На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Второй тайм Татьяны Клюкиной

Учитель становится педагогом, когда начинает ощущать ответственность за каждого ученика

«Молодость, энергия. Цель вижу, препятствий нет! Только позднее мой жизненный опыт (мой «второй тайм») дал возможность увидеть каждого ученика в классе, осознать великую ценность растущего человека и большую ответственность за результат своей работы» — так написала Татьяна Клюкина в своем конкурсном эссе. Прочитав эти строки, я искренне восхитилась своей будущей героиней: как было бы здорово, если б все педагоги так относились к своей миссии!

В нашей жизни царят стереотипы. Хорошо это или плохо, но они многое определяют в восприятии и оценке людей. Те, кто встречает Татьяну Клюкину впервые, не могут предположить в ней учителя. Ну в крайнем случае вузовского преподавателя, а еще вероятнее — бизнес-леди. Такое впечатление складывается благодаря независимости, благородству и достоинству, с которым она держится на людях. Когда собеседник узнает, что Татьяна Владимировна учитель физики, он, как правило, не может сдержать своего недоумения. Клюкину нередко спрашивают, чем ее привлекает профессия учителя. Она отвечает, что ей нравится работать с детьми. И это чистая правда. Даже в самые сложные времена она осталась верна школе, ученикам и любимому предмету. И слава богу, что есть учителя, для которых дети — главный аргумент, иначе в образовании остались бы только те, кого больше нигде не ждут и кому идти по большому счету некуда.

Татьяна Владимировна, как и большинство ее коллег — «пеликанов», учителей года, — человек совсем иного замеса. Материальная выгода и личное спокойствие в ее ценностной иерархии занимают если не последнее, то далеко не главное место. Для большинства современных россиян такие люди — своего рода инопланетяне, люди далекого будущего. Но вот что понимают немногие: без таких, как Татьяна Владимировна, светлое будущее вряд ли наступит.

В том, что она выбрала профессию педагога, большая заслуга ее школьного учителя Геннадия Ивановича Турлаева. Он вел физику в ее классе и так увлек предметом, что Татьяна без колебаний выбрала физмат Горьковского педагогического института (сегодня он называется Мининским университетом) в качестве места дальнейшей учебы. Общение с любимым учителем не прерывалось и после выпуска. Последние несколько лет Татьяна Владимировна трудится под его руководством. В настоящее время Геннадий Иванович — директор лысковской школы № 5.

О школе стоит сказать особо. В пятую, относительно молодую в Лыскове, в течение последних лет пришло много молодежи. Благодаря руководству здесь сложилось уникальное сообщество педагогов, царит творческая атмосфера. «В нашей школе легко дышится, свободно работается, — признается Татьяна Владимировна, — ценится любая инициатива, находит поддержку любое начинание. Ученики чувствуют это, и родители высоко ценят, они тоже стараются во всем помогать педагогам. В такой обстановке у каждого вырастают крылья. Простор для творчества и поиска — лучший стимул к новым успехам».

Хотя Татьяна Владимировна пришла в пятую менее трех лет назад, коллектив решил, что именно она должна представлять школу на конкурсе. Конечно, новичком Клюкина не считалась: Лысково — город небольшой, школ немного, педагоги друг друга знают. Потому и поддержку моя героиня получила хорошую на всех уровнях. Когда вернулась домой с победой, все ее искренне поздравляли. Не было со стороны коллег никакой зависти ни год назад, ни сейчас. В том, что в районе все относятся к ней с большим уважением, Татьяна Владимировна смогла еще раз убедиться буквально на днях. В весенние каникулы ей в очередной раз пришлось давать мастер-класс для педагогов. Многие признавались потом, что мастерство Клюкиной не оставляет никого равнодушным, каждого вдохновляет на творчество. Татьяне Владимировне тоже было приятно, что слушатели не только благодарили, но и задавали вопросы.

Человеку очень важно иметь перед собой пример вдохновляющий — это Татьяна Владимировна знает по собственному опыту. С учителями, кстати, ей везло не только в школе. В пединституте она встретила замечательных преподавателей, увлеченных своим предметом. Многому научили ее супруги Борис Вячеславович и Ольга Витальевна Аквилевы, примером и образцом стала Нелли Матвеевна Зверева — уникальный, эрудированный и разносторонне образованный человек. Надо отметить, что на физмат в то время поступали отличники и хорошисты, лучшие выпускники районных школ. Среди сокурсников Татьяны Владимировны были в основном молодые люди, нацеленные на науку, ценящие культуру и крепкие знания. Сама обстановка заставляла быть на высоте. По окончании учебы Татьяна Владимировна получила диплом с отличием и успешно сдала экзамены в аспирантуру.

— У вас все складывалось очень хорошо. Вы могли бы остаться в вузе, если б захотели, — недоумеваю я. — Почему же выбрали школу?

— Именно школа формирует жизненную траекторию человека. Уже будучи студенткой, я поняла, что учить физике всех одинаково бессмысленно. Многолетние усилия, потраченные на обучение физике всех по самому высокому разряду, ожидаемых результатов не дают. Курс физики, востребованный учащимися с естественно-научными наклонностями, оказывается не под силу остальным. В этом причина «отторжения» массового числа учащихся от науки, уровень развития которой во многом определяет дальнейший прогресс и само существование человечества на Земле.

Известный спор физиков и лириков Клюкина пытается решить, отыскивая точки соприкосновения, которые затронули бы каждого ученика. Старается раскрыть перед учащимися гуманитарный, общенаучный потенциал физической науки.

