На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Только не тишина!

Татьяна Малышкина превращает свои уроки в мелодию

Татьяна Малышкина, учитель года Забайкальского края, родилась и выросла в поселке Кокуй. Небольшое селение — 7 тысяч жителей, 365 километров от Читы, неласковый хмурый край... Для чужих, но не для Татьяны Николаевны, мечтавшей после окончания в 1998 году физико-математического факультета Забайкальского педагогического университета им. Н.Чернышевского вернуться в родную школу. Впрочем, путь к ней оказался нескорым: только в 2013 году оказалась в родных пенатах — кокуйской средней школе № 2, где в свое время получила среднее образование, а теперь не только ведет уроки алгебры, геометрии и математики, но еще и является заместителем директора по учебно-воспитательной работе научно-методического сопровождения.

Кем быть, вопроса у нее никогда не возникало — услышала в детстве изречение Мишеля Монтеня, что ум, хорошо устроенный, дороже ума, хорошо наполненного, и твердо решила — только математиком. Вопрос был другим: каким учителем быть? Уже в университете увидела у Короленко парадоксальную мысль: «Слишком долго оставаться педагогом — это ужасно оглупляет».

У Татьяны, тогда рисовавшей себе розовые мечты стать учителем, это вызвало недоумение и внутренний протест. Понимание смысла шло медленно и пришло только спустя 15 лет — в родной школе, где, как известно, и стены помогают.

Эти слова скрывают в себе не констатацию факта, а проблему: как, оставаясь в профессии, не скатиться до «оглупления», избежать штампов, подражательства, шаблонности, не сойти на стереотип учителя. Вот она, задача с множеством неизвестных, у которой разные пути решения. Каждый учитель ищет свой способ.

Малышкина нашла свой способ... в музыке, хотя сама из той категории людей, про которых говорят: «медведь на ухо наступил», и всегда с легким чувством зависти относилась к тем, кто обладет музыкальным слухом и голосом. Но желание слышать и создавать было настолько большим, что однажды Татьяна Николаевна уловила мелодию... на уроке. Было тихо, дети напряженно решали, радость победы уже витала в воздухе, когда для нее полился марш торжества Геннадия Гладкова из фильма «Обыкновенное чудо». Его звуки поднимались из глубины души и наполняли все тело небывалой легкостью, так что хотелось прыгать и кружиться по классной комнате. Потом зазвучал вальс Мендельсона в долгом и крепком союзе с тригонометрическим кругом. А когда у доски пятиклассники нашли значение числовых выражений, мел вдруг выстучал... «Танец маленьких лебедей»!

Но как сделать так, чтобы эту музыку услышали дети? По мнению Татьяны Малышкиной, в математике есть не только свой алфавит, но и свои ноты, из которых можно составить сюиту или сонату. Главное — отойти от математических шаблонов, и тогда сам предмет станет интересен, да и в жизни можно будет справиться с любой трудной ситуацией. А еще математика приучает к самостоятельности, вырабатывает у человека силу воли, что очень дисциплинирует в дальнейшем.

Так получилось, что в последние пять лет Татьяне Николаевне трижды пришлось сменить место работы. Проработав 11 лет в сретенской средней школе № 1, ставшей базовой для получения среднего образования выпускниками 9-х классов пяти школ, в 2011 году она перешла работать в вечернюю школу, в которой может обучаться любой житель района старше 18 лет, в 2013 году — в свою кокуйскую № 2, организующую в качестве эксперимента модель сетевого обучения на старшей ступени и обучение по ФГОС на основной ступени. Несмотря на разный стиль работы школ, их специфику, увидела общую проблему — обучение математике в классе, формирующемся на два года — 10-11-е классы — из детей, незнакомых друг другу и учителю. Дети, поступающие в 10-й класс, отличались друг от друга по уровню математической подготовки, по типу мотивации вообще к обучению и к математике в частности, по темпераменту, по различным личностным и психологическим характеристикам. Проблема заключалась в том, как обеспечить оптимальное для каждого обучающегося изучение программы по математике на старшей ступени. Решение этой проблемы Татьяна Николаевна нашла в работе над развитием учебной самостоятельности учеников.

По ее мнению, человек «звучит» тогда, когда он свободен. Симон Соловейчик так говорит о свободном человеке: «От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления — способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений. Можно сказать так: в нем свободно человеческое». Такой человек способен на творчество, он «источает музыку». Мелодия, которую он создает, может быть тихой, нежной, радостной, а может быть и громкой, тревожной, гневной. В ней мы можем услышать счастье и горе, радость и тоску.

Татьяна Николаевна считает: чтобы урок «зазвучал», учителю, как и музыканту, надо все расписать по нотам: продумать композицию урока, умело чередовать сольные и хоровые разделы, использовать контрасты: от «тихого шевеления» мыслью до громкого мозгового штурма, уметь создавать эмоциональную напряженность и снимать ее.

