На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Домашнее задание — раскрасить... стихи!

На ЕГЭ по математике полезно использовать русский язык

Ирине Филипповой на итоговой встрече 15 финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» довелось сидеть рядом с президентом. То, что место Владимира Путина по правую руку от нее, Ирина Анатольевна обнаружила в самый последний момент. Не скрывает, что волновалась. Конкурс в целом стал для нее большим испытанием. Но едва ли не больше самой учительницы переживали ее подопечные и друзья — ученики и учителя гимназии №4 Великого Новгорода, где Ирина Филиппова проработала без малого 20 лет. Все ежедневно следили за информациями в СМИ о ходе всероссийского этапа конкурса. Встречали в гимназии учительницу с почетом, а учащиеся 11-го «А», в котором Ирина Анатольевна классный руководитель, сочинили в ее честь поздравительную речь и нарисовали праздничную стенгазету.

Успех Ирины Филипповой был отмечен городскими и областными властями. Ведь новгородские педагоги не становились лауреатами самого престижного учительского конкурса довольно давно — с 2001 года.

Что позволило победить? Ирина Анатольевна утверждает, что сама она не ожидала выхода в финал конкурса. Говорит, что среди коллег, не вошедших в заветную пятнашку, было много высококлассных учителей, достойных занять педагогический олимп. Вообще при всей своей энергичности и лидерских качествах Филиппова, как мне кажется, человек очень скромный. Вот и об интереснейшем опыте интегрированных уроков «русский язык + математика», которые Филиппова разработала в паре с коллегой по гимназии Ириной Васильевой, я узнала случайно — рассказали в Новгородском институте развития образования. Осенью 2013 года я посмотрела в НИРО диск с записью уроков двух Ирин. И совсем не знала тогда, что скоро мне доведется побеседовать с обладательницей малого Малого хрустального пеликана-2013...



Как пересеклись две параллельные


— А знаете, я ведь могла бы стать и учителем математики, мне этот предмет тоже нравился, — делится со мной Ирина Филиппова. — Но выбрала в свое время филологию. Сыграли роль любовь к книгам и пример наставницы. Мне везет в жизни на хороших людей. Учительница литературы новгородской школы №25, в которой я училась, Людмила Григорьевна Шуба, приохотила нас к чтению. Она ознакомила меня в юности с той прежде запрещенной литературой, которая только появлялась тогда в так называемых толстых журналах. Мы, старшеклассники, читали очень много. Интересные и необычные авторы увлекали... Андрей Платонов, например, так и остался до сих пор одним из любимых моих писателей. В Новгородский педагогический институт я поступила легко. Учеба в институте оказалась тоже очень интересной, поскольку нам удалось застать преподавателей, составлявших гордость и славу филологического факультета НГПИ. И после окончания института мне снова повезло — директор новгородской школы №32 Мира Александровна Белова выбрала меня из трех претендентов на должность учителя русского языка и литературы. Я думаю, большую роль сыграло то, что она знала тех замечательных преподавателей, у которых я училась в школе. Позже школа №32 была преобразована в городскую гимназию №4. Здесь я и работаю с 1995 года.

Творческая атмосфера гимназии №4 позволяет Ирине Филипповой реализовать самые необычные проекты. Идея интегративных уроков с учителем математики Ириной Викторовной Васильевой родилась несколько лет назад, и с тех пор две Ирины в постоянном поиске. Всем известно, что дети-гуманитарии часто ссылаются на свою неспособность к математике и, наоборот, ученики, преуспевающие в точных науках, утверждают, что одолеть тонкости великого и могучего, но не подчиняющегося строгой логике русского языка им ну никак не под силу! Правда ли это — задумались Ирина Анатольевна и Ирина Викторовна. Или существует нечто общее между русским языком и математикой?

Формально провести интегрированные уроки такого рода довольно легко, считает Ирина Филиппова. Например, при изучении темы «Числительные» в шестом классе предложи задание ученикам описать числительные словами — вот тебе и интеграция! Но две Ирины поставили задачу шире — с помощью совместных уроков попробовать решить основные проблемы преподавания математики и русского языка.

Каждый учитель математики знает — причина неумения детей решать текстовые задачи часто лежит в невнимательном чтении, элементарном непонимании задания. Конечно, нужно учитывать, что текст задачи и художественное литературное произведение — вещи разные. Но в основе понимания обеих лежит умение правильно читать. Увы, по результатам международного сравнительного исследования PISA российские дети недостаточно хорошо умеют работать с текстами. Так может ли, например, учитель русского языка и литературы помочь коллеге научить детей правильно читать текстовые задачи?

