На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Инструмент для счастья

Математика как способ стать успешным

Сколько себя помнит, Юля всегда мечтала стать учительницей. Ой, нет! Сначала она хотела быть балериной. Балет завораживал ее. Когда в программе телепередач был спектакль, Юля усаживалась перед телевизором прямо на пол. Глаза ее широко раскрывались, постепенно наполняясь слезами восторга перед удивительной четкостью и одновременно с этим какой-то невероятной нежной красотой и пластикой. Девочка поминутно вскакивала, чтобы повторить движения, но у нее ничего не получалось... Она вся сникала, но затем, встрепенувшись, пыталась снова и снова встать на цыпочки. Однажды эту картину увидела мама. Склонив голову набок, она весело рассмеялась: «Балерина ты моя!» Было это в классе первом или втором, сейчас Юлия Николаевна уже и не помнит точно. Помнит только, что мама отвела ее заниматься в танцевальный кружок.

«И правильно сделала, — говорит математик Путилина, упрямо вскинув голову. — Я научилась управлять телом, искренне выражать свои эмоции и открыто реагировать на эмоции других людей. А хорошему учителю эти качества, на мой взгляд, совершенно необходимы. Мне не нужно скрывать от детей ни того, что они меня огорчили, ни того, что я очень сержусь. И уж, разумеется, я всегда рада показать любому моему ученику, что именно меня восхищает в его симпатичном поступке или логичном, толковом ответе на уроке. Я вовсе не стремлюсь к тому, чтобы все мои дети непременно любили математику, экономику, информатику. Это невозможно! Но я хочу дать им в руки инструмент, который позволит каждому из них найти свое место в жизни».

Свое место в жизни пятиклассница Юля уже знала довольно твердо. Во всяком случае, всегда в приподнятом настроении, она рассаживала своих и подружкиных кукол друг за другом тремя ровными рядами и уверенным голосом, очень громко, с расстановкой и вместе с тем с какой-то ей самой непонятной и отчаянной радостью произносила: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Юлия Николаевна! Я ваша учительница!» Подружка, которая хотела стать врачом, в это время смирненько ждала, когда закончатся уроки и «учительница» приведет весь класс в ее медкабинет. Между прочим, так оно в дальнейшей жизни и случилось. Окончив школу, обе они приехали из своего маленького городка в огромный, как им тогда казалось, Челябинск. Подруга пошла в медицинский, а Юля, конечно же, в педагогический университет. Детские мечты ведь обязательно сбываются, если ты мечтаешь по-настоящему, если идешь навстречу мечте, упорно трудясь и не сдаваясь.

Кстати, сдавать все экзамены ей не пришлось: школу Юлия Путилина окончила с золотой медалью и ей надо было только подтвердить отличную оценку по математике. Правда, она поступила не на чистую математику, выбрала специальность «математика, экономика». Это было в 1995 году. Профессия «экономист» как раз стала самой престижной. Но математика-то влекла больше всего, а мама говорила: нужен кусок хлеба в доме. И мудрая Юлия нашла хорошую возможность и ее порадовать, и свои интересы учесть.

Училась студентка Юлия легко. Любой предмет ей давался. Однако и трудиться, по ее мнению, тоже было нелишним. Юля часами просиживала в библиотеке. Трудолюбивой была вся ее семья. Мама и папа всю свою рабочую жизнь станочники на литейно-механическом заводе, до сих пор главном предприятии Катав-Ивановска Челябинской области. Отца все уважали. Его портрет многие годы украшал городскую Доску почета. Очень важно для человека, какое у него было детство, какие люди его окружали. И юность студенческая — тоже особый жизненный период. Он тоже шлифует характер. Юля с подругой снимали комнату у одной бабушки, которая многому их научила. Она никогда не позволяла помогать ей! На кухне, на печи с кипятком управлялась просто заправски. Со всем в своей жизни: с любой проблемой, с любой болью или несправедливостью, например, человек должен справляться сам. Так говорила эта абсолютно незрячая, маленькая и по внешнему виду совсем слабая женщина. Однажды она прослушала по радио спектакль «Анна Каренина». Как же сильно она была возмущена поступком Анны: «Надо же! Броситься под поезд! Такая умная, красивая! И так не любила жизнь...» Юля запомнила эти ее маленькие уроки мужества и жизнелюбия навсегда.

Она всегда сама справляется со всеми своими трудностями. Когда подросла старшая дочка, Юлия попыталась устроить ее в детский сад. Увы, место для ребенка ей предложили только при условии, что она придет работать воспитателем. Так Юлия Николаевна, будучи обладателем красного диплома, мало того, поработав преподавателем математики и экономики в филиале престижного Московского инженерно-физического института в городе Трехгорном под Челябинском, стала рядовым воспитателем в своем родном Катав-Ивановске.

