На главную страницу
[email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

В этот день родились:

Ким  Л. В. (2009)

Васькова  Е. И. (2005)

Володина Е. Н. (2008)

Тепкеева И. И. (2016)

Цыренжапова О. Б. (2016)

 

Информация о конкурсанте

 


Энерджайзер

Юрий Шендановин умеет быть в нужном месте в нужное время

Сто слов в минуту, миллион дел в день: он успевает создавать спортивные команды из учеников, проводить открытые уроки для коллег, сражаться за мяч с любителями драйва, живущими по соседству со школой, участвовать в профсоюзной жизни, нести, когда нужно, положенный участок пути олимпийский факел, дежурить в качестве народного дружинника (это он делает вместе с женой!). Он мгновенно реагирует на любое событие и стремительно оказывается в нужном месте в нужное время. Так полагается себя вести настоящему футболисту. А Юрий ШЕНДАНОВИН не просто спортсмен, он учитель физкультуры в центре образования №2005. И у него тьма-тьмущая задумок, как сделать этот предмет любимым у школьников...

В 6 лет папа привел Юру в секцию футбола школы олимпийского резерва «Динамо» имени Льва Яшина. И это не помешало ему попробовать себя впоследствии в шахматах, плавании, дзюдо. Редкое соревнование обходилось без шустрого мальчишки, а занятия в футбольной секции спортивной школы «Юный динамовец» принесли Юрию II взрослый разряд. Он мечтал стать профессиональным защитником, но неожиданно понял, что гораздо интереснее разделить эту свою любовь к футболу с другими. И решил, что будет учителем.

По окончании школы №143 Шендановин пошел в техникум — специализированное учебное заведение физической культуры и спорта «Спарта». Получил диплом с отличием да еще и овладел на курсах повышения квалификации классическим массажем. Красный диплом получил Юрий и за учебу в Московском городском педагогическом университете.

Лекции и подготовка к зачетам не смогли оторвать непоседу от спорта, Шендановин все это время продолжал играть в футбольных командах клубов на первенство КФК, «Крылатское» (молодежный состав), ФК «Мытищи-2» и «Каит-спорт». В эти же годы он участвовал в соревнованиях среди жителей районов города Москвы по легкой атлетике, лыжной подготовке.

На четвертом курсе Юрий Сергеевич уже преподавал в центре образования №2005. Багаж практической деятельности у него был: практика в родной школе, тренерская работа в центре физической культуры и спорта «Северо-Западный».

В 2005-й проектная деятельность в чести, а так как это школа здоровья, то понятно, что здесь развито спортивно-оздоровительное направление. Когда-то Шендановин, услышав высказывание академика Петра Анохина: «В массовом развитии физической культуры и спорта я вижу один из лучших вариантов в битве за здоровье человека, его творческую активность и долголетие», подумал: «Как это верно!» Идеей о пользе движения он вдохновился сразу же и беззаветно. Так что молодой специалист пришелся здесь ко двору. Ожидания администрации учебного заведения оправдал совсем скоро, запустив в действие социальный проект «Футбол — это шанс!». Он уверен, что игра закаляет характер, учит ценить время. Учитель физкультуры, абсолютно убежден Юрий Сергеевич , — это тот педагог, который действительно в ответе за судьбу ребенка, ведь неудачное падение или неаккуратное обращение со спортивными снарядами может легко искалечить жизнь маленького человека. К тому же требуется не только защитить его от травм, но и закалить физически и психологически. Вот и Лев Толстой говаривал: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

На курсы повышения квалификации Шендановин, по его словам, ездит с удовольствием. Да и сам их проводит с огоньком. Сейчас, например, в МИОО делится с коллегами опытом работы с ФГОС. Ему нравится находить в обсуждении образовательных проблем новые фишки для своей работы, учиться выстраивать занятия на основе деятельностного подхода, продумывать технологическую карту урока.

— Вот вам несколько причин, чтобы отбросить последние сомнения и начать упражняться немедленно, — смеется Шендановин. — Прежде всего, конечно, спорт способствует снижению риска заболеваний. Физическая активность уменьшает шансы развития многих недугов, среди которых диабет, сердечно-сосудистые заболевания, повышенный уровень холестерина, инфаркт, остеопороз, артрит, боль в пояснице, рак.

— Безусловно, — добавляет Юрий Сергеевич, — спорт помогает человеку узнать на деле, что такое чувство собственного достоинства. Ощущение удовлетворения, появляющееся после активной физической деятельности, — одно из наиболее приятных состояний человеческого организма. Кроме того, если вы в состоянии соблюдать план регулярных тренировок, вам подвластно и многое другое в жизни. Физические занятия — это деятельность, которая формирует и укрепляет не только тело, но и самооценку.

Известный американский физиолог Грэг Ландрай утверждает, что физические тренировки регулируют аппетит в течение всего дня, пробуждая своеобразное «здоровое мышление». Это означает, что, не испытывая резких вспышек голода, вы с гораздо большим вниманием и спокойствием подходите к выбору и качеству пищи. Регулярные занятия — великолепный способ укрепить вашу иммунную систему. Исследователи выяснили, что занятия физическими упражнениями защищают организм от проникновения инфекции и развития многих болезней верхних дыхательных путей, в числе которых грипп, ангина, насморк и бронхит.

