На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Не высоко, а рядом

Даже самых грустных учеников можно отогреть улыбкой

Когда Светлана Владимировна Хансеверова, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Республики Мордовия, вела свой самый первый в жизни урок, никто из учеников ее по отчеству не называл. Во-первых, потому что учительница сама была еще очень маленькая, даже до семи лет недотягивала, а во-вторых, первыми ее учениками были рассаженные в рядок куклы и мишки — ну много ли они наговорят? Это только уже года через два, когда Света сама пошла в школу и на своем опыте поняла, как это здорово — учиться, а особенно учить, в ее игрушечном классе появились настоящие ученики — родные и двоюродные браться и сестры.

— Сколько себя помню, — говорит Светлана Хансеверова, — всегда у меня и вокруг меня были какие-то тетради, журналы, а летом я просто «заучивала» братьев и сестер! Игра в школу была для меня самой любимой и интересной. И хотя в семье ни одного учителя не было, вопроса, кем быть, не возникало. Я всегда знала, что хочу работать в школе. Можно сказать, все получилось как-то само собой.

Уже в старших классах Светлана определилась, какой предмет будет преподавать: сама хорошо училась в математическом классе и очень любила свою учительницу математики Валентину Григорьевну Пугачеву, которую и сегодня считает сильным педагогом и прекрасным наставником. Валентина Григорьевна сейчас на пенсии, и Светлана рада каждой встрече с ней.

Имея по окончании школы отличное знание предмета, молодая выпускница без проблем поступила в Мордовский государственный университет имени Огарева на математический факультет. После университета сначала преподавала в межшкольном учебном комбинате, куда старшеклассники приходили на один день в неделю осваивать профессии, в том числе и лаборанта-программиста. А через год попросилась на работу в свою родную школу №8 Рузаевки — это второй по величине город в Республике Мордовия, второй после Саранска — столицы Мордовии.

Школа обычная, муниципальная, бюджетная, достаточно большая — около 800 учеников. В этом году набрали четыре первых класса, и в каждом за 25 учеников — детей стало заметно больше, учатся в две смены. Идут разговоры о необходимости пристройки, чтобы согласно требованиям новых ФГОС вести обучение в одну смену. Очень хочется верить, что так оно и будет — и пристройка, и новые классы с самым современным оборудованием, потому что именно такого светлого будущего достойна школа, которая с самого первого класса умеет вырастить лучшего учителя республики, победителя регионального конкурса «Учитель года»!

Но мало того что Светлана сама здесь училась и вот уже 9 лет работает, ее супруг также оканчивал школу №8, и теперь уже их дочка перешла в пятый класс и ни слова не хочет слышать ни о какой другой школе, хотя в микрорайоне есть учебное заведение поближе.

— Я очень люблю свой коллектив, — говорит учитель года – 2013 Республики Мордовия Светлана Хансеверова. — У нас хорошие педагоги и в начальной школе, и в старшем звене. Дочка все это тоже чувствует и даже мысли не допускает, чтобы учиться где-то еще. А сколько помогали мне мои коллеги, когда я участвовала в конкурсе! Все помогали: и директор Татьяна Викторовна Соколова, и ее заместители, и, конечно, родители моих учеников и сами дети! Но если родители и дети больше морально поддерживали, то мои коллеги — педагоги, завучи и даже директор — со мной ездили в Саранск на мои конкурсные выступления (благо от нашего города туда всего 17 километров). Приезжали, сидели и на уроках, и на методическом объединении, и на классных часах — на всех мероприятиях! Все отслеживали: где похвалят, а где и тихонько кулак покажут, чтобы больше о времени думала на уроке!.. Вообще-то сейчас уже некоторые детали забылись, потому что во время конкурса всегда на нервах была, но вот эту поддержку, общее настроение, понимание, что с тобой рядом твои самые искренние болельщики и помощники, я очень хорошо помню. Это очень помогало! И когда в Москве была — тоже, они мне все время и по телефону звонили, и по скайпу разговаривали — всегда поддерживали. А родные говорили так: «Мы еще, когда тебе семь лет было, знали, что станешь хорошим учителем и все у тебя получится!..» Хотя в Москве на всероссийском этапе морально было трудно. Нет, со стороны организаторов было все прекрасно! А трудно из-за того, что одна, своих рядом нет. Потом, конечно, сдружились с коллегами, и это общение очень много каждому дало. Жаль, сегодня получается встретиться только по скайпу или в переписке.