Одним из способов реализации своих идей Татьяна Николаевна решила сделать обучение, дифференцированное по уровням учебной самостоятельности, при котором ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых может быть успешен. Она заметила, что дети, легко справляющиеся с различными видами работ под руководством учителя, пасуют в ситуациях, связанных с самостоятельным принятием решения. Засела за психолого-педагогическую литературу, изучила деятельностный подход, развитие учебной самостоятельности, продиагностировала особенности протекания познавательных процессов в зависимости от уровня учебной самостоятельности и решила построить урок по-своему — сделать из одного... два.

— В первом блоке ученик участвует в самостоятельной учебной деятельности, организуемой учителем, — рассказывает Татьяна Малышкина. — Это своего рода проба самостоятельности. Тут должна быть высокая эмоциональная окраска деятельности, которая обеспечивается на каждом из этапов блока. Одним из приемов повышения эмоциональности, а следовательно, инициативности, активности является прием, названный мною «Вопрос и возможность ответа»: один вопрос и несколько подсказок. Эта деятельность направлена на «открытие нового знания», которое будет применяться в решении задач во втором блоке урока. Во втором блоке ученик сам организует свою самостоятельную деятельность по решению задач. Перечень задач предъявляет учитель, причем задачи соответствуют четырем уровням самостоятельности: имеется образец решения или решение задачи требует простого воспроизведения знаний, а может понадобиться выбор из нескольких методов или их комбинирование, возможен поиск нескольких способов решения или вообще необходимо исследование. Причем первые две группы относятся к стандартным задачам, направленным на формирование практической компетентности. Вторые две группы задач относят к нестандартным, которые развивают, направлены на формирование обобщенных способов действия.

Идея применения двухблочной структуры урока привела к тому, что со временем при решении задач дети стали реже обращаться за помощью к учителю, а чаще за помощью к своим одноклассникам. Группа «ведущих» ребят помогает «рядовым» и на индивидуальных консультациях, и у доски. После таких уроков изменился и подход к экзаменам, которые стали не так страшны: в 2012-2013 учебном году процент выпускников, сдавших ЕГЭ по математике, составил 84%, в следующем — уже 99%.

Впрочем, методика — далеко не все, что отличает уроки Малышкиной. Музыка — вот главное, что есть в них. Ее уроки начинаются не со стандартного оргмомента.

— Можно начать его с увертюры, которая обеспечит общий темп урока, его настрой, позволит разбудить в каждом мысль и желание творить, — говорит Татьяна Николаевна. — Это первые аккорды мелодии урока — решительные, полнозвучные, призывающие к вниманию. Вступлением может быть цитата, например, высказывание Чарлза Дарвина: «У людей, усвоивших великие принципы математики, одним органом чувств больше, чем у простых смертных»; курьезный случай из жизни; стихотворение; эксперимент; софизм; афоризм. Почему бы, например, перед изучением темы «Производная» не определить счастье как приращение положительных эмоций в единицу времени?

Увертюрой к уроку может быть сам учитель, вернее, его личность, мысль, светящаяся в его глазах. Приходя на занятие к Валерию Осиповичу Гордону, методисту краевого института повышения квалификации, человеку-легенде в учительской среде Забайкалья, Татьяна Малышкина, по ее словам, слышит музыку без всяких условий... Кульминацией является момент «открытия новых знаний», он может быть смещен к финалу, а может проявиться в середине урока или в его начале. Кульминация подготавливается всем ходом развития идеи, посеянной учителем в голове ученика. Завершающие аккорды пишет сам ученик, проводя рефлексивную оценку своего участия в акте творчества, который мы называем уроком. Это могут быть фанфарные аккорды от сознания своей успешности, радостные мотивы удовлетворенности, нотки тревожности. Но только не тишина! Она означает, что ученик не услышал мелодию урока.

Поэтому одним из главных качеств учителя Малышкина считает ответственность за развитие в ученике слуха — то есть творчества, свободы, самостоятельности. И конечно, самокритичность — учитель должен постоянно находиться в состоянии конкуренции между собой вчерашним, сегодняшним и завтрашним.

— Я благодарна конкурсу «Учитель года», где услышала столько настоящей, высокой музыки, — восхищена Татьяна Николаевна. — Пришел Мастер, и Мастер этот был многолик. Если бы можно было найти материальный эквивалент значимости слов, которые я услышала на конкурсе, не нашлось бы на Земле столько золота, способного их оценить. Любой педагог периодически задает себе вопрос: кто я на данный момент: настройщик, музыкант, дирижер или композитор? И до тех пор, пока мы задаем себе эти вопросы, мы остаемся учителями, которым не грозит «оглупление».

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 36 от 8 сентября 2015 года



Гущин Д. Д.