На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Часть целого,

или Постичь тайну бессмертия

Многие интересные события происходят с нами, как говорится, на стыке эпох. Пошел в школу при царе — окончил при советской власти. Поступил в вуз еще во времена СССР — окончил уже в РФ. Вот и учитель начальных классов севастопольской билингвальной гимназии № 2 Ольга БИЛЬБОК начала бороться за звание лучшего педагога в одной стране — закончила в другой. А ведь, как известно, все познается в сравнении. Впрочем, ей есть что вспомнить и помимо этого.



Ориентиры


Путь в профессию Ольги Николаевны начался, как это нередко случается, еще в детстве. Несмотря на то что мама работала кондитером, а папа был снабженцем в санатории (то есть к системе образования никак не относились), она очень любила играть с одноклассницами в школу. Почему? А все благодаря дедушке, учителю физики, жившему в Донецке. Когда маленькая Оля приезжала к нему в гости, он охотно брал ее с собой на занятия. Ей тогда было все в диковинку — загадочные схемы, рисунки, аппараты, плакаты... А главное — то, как дедушка общался со своими учениками — на равных, спокойно, уважительно, демократично, хотя и соблюдая дистанцию. Он был влюблен в школу, и эту страсть передал своей наследнице, которая гордилась таким дедом. Еще бы, ведь это был не только выдающийся педагог, но и мастер на все руки. В свое время ездил на ВДНХ с моделью шагающего экскаватора, занял второе место, был награжден именными часами и медалью. И потом, когда она только начинала работать, дед помогал ей изготовить что-то вроде самодельного проектора, чтобы было легче демонстрировать картинки на экране. Словом, ей было на кого равняться, с кого брать пример. Но и о ее собственных учителях также остались самые теплые воспоминания. Кстати, школу она окончила в поселке Форос — да-да, том самом, вы помните!

Папа с мамой очень хотели, чтобы дочь стала врачом. Тем не менее, когда Оля заявила о том, что хочет связать свою жизнь со школой, возражать не стали. Поэтому поступать она уехала в Ялту, в педучилище.



Тест на профпригодность


— У нас была очень хорошо поставлена практика, собственно, этим отличались все училища, — рассказывает Ольга Николаевна. — Было настолько интересно, что я уже тогда пыталась работать не по учебнику, а использовать что-то свое. Помню на практике свой первый урок изо. Честно сказать, рисовать я абсолютно не умею, и когда перед уроком методист прочла мой конспект, то перечеркнула его, поставила «2» и сказала: «Иди давай!» Я зашла и... провела урок в полном соответствии со своим конспектом. После занятия тот же методист поставила мне «5+» и похвалила, сказав, что я сделала все так, как она говорила на занятиях в училище. А я до сих пор не знаю, почему была такая реакция до и после. Может, это какой-то тест на профпригодность, на умение отстаивать собственное мнение, работать в экстремальных ситуациях, держать удар?

Пожалуй, это качество в ней выражено достаточно ярко. И оно не раз помогало ей в дальнейшем.



И швец, и жнец...


Ялта Ялтой, а преддипломную практику Ольга Николаевна проходила в Севастополе, где служил ее будущий муж, офицер-подводник. Попасть в закрытый город простому смертному крайне непросто, а вот жене моряка можно, тем более что молодого и перспективного педагога уже тогда заметили и пригласили поработать в одну из школ. Супруг, по ее словам, всегда очень уважительно относился к роду ее занятий, сидел вместе с ней допоздна, помогая делать дидактические материалы. А когда она решила продолжить образование в вузе, поддержал ее в стремлении к росту и развитию.

— В институт я поступила сразу на второй курс, училась там 4 года, вспоминает Ольга Бильбок. — Научили очень многому — теперь я даже могу преподавать рисование (смеется)! А вообще учитель начальных классов — это на все руки мастер, нам приходится учить всему и знать все предметы. Лично мне ближе математика, я технарь еще со школы. С другой стороны, человек с математическим складом ума может преподавать любой предмет. Главное — уметь преподнести материал, сделав его понятным и интересным для детей того или иного возраста. Маленьким, например, очень важны эмоции, яркие картинки, образы. А мне это совершенно не трудно, я все делаю эмоционально!



Эпоха перемен


Лихие 90-е — время потрясений, которые коснулись и системы образования. Украина и Россия стали самостоятельными государствами, и там и здесь вспыхивали волнения на национальной почве, задержки зарплат педагогам были в порядке вещей. Началась эпоха переименований, смены статусов, переподчинения учреждений. Ольга Николаевна поступала в Крымский филиал Московской педагогической академии на психологический факультет. Но через год на территории полуострова российские вузы и их филиалы были переподчинены украинским образовательным учреждениям. Поэтому она вдруг оказалась студенткой Полтавского государственного педагогического института имени В.Г.Короленко, точнее, его Симферопольского филиала. Конечно, можно было уехать в Москву и там продолжить учебу. Но по семейным обстоятельствам пришлось остаться.

По ее словам, именно тогда ей, технарю по складу ума, пришлось всерьез обратить внимание на преподавание русского языка, который как-то постепенно стали задвигать в угол. Количество часов на его изучение снижалось, качество учебников оставляло желать лучшего.



