На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Маргиева Н. А.
финал конкурса 2013 года

Суворова  И. М.
финал конкурса 2006 года

Парийчук А. М.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Матрос поможет капитану

На уроке должны быть свобода общения и радость творчества

Татьяна Валериевна Коваль, учитель украинского языка, директор 9-й гимназии города Симферополя, начинала участвовать в конкурсе «Учитель года» в Украине, а вот закончила уже в России. Этот конкурс в Украине проходит немного по-другому, так, в 2014 году в нем было только пять номинаций: «Начальные классы», «Трудовое обучение», «Украинский язык и литература», «География» и «Директор школы». Причем участники в каждой номинации проходят испытания в разных городах. Татьяна Валериевна, участвовавшая в номинации «Директор школы» и ставшая победителем регионального этапа, должна была ехать в город Кировоград. Но судьба распорядилась иначе, Татьяна Валериевна давала свой урок украинского языка в подмосковных Мытищах.

Пятиклассники за 45 минут не только узнали новые для себя украинские слова, поговорки, песни, но и почувствовали, что им нравится говорить на украинском языке. Урок прошел на одном дыхании, чувствовался не только высочайший профессионализм Татьяны Коваль, ее эрудиция, но и ее желание увлечь подмосковных ребятишек украинским языком. И конечно, всех покорила эмоциональность учителя, прекрасное владение словом. Примечательно, что учитель широко использовала на своем уроке отрывки из различных мультфильмов, проводила параллели между русским и украинским языком, учила находить детей общее и видеть различия.



Люби всех детей, как своих собственных


Родилась Татьяна в небольшом городе Ирпень под Киевом, после 8-го класса поехала учиться в киевское педагогическое училище № 1, что на Львовской площади. То, что она станет учителем, четко знала еще с раннего детства. Когда бабушка, работавшая учителем начальных классов, болела, Татьяна, тогда еще ученица старших классов, с радостью ее заменяла.

— Я никогда не мечтала о торговой работе, о сухой канцелярской, об аграрной или медицинской, хотелось работать с детьми. В начале моей профессиональной деятельности бабушка дала мне такие напутственные слова: «Люби всех детей как своих собственных, и это будет залогом твоего успеха». С годами я убедилась в их правдивости. Я всегда любила детей, помогала им достичь успеха, поддерживала их таланты, и когда работала учителем начальных классов, с этого началась моя трудовая деятельность в родной школе, которую сама окончила, и на должности учителя украинского языка и литературы, и на должности руководителя школы, — говорит Татьяна Валериевна. — Я очень хорошо помню свой первый набор 1993 года. С этими детьми мы были с первого до одиннадцатого класса, первый учитель превратился в классного руководителя, мы росли и взрослели вместе, вместе влюблялись. Прошло больше десяти лет, как мои первые выпускники выпорхнули за школьную дверь, но мы и сегодня с ними остаемся большими друзьями. Методы и формы работы, которые я использовала в течение всей своей деятельности, изменялись и совершенствовались, но мой подход к работе, мои педагогические принципы оставались неизменными: кроме знаний ежедневно дарить детям любовь, добро, искренность, улыбку и материнское тепло. А дети — это сильнейший индикатор на чистоту, их не обманешь. Как мы к ним относимся, так и они отвечают нам.



В роще бога Академа


Проработав какое-то время в Киеве, Татьяна вышла замуж и вернулась в родной Ирпень, где родилась дочка Анна. Однако со временем семья приняла решение переехать на родину мамы. Так в 1993 году Крым и Симферополь стали родными уже навсегда. А дорогу в крымскую педагогическую жизнь дала средняя школа № 38 города Симферополя. Именно здесь Татьяна Валериевна состоялась и как учитель, и как заместитель директора по учебно-воспитательной работе. А все потому, что рядом оказались мудрые наставники — директор школы Виталий Константинович Стоцкий и начальник управления образования Ирина Васильевна Шихорева, которые заметили, научили и поверили. «Я всегда буду благодарить судьбу, что эти люди встретились мне в жизни, мой сегодняшний успех — это и их успех», — говорит Татьяна Валериевна и просит обязательно о них написать, а в глазах ее читается искренняя признательность этим мне незнакомым людям.

Работая учителем, Татьяна Валериевна определила для себя формулу успеха: «индивидуализация + дифференциация + активность + новые педагогические технологии». Татьяна Валериевна так организовывала обучение, чтобы ребята могли свободно общаться, совместно действовать и самостоятельно добывать знания. Именно это и повышает эффективность и качество обучения.

— Когда-то в древности греческий философ Платон основал школу в роще бога Академа. Так возникла первая академия, но обучение в ней менее всего было похоже на изнурительный труд. Ученики Платона постигали премудрость на прогулках в роще или во время многочасовых бесед. А может быть, правы были древние мудрецы, воспитывая себе смену именно так, в свободном общении, — рассуждает Татьяна Коваль. Лучше всего, по ее словам, свободное общение достигается за счет использования интерактивных методов обучения. Например, при изучении темы «Правописание служебных частей речи» группы формируются так, что в каждую из них входят сильные и слабые ученики. Капитан и штурман — это сильные обучающиеся, два других — матросы. Сначала все слушают сообщение капитана, затем штурмана, потом каждый из матросов прорабатывает свой вопрос либо с капитаном, либо со штурманом. Преимущество такой работы в том, что каждый проговаривает ответ несколько раз, будучи и обучаемым, и обучающим, каждая группа работает в своем темпе. Штурман оценивает знания членов своего экипажа и ведет лист учета знаний по теме.