В своем конкурсном эссе Светлана Владимировна написала, что главное для педагога — быть рядом с воспитанниками. Понятно, что такое отношение предполагает большие затраты времени и душевных сил на школу, учеников. А как же семья, как распределить себя между школой, с одной стороны, и мужем и ребенком — с другой? Светлана говорит, что в этом никакого особого секрета нет, главное, не делить себя: вот это отдельно — семья, это — школа, это — дети. Хорошо, когда все вместе гармонично переплетается, например, ребенок ходит с мамой в одну и ту же школу, то есть всегда есть возможность лишнюю минутку увидеться и поговорить. Всех маминых воспитанников, а Светлана Владимировна кроме уроков математики еще ведет классное руководство теперь уже в девятом классе, дочка тоже знает. Муж в школе не работает, он инженер, но бывает здесь часто, и учеников видит, и их родителей, и со всеми коллегами супруги знаком.

— Мы все, — говорит Светлана Хансеверова, — очень дружим и живем проблемами нашей школы, мыслями о ней и стараемся, чтобы в ней было лучше. Поэтому я не могу сказать, что с восьми утра до двух дня у меня школа, а потом — всё, мои личные дела. Нет, у меня не так. И я в сложившейся ситуации этого неразделения, когда и школа, и семья, и коллеги, и отдых, и работа — все это рядом, во мне и вокруг меня, — очень хорошо себя чувствую! Мне в этой ситуации комфортно!

Больше того, она говорит, что ей комфортно даже дома вечером разговаривать с родителями после уроков. Кому-то это может показаться удивительным, знаю, что многие учителя свое вечернее личное время оберегают, а она говорит, что просто любит общаться со своими учениками и их родителями. Общаться и на уроках, и дома по телефону. Тем более что программа сегодня такая, что не каждый родитель в ней без учительской помощи разберется, а ребенку помогать надо. Потому и приходится устраивать вечерние консультации.

Спрашиваю, а насколько, по ее мнению, сегодня востребованы компьютерные технологии на уроках. Отвечает, что учителю-математику без компьютера нельзя, впрочем, как и вообще любому современному учителю, независимо от предмета. А вот насчет технологий на уроках — тут еще надо хорошенько подумать. Например, ученику они нужны не на каждом уроке, потому что иногда ребенку надо просто выйти к доске с мелом в руке и уметь в этой форме отработать тот или иной материал. Сама же Светлана Владимировна чаще всего использует компьютерные технологии при объяснении нового материала и на уроках геометрии, потому что именно этот предмет требует наглядности и объемного мышления, а с ними не у всех нас дело обстоит одинаково хорошо, не у всех воображение работает одинаково. Тут-то компьютер и помогает. И еще в работе классного руководителя, потому что в Интернете можно найти любые нужные материалы. Например, в этом году 10 лет трагическим событиям в Беслане, и, как говорит Светлана Владимировна, она бы хотела рассказать детям о том страшном 1 сентября, чтобы и они помнили и понимали, что беда вроде бы от нас далека, но в любой момент может оказаться рядом. И чтобы знали, что помощь приходит и зло наказывается. «Ведь очень хочется, — говорит Светлана Хансеверова, — чтобы дети наши не росли черствыми людьми, чтобы умели сопереживать, жалеть, а их сердца были открыты добру».

Выходит, как бы ни старались некоторые разделить обучение и воспитание, учитель все равно остается для своего ученика еще и воспитателем? По мнению Светланы Хансеверовой, эти два понятия неразрывны, так как воспитание нельзя прервать, нельзя закончить.

