На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дидигова З. А.
финал конкурса 2010 года

Тарасова И. Ю.
финал конкурса 2013 года

Маркуева Е. Д.
финал конкурса 2015 года

Труфанов Е. Е.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 


Правило «тройного комплимента»

Оксана Шарафутдинова учит детей видеть в людях хорошее, а в жизни — красивое

«За четыре этапа учительского конкурса я повстречала столько одержимых до сумасшествия своей профессией людей, что поняла, что и я другой жизни уже не приемлю», — говорит Оксана ШАРАФУТДИНОВА, учитель года Республики Башкортостан – 2013.

В отличие от многих сверстниц Оксана в детстве никогда не мечтала быть учительницей. Училась хорошо, даже отлично, многие школьные предметы любила, обожала читать книги, а потому и уроки русского языка и литературы предпочитала всем остальным. Но чтобы самой преподавать? Другие были мечты.

Позднее Оксана поняла, что влюбить в предмет мало, надо уметь преподнести его так, чтобы и ученики в нее влюбились, как влюбилась она когда-то в новую преподавательницу Альбину Юрьевну Андронову, перешедшую в уфимскую школу №31 из другого учебного заведения. Она не просто замечательная учительница — личность. Альбина Юрьевна и сейчас работает в гимназии №3 заместителем директора по научной работе.

Оксана хотела поступить, как и многие в девяностых годах, в престижные вузы, которые дают востребованные временем профессии. Она подала документы в торгово-экономический институт. И не поступила.

Не прошла и в финансово-экономический, там тоже был огромный конкурс.

Пошла учиться на секретаря-референта. Проходя учебную практику в управлении жилищно-коммунального хозяйства, она поняла, что бумажная, рутинная работа явно не для нее. Хотелось чего-то более интересного, творческого, разнообразного. Того, что давало бы пищу уму, душе, сердцу. Тут и вспомнились уроки любимой учительницы Альбины Юрьевны.

Учиться на филолога в университете решила, если говорить честно, не думая о будущей учительской профессии. Считала, что приобретенные в вузе знания пригодятся на любой работе. Тем более что в то время она работала на местном радио диктором. Подрабатывала, так сказать, к студенческой стипендии. Надо сказать, тембр голоса и дикция у нее всегда были — и сегодня остаются — безупречными, артистическими. Оксану Закиевну можно слушать и слушать — не надоест. Об этом многие говорят, как взрослые, так и дети.

Но как же все-таки она оказалась в школе? Обычно с радио и телевидения мало кто идет в такие хлопотные заведения. Получилось все как-то само собой. После третьего курса Оксана вышла замуж, родился сынишка, пришлось перейти на заочное отделение. После получения диплома вполне осознанно пришло решение преподавать. Сыграло роль и то обстоятельство, что жила она рядом со школой, это для кормящей матери отнюдь не маловажно. Помощницей в домашних делах была мама Нина Ивановна, которая сразу же уволилась с завода, где она всю жизнь проработала токарем, была передовой станочницей, имела множество наград за труд. Токарей не хватает повсюду, и хоть у матери подошел пенсионный срок, ее очень уговаривали остаться на заводе. И надо бы остаться, пенсии в те годы выдавали с задержкой, а зарплата в школе была невысока. Но решили на семейном совете, что отец, тоже станочник, и Оксанин муж сами постараются... Зато любимый Ян будет всегда под присмотром.

Оксане достались шестые классы. Да еще и классное руководство в 6-м «Е». Так много параллелей было в школе в те годы. И конечно, в ее классе оказалось немало «трудных» ребят. Хорошие ученики почему-то всегда оказываются в классах «А» и «Б».

Но Оксана Закиевна как-то сразу вошла в школьный ритм. Рутинную, но обязательную работу по проверке тетрадей научилась делать после уроков, задержавшись в опустевшей школе на час-два. С учениками нашла полное взаимопонимание. А вот с родителями...

Первое же родительское собрание шокировало ее. Домой вернулась в слезах.

Правило «трех комплиментов» она освоила позже, а вначале получила жестокий урок от родителей. Класс-то был трудный, проблемных детей немало, вот и начала разговор на собрании Оксана Закиевна с того, что перечислила все свои претензии к ученикам и родителям.

