На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


А древо жизни пышно зеленеет!

Уроки Ольги Захаровой далеки от сухой теории

У Ольги Захаровой, биолога ковровской школы № 9, совсем скоро день рождения. Апрельский день, наполненный пением птиц, запахом пробужденной земли, едва уловимым шуршанием открывающихся почек, а иногда даже ранним цветением деревьев, сам по себе лучший подарок. Но он, конечно же, не будет единственным. Ольгу Александровну поздравят ученики, коллеги, выпускники и родители. Желающих вручить подарок наверняка будет много, но в щедрости природе не будет равных.

Неповторимое, ни с чем не сравнимое ощущение счастья весеннего праздника Ольга Александровна ощутила уже в раннем детстве. Не потому ли вся жизнь ее связана со всем живым и растущим? На эту мысль меня натолкнули строки в эссе моей героини: «Думаю, никто не остается равнодушным к весне. Природа пробуждается от зимней спячки, стряхивая с себя оковы ледяного заточения, волей-неволей вовлекая нас в свой жизненный круговорот событий. Вот и я на волне весеннего ветерка начала и продолжаю свой жизненный путь».

В разговоре со мной Ольга Александровна не скрывает, что с нетерпением ждет момента, когда можно будет заниматься землей. Кому-то это покажется странным и непонятным, но биологи мою героиню точно поймут. Они знают, как земля зовет человека, требуя его участия в важном деле обновления. Ольга Александровна уточняет, что притяжение взаимное: человеку работа на земле дает не меньше, а может, и больше: «Когда я погружаю руки в землю, все тревоги и переживания, которые в школе казались огромными, мельчают и уходят прочь. Меня охватывает спокойствие, я начинаю чувствовать себя свободным человеком, и радость жизни возвращается ко мне с новой силой».

То же самое дает и городскому человеку общение с природой. Даже небольшая прогулка в лесу способна обновить утомленную душу, стряхнуть с нее бремя суеты, на многое открыть глаза.

Ольга Александровна искренне сожалеет, что в школьной программе по биологии не заложены часы на общение детей с природой. Сдвоенных уроков вообще не предусмотрено, а в течение сорока пяти минут немыслимо организовать полноценную экскурсию даже по пришкольной территории (если таковая имеется), не говоря уже о походе или поездке в городской парк или пригородный лес. Видео, анимация, даже высокого уровня презентации не могут заменить ребенку живой природы. Сами дети замечают, что картинки мало похожи на оригинал, а уж учителю это видно как никому.

Захарова часто использует на своих уроках примеры из жизни. У большинства ее учеников есть дачи, многие вместе с родителями проводят там теплые весенние и летние дни, кто-то из ребят даже помогает на огороде. Ольга Александровна нередко задает ученикам вопросы, связанные с выращиванием плодов, ягод и овощных культур. Ее ученики отлично знают, для чего нужна обрезка деревьев, побелка стволов, зачем обрывают помидорные и виноградные пасынки, стрелки чеснока, для чего обрезают усы у клубники. Знают, почему крестьяне не рады слишком ранней весне, чем грозят майские заморозки и июльская засуха, а также почему нельзя чрезмерно поливать грядки с луком и чесноком. Привлекая жизненный материал, Ольга Александровна получает возможность заинтересовывать каждого ученика. Далеко не все собираются связывать свою профессиональную жизнь с биологией или медициной, но ориентироваться в практических вопросах хочет каждый. И уроки Ольги Александровны помогают в этом — тем они интересны и увлекательны.

Еще для повышения мотивации своих учеников Захарова использует задания на самостоятельный поиск неизвестных интересных фактов о том или ином ученом, факте или явлении. Когда дети ищут в открытых источниках не просто текст определенной тематики, а отбирают из найденного наиболее ценное и важное, они прочитывают его внимательнее, осознаннее воспринимают материал. Навыки отбора информации, полученные при выполнении таких заданий, помогают ученикам при составлении графических конспектов — в своей работе Ольга Александровна часто использует метод конспектов. «Выделить ключевые слова, отделить главное от второстепенного многим бывает очень непросто, — рассказывает она. — Но если дети занимаются этим постоянно, а не время от времени, то накопленный опыт дает результаты. Тем более дети знают, что моя цель научить, а не поставить оценку. Каждый может подойти ко мне на перемене или после уроков. Я всегда готова объяснить и помочь, поэтому страха перед подобными заданиями у детей нет».

Конечно, понимание детской психологии — умение разглядеть тревогу, почувствовать эмоциональный настрой каждого ученика, увидеть, что мешает ему сделать работу достойно, — к Захаровой пришло не сразу. Сама она в институте была отличницей, перфекционисткой. Влюбленная в биологию, она отличалась большой требовательностью к себе и требовала такой же любви к предмету от других. Разумеется, ее ожидания в полной мере не могли оправдаться.

Сегодня Ольга Александровна признает, что поначалу ее требования к ученикам были сильно завышены. Понять это помогла Тамара Михайловна Еремеева, самый опытный и уважаемый биолог в Ковровском районе. Ольге Александровне повезло — она пришла именно в 9-ю ковровскую школу, где много лет работала Тамара Михайловна. Ее добрые советы и помощь были для молодого учителя бесценными. Наверное, во многом благодаря неравнодушию старшей коллеги, ее мудрости, да и просто человеческому участию Ольга Александровна пережила трудное время профессионального становления, не разочаровалась в себе и учениках и осталась в школе. «Мне кажется, очень важно, чтобы в первые пять лет молодого педагога поддержали опытные и внимательные учителя, — говорит Ольга Александровна. — Если в этот период он не уйдет из школы, то останется там надолго. Это так же, как и в семейной жизни: если муж и жена не развелись в первые пять лет, то скорее всего надолго сохранят семью».