Стресс вызывает в нашем организме всплеск определенных гормонов, в том числе кортизола, повышенное содержание которого может неблагоприятно отразиться на нашем здоровье. Физические упражнения способствуют снижению уровня кортизола и высвобождают такие гормоны «хорошего самочувствия», как серотонин, адреналин, допамин и эндорфины, которые в свою очередь продуцируют чувство радости, спокойствия и удовольствия.

— Спорт еще и энергетическая подзарядка, — объясняет физрук из 2005-й. — Все очень просто: мускулы производят движение, функционируя как своеобразный двигатель или электростанция нашего тела. Регулярные тренировки держат двигатель в рабочей форме, способствуя его оптимальной эффективности, повышая тем самым энергетический уровень и улучшая общее состояние организма, делая вас крепкими, бодрыми и здоровыми. К тому же японские исследования показывают, что у людей, занимающихся бегом два-три раза в неделю, лучше функционирует головной мозг при выполнении упражнений, стимулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы, и вероятность возрастного снижения умственных способностей намного меньше.

Юрий Сергеевич уверен: спорт учит честно выигрывать, спорт учит с достоинством проигрывать, спорт учит жизни. А самое важное — спорт учит побеждать: себя, свои страхи, сомнения, неуверенность. И не так значимы глобальные результаты, для становления личности существенны именно маленькие победы, ведущие к самосовершенствованию. Сам он с жадностью впитывает, чтобы стать лучше, сильнее, мудрее, профессиональные секреты мэтров, участвуя в семинаре тренера-методиста Российского футбольного союза Юрия Быстрицкого, принимая в своей школе методиста района Куркино Максима Чередова, который согласился провести мастер-класс по легкой атлетике, организуя совместно с центром физической культуры и спорта «Северо-Западный» встречу с легендарным полузащитником Федором Черенковым и игроками его футбольной академии «Спартак». Ограничиться школьными занятиями Шендановин не может, его каникулы не время для отдыха, это возможность сделать что-то еще, например съездить поработать в оздоровительных лагерях «Энергетик» (Тверская область), «Солнечный» (Кабардинка), «Костер» (Новомихайловка).

Его методическая система «Физическая культура — спорт — здоровье — успех» включает программы урочной и внеурочной деятельности. Во главе угла стоит именно культура, она начало начал: культура движения, культура передачи мяча, культура нахождения в команде. У него уже есть воспитанники — чемпионы и чемпионки по мини-футболу, призеры по подвижным играм и гимнастике. А его ученица, выпускница 2005-й Тамара Чопикян, участвовала в летних юношеских Олимпийских играх-2010 в Сингапуре в составе сборной России по гандболу. Тогда девчонки заняли 2-е место, проиграв датчанкам 25:23. Сейчас Тамара живет в Волгограде и играет за «Динамо». А сам Шендановин 8 октября 2013 года стал факелоносцем, пронося олимпийский огонь уже взрослых Игр по улицам столицы.

— Когда я познакомилась с Надеждой Васильевной, мамой Юрия, — улыбается коллега Шендановина, учитель физической культуры центра образования №2005 Лариса Климук, — была поражена, как быстро и страстно она говорит. «Понимаете, в кого я?» — поддразнивает теперь меня Юрий Сергеевич. Это энерджайзер, солнце, освещающее путь детей, они его очень любят. Никогда не пройдет мимо, если кто-то плачет, всегда подойдет, спросит, утешит. А на уроке пытается сделать невозможное. Он футболист, однако знает методику обучения легкой атлетике, баскетболу. Когда я пришла в эту школу, как раз освоила курсы баскетбола, и когда рассказала о них Юрию, он загорелся: «Хочу!» И потом все эти упражнения перенес на уроки. Дети были ошеломлены: «Здорово!» Да, он умеет удивлять и увлекать.

Его родителей выбор профессии не озадачил. Мама, медицинский регистратор в поликлинике, всегда любила, чтобы вокруг было много детей, папа, электрик-сантехник, спорт уважает. Эти установки в душе их единственного сына соединились самым удивительным образом. Юрий Сергеевич стремится стать для своих учеников не только тренером, наставником, но прежде всего другом, старшим братом. Стоит ли удивляться, что многие из его воспитанников по окончании школы все равно приходят в зал погонять мяч с любимым учителем.

Его жена Лена — воспитатель по физической культуре в дошкольном отделении «Семицветик» центра образования №2005. Познакомила чету однокурсница Юрия. Они сразу же поняли, как много у них общего — интересы, взгляды, устремления. О предстоящей свадьбе Юрий Шендановин объявил на конкурсе «Учитель года России – 2013». Из товарищей по этому профессиональному состязанию на торжество к нему смог выбраться только живущий в Подмосковье Андрей Сиденко. Все остальные активно слали ему поздравления в соцсетях.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 15 от 15 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.