На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Здесь и сейчас

Школа — это не только уроки

Это жизненное кредо Александра Михайловича Смолина, учителя года – 2014 Тюменской области. За свой 31 год он успел многое — построить дом, произвести на свет троих детей, кардинально сменить профессию... А главное — увлечь своих учеников интересом не только к школе, но и к жизни.



Долгий путь в школу


— Впервые переступив порог кабинета, я испытывал страх и любопытство одновременно, — вспоминает Александр Михайлович Смолин, учитель физики и математики Голышмановской средней школы Тюменской области. — В следующие 45 минут — вообще бурю чувств и ощущений. На своем первом уроке понимаешь удивительно многое. И то, что не имеешь права на ошибку: ни в решении задачи, ни в оценках, ни во взаимоотношениях с учениками. И то, что эта профессия требует не меньшей смелости и выдержки, чем пожарный.

Александр с детства мечтал стать пожарным — героем, спасающим жизни. Много читал, занимался спортом, прыгал с парашютом. Не учел одного — есть нужно больше. Для поступления в пожарное училище недотянул не баллов — килограммов. Всего двух! Быстро набрать не получилось — энергии у Александра столько, что даже булочки вприкуску с конфетами не помогли растолстеть. Девушки бы позавидовали, приемная комиссия не оценила. Пошел в Ишимский государственный педагогический институт имени П.Ершова, на физмат — математику любил всегда. Жизнь так и толкала в педагогику, но Александр сопротивлялся. На практике после второго курса стал вожатым самого трудного отряда в лагере. Ребята были детдомовские. Не плохие, не хорошие — другие. Как инопланетяне. Слушали, но не слышали, не спорили, но делали по-своему. Пришлось срочно читать «Педагогическую поэму» и «Флаги на башнях» Антона Макаренко. Помогло: понял, что он для этих детей чужой, и единственный выход — наладить дипломатические отношения с вожаком. Получилось. И все же на распределении сказал честно: «В школу не пойду, хочу в армию, долг Родине отдать». Но и там потребовались педагогические способности: у офицеров тоже есть дети, которым нужна помощь в науках.

Вернулся не в родной Ишим, а в село Голышманово, где ждала будущая жена Елена, уже работавшая в школе № 1 учителем русского языка и литературы. За два года, пока был инженером в Западно-Сибирском филиале «Газпрома», школу по ее рассказам узнал как свои пять пальцев. И когда в филиале пошли сокращения, уже не задумывался — стал учителем. Правда, информатики, которая как предмет ему не нравится: программа составлена нечетко, отстает от времени. С удовольствием взялся за физику, когда появилась такая возможность, потом — за любимую математику. Теперь считает, что это лучший вариант — преподавать оба предмета, причем лучше в одном классе, тогда можно планировать уроки так, чтобы темы перекликались. С 2008 года Смолин, изучая различные виды мышления, занимается их развитием у детей. На практике убедился, что все виды мышления должны развиваться в системе, ни один не может быть более значимым.

— Суть системного мышления, уровень развития которого позволяет «за совокупностью логически связанных элементов увидеть системную целостность, ее структуру, взаимосвязь системы и среды», демонстрирует древнеиндийская притча о шестерых слепых, которые впервые в жизни встречаются со слоном, — рассказывает Александр Михайлович. — Каждый из них ощупывает животное и рассказывает о своих впечатлениях. И у каждого оно свое, узкое, потому что прикоснулся лишь к одной части слона. Чтобы узнать, на что действительно похож слон, надо сложить все части вместе. Так и для создания целостного объемного представления о мире необходима не простая интеграция знаний, накопленных разными науками, а умение рассматривать их и применять как комплекс, как систему. Неотъемлемой чертой преподавания физики должна быть метапредметность.

Первый год учительства пролетел очень быстро. Со своими шестиклассниками Александр Михайлович не мог похвастать хорошей успеваемостью и примерным поведением. Но именно с ними почувствовал, что он учитель, а значит, с сентября снова уроки, а после уроков — футбольные матчи на школьном стадионе, мел и доска, дневники и тетради...



Знания — в практику


Теперь, когда Смолин в школе восьмой год, уроки проходят немножко иначе. Не успевает сказать «здравствуйте», как ребята тут же сыплют предложениями, которые, впрочем, сводятся к тому, чтобы всем классом отправиться в поход. Александр Михайлович считает, что это дело хорошее и нужное. Невозможно воспитать человека, пока не поймешь, что творится в его душе и его доме. А для этого лучше всего подходит неформальная обстановка. Он находит дела «на двоих» не только для пятиклассников, у которых зовется классным папой, но и для всех мальчишек и девчонок, которым преподает науки. С кем-то шторы вместе повесит, с кем-то учебники принесет, кого-то позовет снег ветерану почистить. Пап в Голышманове не хватает — они вроде есть, а вроде и нет: большинство уезжают на заработки. А мужской разговор очень нужен. И хотя учитель на уроке обрывает мечты ребят о походе, через несколько дней они идут ловить в речке раков, устанавливать в осеннем лесу палатки и печь в углях картошку...