«Не учла, что любые сын или дочка для мам-пап  — самые лучшие дети. Дома они могут по-разному к ним относиться, могут и отругать, и даже поколотить «за дело», но от учителя хотят услышать только лестные характеристики, — вспоминает Оксана Закиевна. — Досадно, что в мое время меня не учили проведению родительских собраний. Хотя бы по психологии давали какие-то советы, как общаться со взрослыми».

Теперь таких казусов у опытной преподавательницы не бывает. И опыт, и авторитет работают на нее. О стиле преподавания Шарафутдиновой мне довелось поговорить со старшеклассниками. Разговор состоялся без нее, поэтому в искренности слов сомневаться не приходится.

«Оксана Закиевна преподает русский язык и литературу так, что хочется постоянно самосовершенствоваться, больше читать и самостоятельно размышлять о прочитанном, логически мыслить и рассуждать», — это слова Алины Вакиловой. «Уроки проходят интересно и увлекательно, она не учит нас, а беседует с нами обо всем и незаметно дает необходимые знания. Объясняет доступно и понятно, все сразу запоминается», — добавляет Вадим Горячев. «Уроки Оксаны Закиевны всегда оригинальны, не похожи один на другой. Мы не сидим и не слушаем пассивно, каждый старается высказать свое мнение, логично выстраивать свои суждения», — находит еще достоинства Данил Сайранов. «Она любит свой предмет и нас влюбила в литературу. Благодаря ее урокам мы расширяем свой словарный запас, не останавливаемся на достигнутом. Ее неоценимая помощь при подготовке к олимпиадам приводит многих к победам»,  — резюмирует Альбина Махмутьянова.

Оксана Закиевна подтверждает, что, действительно, литературу многие ученики любят, но сожалеет о том, что ЕГЭ по литературе не выбрал никто. Многие его побоялись, особенно третьей части. Хотя сама Шарафутдинова уверена, что большинство выпускников из двух ее одиннадцатых классов могли бы неплохо справиться. Зато в ЕГЭ по русскому языку результат неплохой, средний балл — 72. В одном классе более высокий показатель, в другом чуть ниже.

— Вы согласитесь с утверждением, что уровень грамотности школьников падает год от года? — спрашиваю Оксану Закиевну.

— Это результат того, что люди стали меньше читать. И еще в этом большая роль онлайн-общения. Молодежь, общаясь в соцсетях, сознательно делает ошибки, искажает слова, игнорирует правила правописания, чтобы быть в русле времени. Вот введут обязательное сочинение, тоже появятся проблемы. Уверена, что это будет совсем иной стандарт. Сочинение в том варианте, как писало наше поколение, уже невозможно представить. Шесть часов, пять-шесть страниц — это для нынешних выпускников неприемлемо. Нужен иной формат, иные требования. Ведь для сочинения, даже школьного, нужен особый талант или хотя бы способности, ими обладает далеко не каждый. Думаю, нас ждет еще немало разочарований в связи с этим.

Рассказывая о своем участии в конкурсах, Оксана Закиевна признается, что видела в них не соперничество с коллегами, а возможность узнавать новое. Она не скрывает восторгов: «Много интересных, творческих людей, замечательных презентаций, открытых уроков, запомнившихся мастер-классов. Все проходило на очень высоком уровне, эмоционально, с большим энтузиазмом». Но от участия в новых конкурсах отказывается категорически, объясняя это так:

— Не понимаю тех, кто выходит на такие соревнования во второй и даже в третий раз. Наверно, им это интересно, вносит в жизнь свежую струю. Мне же всегда хочется новых впечатлений, всегда стараюсь искать что-то новое, необычное.

Нынешним летом получилось так, что и искать не пришлось. В командировку в Крым, на курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы, ее и еще одну преподавательницу из Уфы — Наталью Григорьевну Наливайко — направила Ассоциация словесников России. Оксана Закиевна является руководителем регионального отделения ассоциации.

— Мы читали лекции для крымских, теперь уже российских, преподавателей, их школы с нового учебного года переходят на новые стандарты. Многое для них казалось сложным и непонятным. Узнав, что мы практики, а не кабинетные методисты, учителя задавали много вопросов. Так что называть наши занятия лекциями можно лишь с большой натяжкой, скорее это были практические занятия, беседы и ответы на вопросы.

