заданиями учителя.

Несколько лет Надежда входит в сообщество творческих учителей, сообщество учителей Tea4er.ru, возглавляет методическое объединение учителей ИЯ Сокольского муниципального района. С ее легкой руки сообщество «иностранцев» продолжает изучать финский, немецкий, итальянский языки. Она обладает удивительным даром — объединять вокруг себя людей. Уже в четвертый раз с ее подачи в Череповце проходит фестиваль творчества детей и молодежи на иностранных языках под названием «Friendship, Freundschaft, Дружба».

Родителям своих учеников Надежда тоже рассказывает про доброту и толерантность на русском, английском, французском... А уж «британские» физкультминутки, которые старательно выполняют ее ребята и в школе, и дома, заучили даже бабушки с дедушками.

— Никто из нас не может похвастать такими отношениями с родителями учеников, какие умеет наладить Надежда Александровна, — рассказывали ее коллеги. — Два высших образования, имеющих непосредственное отношение к профессии, позволяют ей проявлять лучшие качества, так необходимые в работе педагога.

Перелистывая ее портфолио, можно потеряться среди сертификатов, свидетельств, дипломов, грамот, благодарностей. Среди них и диплом, которым учителя наградил районный конкурс «Педагог года – 2010».

— Работая с детьми, всегда помню о том, что ребята ежедневно, вольно или невольно, отмечают не только мои профессиональные, но и личностные человеческие качества и жизненный опыт, щедрость моей души, — признается Капран. — Уверена, что учитель XXI века, как и во все предыдущие эпохи, должен быть личностью интересной, человеком справедливым и порядочным, искренним и понимающим, уважающим тех, с кем он работает и живет. По-прежнему учитель — это мастер, за которым стоят дети, и, бесспорно, артист, живущий под лозунгом «Глаголом жги сердца людей!». Ученик на уроке — живой участник образовательного процесса, процесса серьезного и долгого, порой утомительного, но с каждым днем все более интересного. А учитель — это исследователь, ежедневно ищущий что-то новое в своем предмете, интересное и глубокое для себя и учеников.

На областном туре конкурса «Учитель года» каждое ее появление встречали дружным скандированием: «Надежда, ты наша надежда!» Она не стала лучшим учителем России, но как настоящий оптимист счастлива:

— Это было прекрасное время интереснейшего общения с коллегами, многие из которых стали поистине хорошими друзьями. Я очень рада новому опыту, новым встречам, эмоциям и событиям. Было нелегко и было здорово! Но я все же не собираюсь останавливаться на достигнутом!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 37 от 15 сентября 2015 года



Гущин Д. Д.