— Мои ребята притихают из боязни нарушить чувство единства, когда мы сидим вокруг костра и говорим о том, что в обыденной жизни спрятано глубоко внутри... Иногда кто-то спрашивает, почему я стал учителем. Отвечаю честно, что не мечтал, но признаюсь — им и себе, — что учителем мне быть нравится. И моя искренность сопровождается понимающим молчанием. А как раскрываются дети! Двоечник может лучше всех поставить палатку, прогульщик — организовать сбор дров. Это ведь важно — каждому почувствовать себя сильным в каком-то деле. Проблема в том, что походы становятся для детей недоступны. Роспотребнадзор не одобряет, выдвигая все новые требования. Игра «Зарница» у нас была очень популярна в школе. Дней на пять увозили детей в палаточный лагерь. Теперь оказывается, что в палатках нужно ставить кровати(!) на определенном расстоянии от земли, должна поддерживаться определенная температура, а готовить на костре негигиенично. А ведь школа — это не только уроки.

Впрочем, и уроки у Александра Михайловича — это не только 45 минут объяснений. Это жизнь. Смолин считает, что без уверенности в том, что знание пригодится на практике, ребенок не заинтересуется темой. Оказывается, даже тригонометрические функции полезны в быту. Тут Александру Михайловичу помогло хобби — на одном из форумов нашел тренажер, рассчитывающий траекторию выстрела, что в Голышманове, краю потомственных охотников, понятно и близко. Впрочем, он может превратить в наглядное пособие простой тетрадный лист. Ведь можно посчитать, какое там количество клеток, вычислить площадь, построить геометрические фигуры. Смолину интереснее все время искать новые методы и подходы. Практический материал по использованию интегрированных задач систематизировал в сборник «Изобретательские задачи по физике для развития системного мышления». И на уроках, и в кружке «Юные Эйнштейны», и в научном обществе учащихся «Аист» его ребята делают открытия, увлекая еще и родителей. Так, все вместе создали оборудование по чертежам Леонардо да Винчи, придумав, как использовать идеи великого ученого в современном мире.



Учитель — тот же гончар


Строго говоря, сама жизнь учителя — пособие для детей по прикладным математике и физике. А также подтверждение тезиса, как важно уметь работать в команде. Вместе с отцом и двумя младшими братьями Александр Михайлович построил двухэтажный просторный дом. Теперь там есть место для каждого члена его семьи — жены Лены, его надежды и главной опоры, семиклассницы Леночки, выдумщицы и фантазерки, малышей Михаила и Серафима, уверенных в себе молодых людей шести и двух лет, желающих быть похожими только на папу. Впрочем, и для пятиклашек всегда найдутся чай, книжка и доброе слово. Прежний выпуск, где Смолин был классным, частенько заглядывал на огонек.

— Тут для меня пример наш институтский методист по математике Лариса Георгиевна Стреблянская. Я математику и прежде любил, но после ее занятий царица наук покорила меня окончательно. Мы часто студентами собирались у Ларисы Георгиевны дома, решали, думали. Она занималась и с нерадивыми, причем так трепетно любила и детей, и математику, что с тех, кто не очень хотел учиться, брала расписку: «обязуюсь в школе не работать».

Поначалу было немножко одиноко, оттого что класс, в который вложено много души и труда, выпустился. Даже взял на два года передышку в классном руководстве. Ребята тоже скучали, даже те, кто не давал о себе знать, стали писать во время конкурса, поддерживать. Пятиклашки, дети классного папы, так же как и старшие несколько лет назад, уже потихоньку называют его «наш Михалыч».

— И мне это приятно, особенно «наш», — смеется Александр Михайлович. — Я наконец понял, кто такой учитель. Вспомнилось, как работает гончар: терпеливо, аккуратно, с любовью... По-моему, эти профессии похожи в том, что ты делаешь и как ты делаешь. И еще сходство в том, что особо нет времени на размышления о себе. Если тебе нравится с утра до ночи общаться с людьми, и не только со своими учениками, придумывать и проводить интересные уроки и мероприятия, быть примером в школе, на улице, в просторах Интернета... Если все это ты делаешь терпеливо и с любовью — ты учитель. Если нет — такая работа становится невыносимой, и люди ищут себя в других профессиях.

Ученики, по мнению Смолина, и привели его к победе на конкурсе, неожиданной, поскольку соперники были очень сильными. Первый раз, в 2009 году, он участвовал в «Учителе года» для себя — хотел понять, на что способен. Потому и занял только второе место. А нынче — для них и из-за них, ребятишек. Хотел собрать и систематизировать опыт, поделиться опытом и получить его от других педагогов. И главное — подняться на тот уровень, с которого уже можно идти только вверх. Он уверен, что теперь его уроки стали лучше — победитель не имеет права снижать планку. Но главная цель Смолина не образцово-показательные уроки.

— Однажды меня в коридоре поймала мама девочки — говорит, дочке наконец-то стало интересно, захотелось изучать физику. Наверное, невозможно всех сделать технарями, но можно сделать так, чтобы детям хотелось познавать даже не математику с физикой, а мир. Я не стал героем-пожарным, но помогаю детям делать жизнь увлекательней — разве этого мало?

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 50 от 16 декабря 2014 года



Гущин Д. Д.