— Мы не можем учить, не воспитывая, — считает Светлана Владимировна. — Мы воспитываем и своим предметом, и даже своим разговором! Учитель-воспитатель — это обязательно. Конечно, и родители должны воспитывать, но все равно получается так, что ребенок большую часть дня проводит в школе, поэтому так велика роль и ответственность учителя. Хотя я ни в коем случае не снимаю ответственности с родителей, потому что моральные устои формируются в семье. Ребенок приходит к нам в семилетнем возрасте, а до этого у него уже есть характер, его воспитывали. К сожалению, иногда так, что учителю приходится нелегко. Но мы это стараемся преодолевать.

Я прошу свою собеседницу определить главные черты современного учителя, каким он должен быть, по ее мнению. Получается у нас следующее. На первом месте, как это необходимо любому нормальному человеку независимо от профессии, — порядочность. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными и достойными людьми, учитель первым должен подавать пример. Второй обязательный момент — честность. И перед собой, и перед своими учениками, потому что дети любую фальшь чувствуют очень глубоко. Еще необходима доброта, учитель обязательно должен быть добрым. И все это на фоне профессиональных знаний, потому что самосовершенствоваться необходимо постоянно.

Напоминаю Светлане, как в конкурсном эссе она написала, что учитель должен быть гуманистом, спрашиваю, в чем это проявляется в ее повседневной жизни. Она говорит, что, возможно, не сможет ответить на этот вопрос красиво, потому что все-таки больше математик, чем гуманитарий, тем не менее несколько принципов есть. Прежде всего надо строить отношения с детьми не с позиции «я наставник и я высоко, а вы должны мне внимать и всегда делать так, как я скажу, и я всегда права». Нет, это неприемлемо. Надо уважать позицию ребенка и всегда давать ему слово, давать возможность высказать свою точку зрения в любой ситуации. Наверное, поэтому в ее классе авторитарности нет, а обязательны, как она сама говорит, демократия и взаимное уважение детей к учителю и учителя к детям.

Хотя ситуации разные бывают, иногда спорные и конфликтные. Есть и дети из приемных семей, и находящиеся под опекой. Но главное в том, что все семьи хорошие! И никто из детей не выглядит на общем фоне ущербным, они не делятся по материальному признаку, не оскорбляют друг друга. «Да, они не все отличники, — говорит Светлана Владимировна, — но сами по себе дети отличные! Я вообще считаю, что стать хорошим учеником может не получиться, а вот стать хорошими людьми должны все. Я очень люблю своих детей, свой класс!»

И еще одно необходимое качество учителя мы оставили для завершения нашего разговора. Без этой малости, такой несерьезной, но такой важной и обязательной, ни один современный учитель просто не выживет! Он должен быть оптимистом. Это, по мнению Светланы, очень важно. А как иллюстрация случай из ее собственной жизни. В первый год работы педагогом ей дали класс от уже достаточно пожилой и суровой учительницы начальных классов. Она держала ребят в ежовых рукавицах, но дисциплина в классе все равно хромала. Через две недели учебы к Светлане Хансеверовой пришли родители ребятишек и рассказали, что им ответили дети на вопрос «Как там ваша новая классная руководительница?» Дети практически в один голос отвечали, что она очень хорошая и такая добрая, что даже улыбается!

— Меня тогда поразило, — рассказывает Светлана Владимировна, — насколько в наших детях развит этот стереотип строгого наставника с жестким взглядом. Я сама по себе такой человек, что, что бы ни случилось, я всегда улыбаюсь. И кстати, дети тем же стараются отвечать, даже если у них настроение не очень. Я считаю, что самых грустных из них учитель может попытаться отогреть своей улыбкой!

Я попросила Светлану Владимировну поделиться ее рецептом повышения стрессоустойчивости. Что и кто помогает восполнить постоянно отдаваемые детям и школе душевные и физические силы? «Рецепт» получился следующий. Во-первых, любящая и терпеливая семья, во-вторых, добрый пушистый кот, которого завели специально после семейного совета для снятия стресса. И с этим ласковая животина успешно справляется, встречая хозяйку фырчанием, натиранием туфель и дальнейшим лежанием на коленях и перед компьютером. А третий пункт — работа на своем садовом участке. В нынешнем году это было выращивание, помидоров, огурцов и разной зелени, а в планах на следующий год цветники, клумбы — в общем, наведение красоты.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 36 от 9 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.