На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Язык до Диккенса доведет

Ученики Елены Тарас могут спросить ее о чем угодно. Только на английском

Елена ТАРАС появилась на свет в семье педагогов в День учителя. Но уверена, что звезды тут ни при чем — свой жизненный путь она выбрала без их помощи.



День — время детское


Звоню Елене Николаевне вечером:

— Как погода?

— Да уже жить можно — 35 ниже нуля. Скоро вообще «лето» обещали -24! — хохочет она.

Елена Тарас, учитель белоярской школы №1 Сургутского района, не родилась, а стала в 2000-м, переехав из родной Украины. Она вообще считает, что человек делает себя сам. Профессию выбрала не благодаря, а вопреки... Наверное, потому что видела не только радость родителей от детских успехов — помнит и бесконечные тетрадки, над которыми они сидели ночами. Романтизма для мечты не хватало. А в восьмом классе в школу города Надворная, где училась Лена, пришла новая учительница английского языка Алла Павловна. И у примерной ученицы вдруг стали появляться в дневнике тройки. А поскольку с детства любимым афоризмом Лены были слова Анатоля Франса: «Жить — значит действовать», она взялась зубрить, выписывая по тридцать новых слов. Потом увлеклась, стала читать книги английских писателей на языке оригинала, сама себе их пересказывая. И даже думать научилась по-английски.

— Трудно было? — спрашиваю.

— Что вы! Интересно!

Елена Николаевна человек легкий: окружающим часто кажется, что ей само идет в руки то, над чем они безуспешно бьются. В Черновицком национальном университете ей пророчили большое лингвистическое будущее. Попасть в школу, что считалось уделом троечников, не грозило. И только на практике в гимназии после 4-го курса Лена поняла, что тоже хочет открывать для детей новый мир, зажигая желание его познавать.

На финале конкурса «Учитель года» она была зажигательна и искрометна, невозможно было поверить, что эта легкость далась тяжелым трудом. Причем не только ее, но и коллег.

— Не знаю, прочитала бы я такую массу полезного, если бы не конкурс, — говорит Елена Тарас. — Наверное, пожалела бы себя, поспала подольше. Но коллеги и родные поддерживали, надеялись, как подвести?

На маленькой кухоньке спит дочь — в 13 лет хочется своего пространства. В единственной комнате — 6-летний сын. А мама, не включая света, ставит на коленки ноутбук. Иногда сын просыпается, и, пока не начал ворчать, что она опять «где-то не с ними», Елена Николаевна легким движением руки изображает полное отсутствие компьютера. Ночь — время, которое принадлежит только ей. День — время детское.

— У вас по 6-7 уроков ежедневно, наверное, язык к вечеру заплетается? — ужасаюсь я.

— У меня — нет, — она опять смеется. — А у ребятишек бывает. Я же не одна говорю. Не терплю скуки на уроках. Но это не значит, что занятия превращаются в веселые представления и не несут того самого зерна знаний, рождаемого в деятельности, ради которого мы и приходим к детям. Мало насытить урок упражнениями. Важно предоставить возможность решать проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над путями их решения. Считаю, что одна из главных задач современного педагога — научить детей самостоятельно делать свой выбор, учиться находить истину, взаимодействовать с другими людьми, работая в группах и парах. Парты у нас в классе стоят буквой «п» — так легче общаться. Никогда не заставляю ребят заучивать готовые диалоги наизусть. Говорящий имеет выбор: что сказать и как об этом сказать. При дискуссии не может быть одного верного мнения, каждое мнение имеет право на существование. Учу своих учеников уважать мнение собеседника. Главное, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.



Все лучшее — детям


«Фокусы» Елена Тарас освоила еще в 1998 году, после университета. Однажды новенький вахтер школы не выдал ключи от кабинета: «Ученикам не полагается!» А ребятишки экспериментировали — подкладывали на стул кнопки. Елена Николаевна научилась смахивать колющие предметы в сумку так виртуозно, что разочарованные дети понять не могли: то ли были они, то ли нет? Она, впрочем, не сердилась — дети же! Даже за редкие невыученные уроки ругает больше себя.

— Наших детей сложно увлечь иностранным языком. Они не всегда понимают, зачем он им нужен. Говорят: «Все равно дальше Турции и Египта не ездим, а там персонал отелей и по-русски понимает». От нас зависит их желание учиться. Иногда дети просто боятся говорить, и нужно помочь им преодолеть страх. Но они должны понимать, что освоение любого предмета — это всегда преодоление себя. А говорить о проблемах с дисциплиной как-то даже и не совсем прилично: ведь мы, учителя английского языка, работаем только с половиной класса. Очень часто ребенок, сталкиваясь с первыми трудностями, опускает руки. В таком случае хорошего результата добиться действительно сложно, поэтому ученика обязательно нужно поддерживать. Многие говорят, что нужно любить детей. Но мне кажется, что любить всех детей невозможно. А вот относиться к ним с уважением, видеть в каждом личность просто необходимо. Если в школе создается ситуация успеха: давайте попробуем, давайте сделаем это вместе, давайте еще и еще раз проанализируем ошибки, то ребенок сможет освоить всё!

