На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Какого цвета ваше небо?

Ольга Гулевская учит сочинять новые интерпретации старых сказок

Свои уроки литературы Ольга ГУЛЕВСКАЯ часто проводит в школьном кабинете краеведения. Здесь в окружении предметов старинного деревенского быта, икон и рушников оживают народные сказки и учиться намного интереснее.

В своем конкурсном эссе Ольга Гулевская, победитель конкурса «Учитель года Липецкой области – 2014», написала, что для нее очень важно, чтобы кроме работы у нее была еще и другая жизнь. Когда я ехала на встречу с Ольгой Николаевной, мне было интересно представлять, какой может быть эта другая жизнь в маленьком селе со смешным названием Вторые Тербуны. И почему вторые, значит, есть и первые?.. А как красиво все вокруг оказалось: при подъезде к селу — небольшое озеро в окружении сосен, указатель на турбазу со сказочным названием «Лукоморье», пляж с лавочками, дальше асфальт до самой школы, а вокруг нее молодые березы...

На календаре конец учебного года, в пятом классе, где Ольга Николаевна ведет литературу, обобщают и повторяют. Тема «В мире сказок», урок проходит в школьном кабинете истории и краеведения, а по сути — в небольшом музее, где вместо стенных шкафов застекленные ниши с картами, полочками и подставками, на которых в зависимости от эпохи — наконечники доисторических стрел, обработанные камни, предметы старинного деревенского быта, прялка, глиняная посуда, юбки и рубахи из прабабушкиного сундука, иконы, рушники... Как все это близко миру сказок, и кажется, что лучшего места для такого урока не подобрать. Пятиклассники стараются, работают тремя группами, у каждой своя серьезная задача — выбрать из нескольких сказок признаки главного героя и таким образом описать его. У первой группы — это Иван, который в одной сказке дурачок, в другой царевич, у второй — Баба-яга, тоже способная по-разному проявлять свои чувства, у третьей — Кощей Бессмертный, персонаж суровый, но иногда смешной и не без своих слабостей, например, к обычным смертным красавицам. Дети сравнивают своего героя в разных сказках по общим признакам: внешности, голосу, характеру, друзьям, месту жительства, по его поступкам. Как говорит учитель, ищут типичное, наиболее часто встречающееся, а в целом — отрабатывают начальные элементы проектной деятельности. Конечно, настоящий проект требует более детальной проработки и больших усилий и делается не в конце учебного года, но сейчас для пятиклассников это хороший опыт. Особенно с учетом того, что пятый и шестой классы идут по новым стандартам, и здесь обязательное условие — до 30% урока должно проводиться в нетрадиционной форме, например, в виде составления проектов. На базе школы работают две региональные площадки: апробационная по ФГОС в 5-6-х классах (4-й уже закончили) и региональная инновационная площадка по внедрению и формированию универсальных учебных действий. Ольга Гулевская как заместитель директора по учебно-воспитательной работе эти площадки курирует, а в пятом сама ведет предметы. Часто ездит в Липецк на семинары и курсы, а еще в Елец, потому что в Елецком госуниверситете имени Бунина учится в аспирантуре.

Спрашиваю: почему ее пятиклашки на уроке работают в группах или это тоже требование новых стандартов? В принципе можно и так считать, но Ольга Николаевна ставит перед собой еще одну задачу — научить ребят взаимодействовать в команде, а для начала хотя бы договариваться в своей группе. Поэтому и рассажены они вокруг трех круглых столов, стараются, трудятся над заданием. Совместно. И тут интересное наблюдение. Группа мальчиков вроде бы послабее, не такие шустрые в знаниях, но они между собой умеют договориться, и работа у них идет быстро. А первая группа девочек «делится»: две говорят, что свою работу сделали, а третья не сделала, поэтому ничего у них не получается, но они не виноваты: они же свое сделали! Учитель их убеждает, что они группа, работу делают вместе, значит, и отвечают за результат все. Девочки сначала недовольны, но затем переступают через себя и свои амбиции, начинают помогать третьей. В итоге выполняют свое задание раньше ребят.

— Такая работа, — говорит учитель, — настраивает, учит личностным отношениям. Проблема сегодняшнего дня — слишком много индивидуализма, дети часто находят себе развлечения, оставаясь в одиночестве. Это и компьютер, и телефон, а в итоге не учатся взаимодействовать, не умеют найти контакт в обычном общении, договориться о каких-то элементарных вещах. Поэтому стараюсь давать им задания, деля на группы или на пары, чтобы общение продолжалось и после урока, дети встречались, договаривались, выполняли общую работу.

До назначения заместителем директора Ольга Гулевская вела кружок «Литературная мастерская». Ребята пробовали писать стихи, некоторые работы становились призерами районных конкурсов. В 2009-м от кружка пришлось отказаться, обязанности завуча занимают много времени. Но в этом учебном году, как раз на фоне участия во всероссийском финале «Учителя года» и подготовки кандидатской, она снова взялась за дополнительные занятия. Разрабатывает курс «Школа эвристических заданий» для пятых классов. За основу взяла компетентностный подход Андрея Хуторского и свои задания старается подбирать в соответствии с новыми стандартами. Говорит, занятия проходят как внеурочная деятельность, ребята общаются свободно. Стихи пока не пишут, все-таки еще маловаты, но пробуют себя в различных компетенциях. Например, проводят небольшие исследовательские работы на основе текстов. Или сочиняют сказку по кругу: предлагают в известную историю нового героя и начинают размышлять, как от этого поменяется сюжет. Пробуют себя в литературных заданиях, дописывают текст, изменяют его. А к стихам все-таки обращаются, но тоже в необычной форме: сочиняют, рифмуя цифры, и так, чтобы сохранялся стихотворный размер.