Язык мой — друг мой


— Можно утверждать, что на тот момент у нас русский язык просто погибал, — говорит Ольга Бильбок. — Его в учебном плане называли «мова национальных меньшинств», которую дети в начальной школе учили 3 раза в неделю, в старших — 1-2 часа. В букварях было очень много ошибок. Например, там писали, что буква «щ» означает два звука — [ш+ч]. С 2012 года на Украине действует новый образовательный стандарт, я получила новые учебники, а там даже нет таких понятий, как подлежащее и сказуемое. Зато рассказывается о том, что такое сложное предложение, и говорится: мол, «иногда в предложении перед союзом «и» ставится запятая». Но когда именно она ставится, непонятно. Подобный сумбур сплошь и рядом.

Она всегда любила российские учебники, и когда приезжала сюда, то скупала все. Но работать по ним на Украине было нельзя. Исключение сделали лишь для разработок Людмилы Петерсон (их используют в украинской программе «Росток», правда, в виде черно-белых перепечаток на плохой бумаге). Поэтому приходилось составлять собственные дидактические материалы, писать карточки. Позже, когда появились компьютерные программы и презентации, возникла идея создать электронное приложение к букварю, чтобы каждая буква сопровождалась не только текстом, но и звуком, видеоизображением. Это значительно облегчает и упрощает восприятие материала, а заодно делает процесс обучения веселым и интересным.



Конкурс


Что заставляет людей принимать участие в том или ином профессиональном конкурсе? В большинстве случаев это не что, а кто — директор или завуч. И не заставляет, а предлагает. Ольге Николаевне тоже предложили защитить честь школы. Ну как тут можно отказаться? Ведь давать открытые уроки она всегда любила, да и есть что показать. Правда, она надеялась сойти с дистанции на первых же этапах, после чего можно было бы вернуться домой с чувством выполненного долга и продолжить работать по-старому. Но судьба распорядилась иначе, выбрав для нее куда более замысловатый сценарий.

Дело в том, что на Украине конкурс «Учитель года» проходит несколько иначе, чем у нас. Там соревнуются не все педагоги, а лишь те, кто соответствует той или иной номинации, установленной заранее. В 2014 году таковых было пять: 1) учитель начальных классов, 2) учитель трудового обучения, 3) учитель украинского языка и литературы, 4) учитель географии, 5) директор школы. Причем участники в каждой номинации проходят испытания в разных городах. Ольга Николаевна вместе с 27 коллегами должна была в апреле ехать на конкурс в Черкассы, где республиканскому жюри предстояло определить единственного победителя, достойного войти в финал украинского конкурса. Однако в результате известных событий дело приняло новый оборот, и лучшего педагога Севастополя делегировали в Москву вместе с учителем украинского языка и литературы гимназии № 9 Симферополя Татьяной Коваль, которая представляла Крым.

Ольга Бильбок вспоминает, что изначально не рассчитывала выйти в финал. Слыхано ль, с корабля на бал, где все так непохоже, так непривычно! Тем не менее она и сейчас абсолютно спокойна, ибо ей и ее коллеге из Симферополя удалось провести блестящие уроки и очень достойно показать себя на других конкурсных испытаниях. Первым всегда быть очень трудно, а они фактически первопроходцы.



На своем месте


За два десятилетия, которые она проработала в школе, ей ни разу не пришла в голову мысль сменить профессию или специальность. Нет, конечно, всякий раз, выпуская ребят из 4-го класса в большую школьную жизнь, ей грустно, хочется остаться с ними и дальше. Но на самом деле они ведь и не расстаются. Пожалуй, самое главное счастье для любого педагога — это когда ребята спустя годы и десятилетия вспоминают тебя добрым словом, говорят спасибо за ту атмосферу радости и творческого энтузиазма, которую ты для них создал, делятся с тобой своими удачами и проблемами. А на смену им приходят другие, совсем маленькие, для которых ты должен заменить папу и маму, стать человеком, который поможет расширить горизонты познания.

— У каждого педагога свои взгляды на свое место в истории, роль и предназначение, — считает Ольга Николаевна. — Одни на первое место ставят родителей, считая, что нужно прежде всего наладить связь с семьей, а уже потом через нее воздействовать на детей. Другим, наоборот, родители только мешают. Для третьих важен сам процесс обучения, а родители и дети воспринимаются как некое средство, приложение. Лично мне кажется, в работе учителя главное, чтобы ученики получали не только знания, но и удовольствие от учебы. Я не жду благодарности за свою работу, но очень хочу, чтобы у детей сохранилось позитивное отношение к школе, чтобы они в выпускном классе не вздыхали бы с облегчением, а помнили только хорошее и о школе, и обо мне. Говорят, что учитель бессмертен, потому что продолжает жить в своих учениках, даря им частичку себя. Думаю, именно поэтому наша профессия — главная на земле.

...Ей до сих пор пишут и звонят дети, которых она выпустила 8, 13, 16 лет назад. Находят, несмотря на то что живут в других городах и даже странах. И это, пожалуй, вполне закономерно. Ведь подобное тянется к подобному. А добрые люди никогда не расстаются. Ведь они часть целого.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 10 от 10 марта 2015 года



Гущин Д. Д.