Юлия Николаевна сегодня с большим теплом вспоминает преподавательскую работу в высшей школе. Там она тоже многому научилась. Вообще это удивительное свойство: относиться к жизни как к чему-то такому, что учит тебя взаимодействовать с людьми. Большинство молодых нынче стараются не столько дать обществу, сколько взять, приспособить к себе. Она же всегда училась отдавать. И довольно скоро поняла, что это и есть главное умение. Ведь мы друг от друга зависим — хотим это или нет, но это так! Юлия работала с утра до позднего вечера, занятия с вечерниками заканчивались не раньше десяти. Она приходила в свое общежитие и мгновенно засыпала, а в три ночи, невероятным усилием воли разрывая тяжелую усталость, поднимала себя, чтобы успеть подготовиться к утренним лекциям. Платили за такую работу гроши. Но разве можно было думать о деньгах, когда тебя ждут студенты? Когда ты понимаешь, что чем больше знаешь ты, тем больше получат они. Вот потому-то профессию учителя и называют благородной, что она подвигает человека отдавать. Студенты, даже взрослые вечерники, относились к ней с огромным уважением. Даже приглашали перейти к ним на работу экономистом. А она-то боялась читать лекции: у них же такой опыт, чему она сможет их научить? Все-таки научила! Не только благородная, но и благодарная все же профессия.

Надо сказать, из Трехгорного она уехала сама. Решила поначалу вообще оставить преподавательскую работу. Сейчас и сама не знает почему. Возможно, просто немного устала, она была совсем молодой, растила свою маленькую дочку. Потом Юлия Николаевна, конечно же, вернулась в профессию! Ну кто бы сомневался, ведь учительство — это диагноз. По личным причинам она вернулась сначала в родной город, а потом и в родную школу. «Но детский сад мне тоже многое дал в профессиональном смысле», — говорит Путилина, продолжая рассказывать, что она всю жизнь учится. Она впервые почувствовала себя человеком, который не только преподает, но и воспитывает. Двадцать гавриков (у которых, как известно, в груди вечный двигатель) надо организовать, заинтересовать. Это с одной стороны. А с другой — погладить по головке, приласкать, выслушать их наиважнейшие и трудно облекаемые в слова мысли. А при этом еще и многому научить — ох как это непросто! Она справилась. И даже сегодня, спустя немало лет, очень этим гордится. Научилась терпению и материнской мудрости.

«Я не только в вузе и детском саду училась профессии,— продолжает Юлия Николаевна. — Работала и в профессиональном училище. И знаете, что я поняла? Школа ребенку друг. Знания — это, разумеется, в первую очередь. Но учитель не элементарный передатчик. Он личность, которая дает уроки жизни. Он педагог. И непременно любящий, понимающий, внимательный». Надо или нет заглядывать каждому ученику в глаза? И есть ли на это время у чрезвычайно занятого учителя? Для Путилиной это странные вопросы. Если ты всей своей сутью настроен на свою работу, на своих учеников, то обязательно увидишь, почувствуешь душой, что с кем-то из них сегодня что-то не так. Однажды она краешком сердца ощутила, что Таня (имя изменено) как-то необычно тиха. Все вроде как всегда: и слушает, и сидит на уроке как обычно. В конце занятий Путилина поговорила с Таниной подружкой. «Так ее вчера отец отлупасил, — ответила та, пожав плечами, — он же вообще алкаш». В этот же день Путилина отправилась в милицию, а самой Тане рассказала про ту слепую бабушку, у которой она снимала комнату в студенчестве. И про то, что жизнь, какой бы она ни казалась, достойна того, чтобы мы любили ее.

«Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать своих воспитанников» — эти слова Василия Ключевского стали девизом профессиональной жизни математика Путилиной. Свою педагогическую задачу Юлия Николаевна видит в том, чтобы ученики, вооружившись знаниями, которые она щедро отдает на всех своих уроках, научились главному: выстраивать свою жизнь правильно. Чтобы были они привержены благородству и уважали труд. Чтобы научились управлять судьбой. Чтобы смотрели на реальность с разных ракурсов. Не боялись трудностей. Чтобы точно знали, что собственное счастье — это важно, но расставленные по жизни локти мешают другим. Чтобы так же, как она, умели, образно говоря, вставать в три часа ночи с одной лишь целью: приготовить свои ум и душу для людей.

«Моя задача, — сказала на областном конкурсе «Учитель года – 2013» победитель Юлия Путилина, — дать в руки детей инструменты, с помощью которых они будут успешными в жизни».

Она повторила эти слова и на конкурсе в Москве.

Светлана Царегородцева, «Учительская газета», № 37 от 16 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.