На вводных уроках или уроках-обобщениях учитель разбивает материал на фрагменты, логические или смысловые блоки. Группа изучает, но каждый член группы работает над своим заданием, затем ребята, изучающие подобные вопросы, но находящиеся в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем возвращаются в свои группы и обучают других тому, что узнали сами. Все члены группы внимательно выслушивают друг друга и ведут записи в тетради. Оттого как подготовится каждый, зависит не только его оценка, но и оценка всей группы. Учитель же выступает в роли консультанта, «скорой помощи».

— Какие же первостепенные задачи вы ставили перед собой как учитель?

— Во-первых, повысить познавательную активность обучающихся, во-вторых, сформировать критическое мышление к научной мысли, в-третьих, сформировать способность работать с различными источниками, быть мобильным интеллектуалом — современником, но при этом уважительно относиться к достижениям прошлых лет, и, наконец, создавать условия, обеспечивающие социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой деятельности.



Трудно не значит невозможно


В 2004 году Татьяну Валериевну назначили на должность директора гимназии. Ей было тогда всего 34 года. Татьяна Коваль пыталась создать такое учебное заведение, куда дети и учителя с радостью хотели бы идти ежедневно.

— Как директор гимназии я требовала от своих учителей умения слышать ученика, постоянно видеть его, знать, чем он живет и как ему в семье живется, с кем он дружит, что ест, как себя чувствует.

 — А как сформировать успешного ученика?

— Я рекомендую учителям в первую очередь изучить структуру умственного развития ребенка, ведь каждый ученик своеобразен в своем индивидуальном развитии. Как администратор я требовала от учителей много знаний, умений, любви, уважения, добра и педагогической интуиции, чтобы разобраться в особенностях детской психики, вовремя разглядеть и развить талант. Учителя должны отыскивать «ключики» к каждому ученику, формировать в них веру в собственные силы, уверенность в своих возможностях, веру в завтрашний день, светлый и успешный. Ученика нужно убедить в том, что он особенный, что именно он имеет большой талант, что он умеет решать сложные задачи, что трудно не значит невозможно.

Как педагог-практик хочу сказать, что теплое, искреннее отношение к воспитанникам, создание в обучении ситуации успеха сводит к минимуму волнения и страхи школьника, обеспечивает развитие и самореализацию его личности.



Мало знать, надо и применять


Татьяна Коваль неотъемлемой частью своей работы считает проектную деятельность. По ее мнению, литература как учебный предмет — замечательная плодородная почва для проектной деятельности

— Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учеников, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю решить проблему приобщения к чтению. Знания по истории, мировой художественной культуре, дисциплинам, смежным с литературой, могут и должны помогать в работе над литературными проектами. Работа моих учеников над проектами «Стихи Тараса Григорьевича Шевченко в творчестве современных музыкантов», «Улицы города рассказывают», «Литературная карта Симферополя», «Леся Украинка и Крым», «Словари украинского и русского языков», «Михаил Коцюбинский и Крым» мотивировала их на творчество, помогала им делать свои маленькие, а может, — кто знает! — и большие открытия, — убеждена учитель.

Современный урок языка и литературы, по мнению Татьяны Валериевны, должен обеспечивать свободу общения и радость творчества, чтобы искорки интереса не пропадали в глазах детей. Особое внимание, но очень осторожное, нужно уделять использованию информационных технологий на уроках языка и литературы.

— Компьютерная поддержка делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным, — считает учитель. Главное — не переусердствовать, чтобы с урока не исчезло СЛОВО.

Пусть у нас поменьше будет уроков-борьбы и побольше уроков-улыбок, радостных, добрых и интересных. А еще, как писал немецкий классик Иоганн Гете: «Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать — надо делать».

Татьяна Коваль — человек, который все время стремится к развитию и самосовершенствованию. Освоив премудрости директорской стези, она решила выйти на новый уровень. Сейчас Татьяна Валериевна работает в Крымском федеральном университете имени В. И.Вернадского начальником отдела профориентационной работы и организации набора студентов. Вместе с коллегами придумывает новые проекты, направленные на привлечение школьников для обучения в университете, на формирование мотивированного выбора будущей образовательной траектории, будущей профессии.

...Любимая поэтесса Татьяны Коваль — Лина Костенко. Она перечитывает ее по многу раз, ее стихи помогают, когда на душе смутно, они дают силы жить и верить. Впрочем, по натуре Татьяна Валериевна оптимист, светлый и мудрый человек, любимая дочка, мама, теща и, конечно, бабушка.


Я вибрала Долю собi сама.

I що зi мною не станеться,

У мене жодних претензiй нема

До долi — моєї обраницi.


Да, у каждого человека своя судьба, — говорит она. — Кто-то жалуется на нее, а я всегда благодарю за все, что имею. Спасибо за родных и любимых людей рядом. Спасибо за место рождения — лучший в мире город Ирпень. Спасибо за прекрасных учителей, которых было очень много в моей жизни. Спасибо за друзей, которые рядом всегда. Спасибо за профессию, которой я всегда живу. В народе говорят, что профессия учителя от Бога, а остальные профессии от учителей. Это действительно так...

Конкурс стал заключительным аккордом в моей педагогической деятельности в системе среднего общего образования. Я поняла, что поднялась на вершину большой горы, путь был долгий и трудный — целых 25 лет, но счастливый. Я никогда не пожалела в своей жизни, что стала учителем, — говорит в завершение нашей беседы Татьяна Валериевна.

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 32 от 11 августа 2015 года



Гущин Д. Д.