Оксана Закиевна рассказывает, что к приехавшим относились с большой теплотой, уважением и доверием. Хотя Красногвардейский район — это не морское побережье, а глубокая степь, гости не ощущали дискомфорта. А к морю их потом свозили, дали возможность покупаться и позагорать несколько дней. Это было особенно приятно: многие, как и Шарафутдинова, впервые после длительного перерыва попали в эти края.

Июль прошел, а отпуск у Оксаны Закиевны практически только начался. Самое время поваляться с книгой, отдохнуть на дачном участке, заняться домашними заготовками. Так нет же. Опять нашлись занятия, связанные с новым увлечением. Не так давно лучший словесник Башкирии записалась на курсы живописи, открытые для желающих всех возрастов Фондом общественного развития.

Творческое начало всегда присутствовало в жизни моей героини. В детстве она училась в музыкальной школе на фортепиано. Ее записала туда мама. Оксане сначала нравилось заниматься, но потом интересы поменялись, и, не доучившись всего один год, она резко бросила музыку. Возможно, сказался переходный возраст, а может быть, повлияли недетские рассуждения: мол, великой пианисткой мне не быть, а оставаться посредственностью не хочу!

Но своего взрослеющего сына она все-таки убедила пойти в музыкальную школу, и Ян окончил ее по классу домры. Так что теперь они находят общий язык в разговорах о музыке, об искусстве.

— Не знаю, почему мама хотела, чтобы я научилась играть на пианино, — вспоминает Оксана Закиевна. — Меня в детстве больше привлекало рисование. Очень любила раскраски. Не могла оторваться от альбомов с репродукциями художников, до сих пор восторгаюсь картинами в музеях и на выставках. И в душе затаилось чувство какой-то нереализованной мечты. Хотя вышивка, которой я занимаюсь довольно давно, многое дает мне в плане психологической разгрузки, все же это не живопись.

Вот так и появились в жизни Шарафутдиновой курсы живописи. С гордостью показала домашним свой первый рисунок карандашом — гипсовую модель головы. Родные оценили. Это вдохновило на дальнейшие занятия. Оксана Закиевна мечтает освоить работу с масляными красками.

А мне портрет лучшей учительницы Башкортостана помогли дорисовать ее выпускники. Сергей Гай, выпускник 2008 года, экономист, сказал так об Оксане Закиевне:

— Она всегда призывала нас к творчеству, поощряла наши даже небольшие успехи в этом плане, приводила примеры из литературы о том, как искусство облагораживает человека. И еще она учила не бояться новых дел, считала, что стоит только сильно захотеть чего-либо, и все непременно получится. Так, я осуществил свою мечту, открыл в Краснодаре свое модельное агентство. Это дело мне очень нравится. И Оксана Закиевна одобрила его.

Альфия Науширванова, юрист, выпускница 2008 года, рассказала о том, как много на уроках литературы говорилось о неудовлетворенности обыденным, стремлении быть полезными обществу, о самостоятельности. «Оксана Закиевна убеждала каждого из нас искать свое дело, не подражать другим, уметь видеть в любом человеке лучшее. Мне это очень пригодилось в профессии юриста. Я всегда с благодарностью вспоминаю ее уроки».

У читателей наверняка может сложиться мнение, что у Шарафутдиновой все получается, что всем она довольна. Как бы не так! Ее огорчает, что она, влюбленная в свою профессию, не имеет преемников. Пока ни один из ее учеников не выбрал профессию педагога. Литературу обожают, к ней относятся с любовью и почтением, а становиться учителями не хотят. Говорят, дети теперь такие неуправляемые стали, никаких нервов с ними не хватит!

«Но ведь уходят из школы пожилые педагоги, и наше время придет когда-нибудь. Кто же детей учить будет?» — убеждает их Оксана Закиевна.

Но может быть, зря она тревожится? Добрые семена, которые заронила она и подобные ей педагоги, когда-нибудь все равно прорастут. Если не в учениках, то в их детях.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 31 от 5 августа 2014 года



Гущин Д. Д.