Со студенческих времен Татьяну Владимировну интересовала проблема развития мышления школьников возможностями физики. По ее мнению, приобщение ребят к естественно-научным методам познания, таким как наблюдения, эксперименты, гипотезы, модели, теории, позволит ученикам овладеть средствами познания окружающего мира и почувствовать себя в роли первооткрывателя, испытать при этом чувства радости и удовлетворения. Умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать, доказывать свой выбор будут востребованы всеми для принятия верного решения.

— В школе, в институте мне особенно не хватало занятий, где все наши разрозненные знания сводились бы воедино — в определенную теорию, в физическую картину мира. Поэтому я в своей работе всегда провожу мировоззренческие уроки — уроки обобщения, даю возможность посмотреть с «высоты птичьего полета» на все наши учебно-научные достижения. Формируя представления о возникновении физических теорий и гипотез, мы раскрываем простоту и стройность мироздания, и, на мой взгляд, это также является связующей нитью между физиками и лириками.

Сама Татьяна Владимировна в школе училась с удовольствием. Хотя отличницей не была, считалась одной из лучших. Активно участвовала во всех пионерских, затем комсомольских мероприятиях, любила спорт, училась в музыкальной школе по классу домры.

Клюкина признается, что ей всегда было проще находить контакт со старшеклассниками. Они уже в основном выбрали свое будущее, знают, чего хотят. Несмотря на то что мировоззрение человека формируется после совершеннолетия, старшие школьники многим интересуются, как бы заглядывая в свое будущее.Татьяна Владимировна признается, что поначалу ей трудно давалось классное руководство. Уроки проходили нормально, дисциплиной она владела, даже ответы на уроках получала вполне удовлетворительные. Гораздо тяжелее было организовать внеурочное общение.

Первые успехи на поприще классного руководства Клюкина сделала в заволжской школе № 17. Именно там Татьяна Владимировна и ее муж, тоже учитель физики, начали работать после института. Заволжье, как и ее родное Лысково, расположено на Волге. Только в отличие от Лыскова, старинного, с одноэтажными деревянными домиками, утопающими в садах, Заволжье — новый промышленный и многоэтажный город. Коллектив школы № 17 был дружный, сплоченный. 17-я всегда была на хорошем счету и в Нижегородской области, и даже в республике. Директор Николай Васильевич Арюткин сумел заложить традиции, которые сделали школу не просто местом работы и учебы, а в полном смысле родным домом для педагогов и детей. Замечательным помощником и наставником Татьяны Владимировны на первых порах стала завуч школы Александра Павловна Харчева. «Уникальный человек, Учитель с большой буквы» — такими словами характеризует ее Татьяна Владимировна.

Кстати, муж Татьяны Владимировны — Александр Михайлович — выпускник легендарной заволжской 17-й школы. Им тоже в свое время гордились учителя. Неудивительно, что у таких умных родителей талантливый сын. Дмитрий Клюкин тоже выбрал профессию физика, окончил МГУ. В свое время, чтобы поддержать его стремление к изучению физики, родители после десятого класса отправили его в школу Колмогорова — СУНЦ, созданную при МГУ имени М.В.Ломоносова, мотивируя это тем, что важно не только качество преподавания, которое в специальной физико-математической школе, несомненно, выше, но и уникальная образовательная среда. Наука легче дается, когда большинство сверстников нацелены на овладение знаниями. К сожалению, специальность физика-сейсмолога, которую получил Дмитрий, пока не востребована, но и нынешняя его работа тоже требует больших знаний и интеллекта.

Повторюсь, что сейчас супруги Клюкины вместе работают в лысковской школе № 5. Помимо физики Александр Михайлович преподает информатику — он большой специалист во всем, что связано с компьютерами. В период подготовки к конкурсам «Учитель года» его опыт и умения оказались бесценными. Без помощи мужа Татьяне Владимировне было бы намного труднее. Поскольку в семье было два IT-специалиста, моя героиня не спешила овладеть компьютерной грамотностью. Но именно благодаря использованию компьютерной графики ее эмоциональный рассказ о таком физическом явлении, как гроза, чтение стихов на фоне пейзажей родных мест (напротив Лыскова, на другом берегу Волги, расположен знаменитый Макарьевский монастырь) произвели на слушателей и членов жюри регионального конкурса очень сильное впечатление.

Но конкурсный марафон — всего лишь эпизод в жизни Клюкиной. Главное для нее — любимое дело, ее девятиклассники, которые готовятся к выпускным экзаменам, потом к выпускному вечеру. Татьяна Владимировна считает, что нашла с ними полное взаимопонимание, прочный контакт. А конкурсы отнимают слишком много сил, забирают энергию. Надо жить сейчас и радоваться жизни.

Этого пожелала Татьяна Владимировна своим коллегам. А я, слушая ее, подумала о том, что сегодня учителям трудно радоваться тому, что они видят. Для радости любому человеку необходимо чувствовать себя свободным. А сегодня слишком жесткий контроль над школой. Давление бюрократии тяготит, вызывает недоумение. Да и учительские зарплаты могут отторгнуть талантливых и самодостаточных молодых людей от педагогической профессии.

Жизненным и профессиональным девизом Татьяны Клюкиной стали слова Марка Аврелия: «Старайся поступать во всем согласно совести, заботься о благе всякого. Жизнь коротка. Не зевай самого драгоценного плода ее — добрых дел ко благу людей».

Вера Кострова, «Учительская газета», № 13 от 31 марта 2015 года



Гущин Д. Д.