Вообще же — и здесь я должна сделать отступление — Ольга Александровна не собиралась быть учителем: будучи подростком и старшеклассницей, не представляла себя в роли учителя. Мечтала стать врачом, люди в белых халатах с детства были идеалом Оли. Кстати, она и сегодня не оставляет мысль получить медицинское образование, хотя бы среднее. Это для того чтобы помогать близким — родителям, сыну, младшим брату и сестре (она в семье старшая), их детям — своим племянникам. (В роду только мальчишки. «Настоящая футбольная команда», — шутит Ольга Александровна.)

Ольга росла активной и очень ответственной: была председателем совета отряда, дружины, пионервожатой. Бесконечные сборы, линейки, смотры художественной самодеятельности, тимуровская работа, сбор макулатуры и металлолома, кружки. «Но уже тогда я отметила, что знания, которые я добываю сама, дают возможность реализовать себя, формируют уверенность в себе, влияют на становление самостоятельной личности. Многие мои учителя стали навсегда примером верности своему делу», — вспоминает она сегодня.

Еще одной школой стала поездка во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок». «Те, кто себя называет орленком, пронесут гордое имя через всю свою жизнь. Советское время многие ругают, а я благодарна родителям, что появилась на свет именно в этот период, когда ценились дружба, ответственность, активная жизненная позиция. Все это хорошее я взяла с собой во взрослую жизнь», — написала Захарова в своем эссе.

— Но как же все-таки получилось, что вы в школе? — этот вопрос задавали ей все журналисты, начиная с победы на муниципальном этапе.

История вполне банальная. Не поступив с первого раза в медицинский, Захарова решила не терять времени и поступить во Владимирский педагогический на биофак, поучиться там год, а дальше снова штурмовать медицинский. Но человек предполагает, а мудрая судьба прядет свою пряжу...

Уже на первом курсе Ольга поняла, что учиться на биофаке ей очень нравится. Хорошими оказались сокурсники, очень грамотными были преподаватели. Вызывал уважение не только их профессионализм — все они были личностями, интересными людьми. Общение с ними обогащало и радовало. Особенное место занимали лекции и занятия по ботанике. Раиса Евгеньевна Азбукина творчески подходила к преподаванию дисциплины, которую считала самой интересной и важной. Она водила студентов на экскурсии, открывая для них удивительный мир растений. Ольга Александровна впервые увидела, какую радость получает человек, бескорыстно делящийся с молодым поколением своими знаниями. Раиса Евгеньевна была первым человеком, который пробудил в студентке Оле интерес к педагогике. Она решила доучиться до конца и пойти работать в школу. Вот так один талантливый человек может повлиять на траекторию судьбы.

Ученики Ольги Александровны тоже нередко меняют свои первоначальные планы благодаря урокам биологии. Нередко выпускники 9-й школы выбирают медицину и фармакологию. Биология в чистом виде привлекает немногих, поскольку детям сложно представить будущую работу, хотя сегодняшняя биология, и особенно бионика, возникшая благодаря сотрудничеству с радиофизиками, считается одним из самых перспективных научных направлений. Родители сегодняшних школьников этого не знают, а именно они, как правило, выбирают для своих детей высшие или средние учебные заведения. Ольга Александровна на своих уроках нередко рассказывает ученикам о передовых разработках современной науки. Ей и самой интересно все, что связано с новейшими исследованиями в сфере биологии и экологии. А когда интересно учителю, он делает все, чтоб заинтересовать ученика. Темы для научных конференций тоже рождаются из живого общения учителя с учениками. Для своих работ воспитанники Ольги Александровны выбирают темы, связанные с биологическими методами защиты растений, изучением популяции диких животных, особенностями восприятия городской среды жителями разных возрастов.

Быть в курсе всего нового и передового Захаровой помогают и врожденная любознательность, которая, как известно, никуда не уходит с возрастом, и стремление постоянно двигаться вперед, расти профессионально. В прошлом году оно подтолкнуло Ольгу Александровну выйти на сайт МГУ в поисках летней школы для биологов. И ей несказанно повезло. Оказалось, что на всех факультетах прием заявок уже закрыт, остались места лишь в одной школе, биологической. Время, проведенное с коллегами и единомышленниками в живописном месте Подмосковья — Звенигородской биостанции МГУ, она вспоминает как один из самых счастливых периодов своей жизни. Сколько увлеченных любимым делом людей она встретила! Как много нового узнала! Вставали слушатели летней школы в шесть утра, ложились в два ночи, и все равно времени не хватало, хотелось еще и еще узнавать новое. Праздник интеллекта продолжился в Мытищах. Здесь тоже Ольга Александровна чувствовала своей себя среди равных. «Нас, конкурсантов, отличает одна особенность — не встретишь тусклого взгляда, все полны идей, у всех глаза горят, — рассказывает Ольга Александровна. — Очень приятно было познакомиться с многими своими коллегами. И не только биологами. Конечно, мы общались с Аллой Головенькиной и другими биологами — все они были очень сильными, со многими из них продолжаю общаться и сейчас. Но я подружилась и с Ольгой Николаенко, Анной Дубовицкой, Юлией Девятых, Катей Владимировой. Все они охотно делились своими наработками, поддерживали друг друга эмоционально. Большая удача — узнать таких замечательных людей».

Хочется пожелать Ольге Александровне и новых удач. Пусть будут в ее жизни новые победы, пусть радует земля, пусть вдохновляют дети. Пусть древо ее жизни пышно зеленеет!

Вера Кострова, «Учительская газета», № 16 от 21 апреля 2015 года



Гущин Д. Д.