Как считает Ольга Николаевна, главное качество, которое должно быть у современного учителя, — это умение изменяться, быть разным и интересным своим ученикам. «Это мое глубокое убеждение, я к этому и коллег призываю: меняться — значит учиться. Если учитель, за плечами которого уже накоплен определенный опыт, утверждается в мысли, что это догма, идеал, которого он достиг, такой учитель потерпит фиаско. Современные дети меняются зачастую быстрее, чем современный учитель. И если учитель не почувствует это, он детям будет неинтересен».

Ее личный опыт, как не оставаться в одном состоянии и соответствовать меняющимся поколениям учеников, немаленький и испытан на собственном семейном примере. Старший сын выпускается, сейчас сдает ЕГЭ, а младшая дочка только перешла во второй класс. Я даже спросила, отличается ли та мама, которой она была 10 лет назад, от мамы сегодняшней. Говорит, что очень даже! Сын оказался более уравновешенный. А дочка — ребенок XXI века, то есть очень энергичного настроя. Поэтому приходится соответствовать ее темпам развития и темпам взаимоотношений. Маме даже иногда кажется, что в их отношениях дочка диктует условия, несмотря на скромный возраст.

Семья у Гулевских немаленькая. Папа не учительской профессии, инженер-механик, сейчас занимается строительством различных объектов. Все вместе живут в частном доме со свекром и свекровью. Картошку выращивают на 22 сотках огорода, еще овощи, фрукты, сад есть, но все это для семьи, не на продажу. Из живности — коза, кролики и птица — гуси, утки, индюшки, куры. Как говорит Ольга Николаевна, это обычные условия, сельская местность, здесь все так живут. Ведь когда есть земля, нельзя ее не обрабатывать, хотя бы для себя. И на ней нельзя не трудиться.

Тут я вспоминаю турбазу с озером на подъезде к селу, березы и... пушкинскую Татьяну, любящую под их шелест просиживать с книжкою. Ольга Николаевна родом отсюда, оканчивала эту же школу, тоже любила, да и сейчас не против в свободное время посидеть с книгой. А могла бы она себя сравнить с пушкинской Татьяной?

— Нет. Мы обычные живые люди... Хотя это очень индивидуально. Вот моя коллега и однофамилица Ольга Михайловна Гулевская ближе к Татьяне, а я, наверное, ближе к булгаковской Маргарите!

Роман Булгакова для нее стал знаковым. В 15 лет за одну ночь прочитала «Мастера и Маргариту», влюбилась и в книгу, и в слово, очаровалась и уже совершенно точно решила, что пойдет на филологический. С медалью окончила школу, поступила на филфак Липецкого педагогического института. Правда, была и еще одна причина, из-за которой захотела стать учителем: пример ее учителя литературы и русского языка Беловой Валентины Федоровны. К сожалению, ее уже нет в живых, но память осталась во многих учениках. «Для меня, — говорит Ольга Гулевская, — было очень показательно, что она, пройдя советскую школу и вуз, зная содержание произведений с коммунистической, советской позиции, в переломные 80-90-е никогда не запрещала нам, ученикам, размышлять. Даже если сама не всегда принимала новые произведения, нам на уроке давала свободу выбора».

Возвращаясь с мысленных романтических высот к повседневным заботам современных Татьян и Маргарит, добавлю, что прошлый год в судьбе нашей героини запомнится не только участием во всероссийском этапе конкурса, но и улучшением жилищных условий. При участии директора школы Александра Ивановича Понарьина и тогдашнего главы администрации Тербунского района Сергея Вячеславовича Иванова у семьи зам. директора школы и финалистки областного этапа «Учителя года» Липецкой области появился собственный дом с участком. Здание не новое, но в хорошем состоянии, как говорит Ольга Николаевна, ремонт сделают и будут жить своим домом, всем места хватит.

Думаю, пришло время раскрыть тайну названия. Самая популярная версия происхождения названия Тербуны такая: село около 300 лет назад основали выходцы из-под Смоленска, которые начали разводить лен. Когда его обрабатывали, его теребили, а людей, делавших это, называли теребунами, со временем одна буква «е» исчезла, получились Тербуны. Сейчас здесь льном никто не занимается. Живописное маленькое озеро на деле оказалось рукотворным, точнее, бывшим карьером, из которого раньше брали песок и глину, а потом заполнили водой. Турбазу на озере построили местные предприниматели. Одним словом, если все разбирать в подробностях, получается обычная проза жизни. Но зато если посмотреть со стороны — красивое место, где можно встретить и пушкинскую Татьяну, и булгаковскую Маргариту наших дней. Почему нет?

У Ольги Гулевской есть жизненный девиз, которому она старается следовать: «Цвет своего неба мы выбираем сами!» То есть ты сам выбираешь свои жизненные приоритеты, даже если сталкиваешься в жизни с какими-то трудностями.

— Если опустишь руки, заноешь «как тяжело!», — говорит Ольга Николаевна, — тогда зачем ты пришел в эту профессию? Я всегда стараюсь находить для себя другие приоритеты, которые этот негатив могут перекрыть. «Учитель года» стал для меня таким приоритетным событием, стал настоящим праздником! А еще я люблю учиться, например, в прошлом году получила права, теперь вожу машину, и этим горда. Недавно побывала за границей — это тоже определенный этап. Поэтому цвет моего неба — чистый, яркий, открытый и творческий!

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 24 от 16 июня 2015 года



Гущин Д. Д.