«Может», — считает педагог Филиппова. На интегрированных уроках Ирина Анатольевна, например, разбирала с детьми текст, преобразующийся в математическую модель, из которой рождалась математическая задача. «Еще одна важная цель — приблизить задачи к жизни, — говорит Ирина Филиппова. — К сожалению, в учебниках математики предлагаются задачи, не интересные для детей. Поэтому мы придумали такой выход — сочинять тексты по фрагментам мультфильмов, сказок, даже журнальных статей, из которых потом рождались задачи. Опробовали и обратный прием — из задачи составить текст».

Удивительно, но оказалось — русский язык и литература способны даже помочь детям на ЕГЭ по математике! В программе по математике существует блок статистики. И предлагаемые в нем статистические задачи неинтересны и нежизненны, считает Ирина Филиппова. Выход был найден с помощью... цветописи. «Психологи говорят, что каждый звук ассоциируется у человека с определенным цветом, — объясняет Ирина Анатольевна. — Мы решили «раскрасить» таким образом с детьми стихи известных поэтов. Но для того чтобы это сделать, нужно произвести определенные действия по формулам, определенным именно статистикой. Получилось интересно. И дети говорили, что потом, когда им пришлось решать статистические задачи на ЕГЭ по математике, они моментально вспоминали, как и что они делали на примере стихов».

Две Ирины продолжают искать точки пересечения двух школьных предметов, которые, как кажется многим, существуют только в параллельных плоскостях. Кстати, вы видите в только что прочитанном предложении термины из геометрии или литературный прием? Задумывались ли вы, сколько на самом деле в математике и литературе одинаковых слов? «Корень», «гипербола», «параллелизм»... Оказывается, таких слов невероятно много, и этому факту Ирина Филиппова тоже уделяет внимание на интегрированных уроках.



С Интернетом надо бороться... Интернетом!


Проблем в преподавании собственно русского языка и литературы Ирина Филиппова тоже видит немало. Вот одна из ключевых — нежелание современных школьников читать. Со вздохом Ирина Анатольевна вспоминает собственную юность... Теперь и Интернет, и многочисленные книжные пособия-шпаргалки — мнимые друзья школьника, которые позволяют узнать содержание книги по верхам... Как же приучить читать нынешних детей?

«Я думаю, что это зависит от многих факторов, — размышляет Ирина Филиппова. — Но семья среди них точно стоит на первом месте. Если родители читают своим детям в детстве книги на ночь, то они тем самым и воспитывают любовь к книгам. Сейчас, к сожалению, многие дети оставлены на самостоятельное существование с телевизором и компьютером».

Вместо того чтобы бороться с непобедимой тысячеглавой гидрой — Интернетом — Ирина Филиппова решила использовать силу врага в своих педагогических целях. Как? Учительница специально просит детей... посмотреть дома в Интернете какой-нибудь модный фильм, якобы созданный по классической книге. Таких ведь появилось в последнее время немало. Например, «Анна Каренина» с Кирой Найтли в заглавной роли, сменившей за время фильма шестнадцать роскошнейших нарядов на худых плечах. «Преступление и наказание» в интерпретации Голливуда — с развязной Сонечкой Мармеладовой и трясущимся параноиком Раскольниковым... Британский «Евгений Онегин» — фильм, по характеристике Ирины Филипповой, создающий «достаточно жуткое представление о русской действительности».

Тот, кто внимательно читал роман Толстого, знает, что Анна Каренина была дамой полной и что «ее прелесть состояла именно в том, что она всегда выступала из своего туалета, что туалет никогда не мог быть виден на ней». Обсуждая в классе подобные несоответствия между книгой и фильмом, дети начинают видеть не только разницу во внешности героев, но и вникать в подробности их поступков и особенности характеров. А значит, цель учителя достигнута.



«Хочу еще раз прыгнуть с парашютом!»


Остается ли время на хобби у столь деятельного и творческого педагога? Ирина Филиппова пять лет занимается плаванием. На летних каникулах любит путешествовать — старается выбирать разные города и страны. Такому любимому занятию, как вышивка, увы, тоже удается выделить время только на каникулах. Нужно уделить внимание и любимому питомцу — американскому кокер-спаниелю Саншайну Рэгги, в домашнем кругу просто Сане. Саню, кстати, Ирина Анатольевна тоже воспитала победителем — он в свое время получил титул чемпиона России. В прошлом году Ирина Филиппова впервые в жизни совершила прыжок с парашютом — говорит, очень понравилось, будущей весной она собирается этот опыт повторить. «Дома у меня все хорошо, — говорит учительница. — Мне кажется, это очень важно. Можно что-то творить, придумывать только тогда, когда у тебя дома хороший, спокойный тыл. Не у всех учителей, к сожалению, есть семья и дети. В этом плане мне повезло. Поэтому, наверное, мне так легко в жизни».

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 06 от 11 февраля 2014 года



Гущин Д. Д.