Елене Николаевне, по ее словам, очень повезло, она попала именно в такую школу, где учителя не только работают — живут для детей. Много лет в белоярской СОШ №1 существуют учительские театр и хор. Спектакль к Дню знаний ставят не ученики для педагогов, а педагоги для учеников! Так что она легко влилась в столь творческий коллектив. Перед уроками распевает с коллегами для настроения, на уроках — с учениками для раскрепощения. На занятиях использует различные приемы и методики, выбирая из них самое ценное: игровые действия, практическую направленность, творческий характер обучения. Самый любимый, пожалуй, метод проектов, поскольку он дает возможность сосредоточить внимание не на самом английском языке, а на проблеме, которую решают. И решают реально! Малыши, самостоятельно подготовив сценарий, регулярно участвуют в школьных концертах на английском языке. Результатом международного исследовательского проекта «Влияние родного языка (русского и итальянского) на изучение английского как иностранного» стала памятка для русских и итальянцев, общающихся между собой на английском языке. А групповой мини-проект «Увлечения подростков в поселках Белый Яр и Цеттель» подружил детей из сибирской глубинки с германскими сверстниками.



Сибирь — тоже заграница


Когда Елена Тарас объясняет, что к каждому ребенку нужен свой подход, даже педагогам трудно представить, насколько ее ученики разные. Она и сама не думала, что когда-то придется учить не только русскоговорящих детей английскому, но и иностранных русскому. Причем даже не англичан! Ее учениками оказались итальянец Лоренцо и вьетнамец Мин из Германии! Если для того, чтобы учить Мина, «достаточно» было вспомнить университетский немецкий и овладеть профессией преподавателя русского языка, то дабы разговорить Лоренцо, пришлось зубрить стихи Данте на итальянском! Елена Николаевна — волонтер фонда «Интеркультура» (AFS Россия), который занимается организацией международных обменов школьниками. За Уралом с ним пока работают лишь образовательные учреждения Ханты-Мансийского округа. Чтобы юный иностранец на несколько месяцев стал белоярским учеником, надо не только найти ему семью, но и взять на себя большую ответственность.

— Это очень полезно для наших ребят! — объясняет Елена Тарас. — Общение со сверстниками из других стран дает мощный стимул к изучению языка, создавая реальную ситуацию общения. У иностранных школьников, как правило, очень хороший разговорный английский. Видя, как они быстро и с удовольствием схватывают русский, ребята с большим удовольствием занимаются английским. Из живого общения узнают много нового о другой стране, культуре, традициях. Но есть еще более важное... Иностранцы приезжают к нам не всегда с лучшими представлениями о России. А тут они их меняют. Ребята видят, что своими усилиями могут сделать нашу страну предметом для подражания! Ведь самое главное в работе учителя даже не научить детей учиться. Цель работы — воспитание.

В школе зародилась новая традиция — день межкультурного диалога, который проводится совместно со старшеклассниками и их иностранными сверстниками. А вся белоярская СОШ №1 превратилась в интернациональное пространство. Названия учебных кабинетов и служебных помещений школы можно прочитать на русском и английском языках. На доске объявлений меняются фразы дня: обычно высказывания известных людей. Например, афоризм Махатмы Ганди: «Там, где есть любовь, есть жизнь». Малыши на переменках ненавязчиво повторяют два алфавита — буквы расположены прямо на ступеньках. А сам кабинет иностранного языка — частичка туманного Альбиона с меняющимися «экспозициями».

Воспитывает детей Елена Тарас тоже на английском. Она классный руководитель восьмиклашек, и на уроках те могут спрашивать о чем угодно, главное — по-английски. Правда, с родителями, к которым частенько приходится ходить в «гости», такая в школе традиция у классных, говорит все же на родном языке. Впрочем, не сомневаюсь: надо было бы освоить инопланетный для лучшего взаимопонимания, она бы это сделала.

— Если учитель не будет учиться, он и за детьми не успеет, он не будет интересен даже себе, — считает педагог. — Именно поэтому я с удовольствием участвовала в «Учителе года».

А фразой дня на всех турах конкурса «Учитель года» ей служила поговорка «Один в поле не воин». Своей главной удачей Елена Тарас считает работу в школе, затерянной в сибирских снегах. Поддержку коллег ощущала постоянно. А вот ученики всерьез опасались, что их любимого учителя заберут в Москву. Не понимают — забрать ее от них невозможно. Ведь когда Елену Николаевну спрашивают, почему не поменяет работу, которая отнимает столько сил, она отвечает: «Я довольна своей судьбой, ведь выбрала ее сама».

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 09 от 4 марта 2014 года



Гущин Д. Д.