На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


В ритме класса

Когда видишь учеников, волнение исчезает

Математик Нелли МАРГИЕВА ловко и стремительно перемещается между партами от одного ученика к другому. В манерах ни намека на степенность и важность, поэтому ее, одетую просто и строго — белый верх, черный низ, саму легко спутать со школьницей. Особенно если урок идет в старших классах. У Нелли Александровны уже взрослая дочь, но она до сих пор остается в классе своей. Даже нередко просит ребят научить ее чему-нибудь полезному, ведь они столько всего знают. И они охотно соглашаются на роль наставников, ведь так легко общаться и расти вместе с тем, кто считает тебя равным. Пожалуй, в этом и кроется обаяние и секрет высокого профессионализма участницы Всероссийского конкурса «Учитель года – 2013» из Республики Северная Осетия — Алания.



Справедливость, а не жесткость


Школа как магнит притягивала Нелли Маргиеву с самого детства. За плечами не было ни педагогической династии, ни альтруистически настроенных советчиков, ни вдохновенных книжек о трудном, но интересном пути учителя, перед глазами была сама школа и простое, по-детски безапелляционное желание идти в педагогику. Еще будучи ученицей школы №6 города Владикавказа, она знала, что хочет остаться здесь и в качестве преподавателя. Поначалу было не важно, какого предмета, лишь бы учить и общаться с детьми так же умело, как это делали ее собственные педагоги. Правда, родители не разделяли радужных надежд дочери. Они трезво смотрели на жизнь и хотели, чтобы она стала инженером. А она хотела учиться учить, и, если удастся, даже в МГУ имени М.В.Ломоносова. Но решилась на компромисс, не обидев родителей и частично осуществив свою мечту, поступила в Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, чтобы заниматься математикой, которая ей хорошо давалась.

Точно так же и дочь Нелли Александровны, мечтавшей когда-то учиться в Москве, попробовала свои силы на вступительных экзаменах в главном университете страны... Но ведь так хотела мама, а у Зарины есть своя мечта — Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова. В прошлом году она осуществилась. Видимо, это семейная черта Маргиевых — с уверенностью идти к своей цели, но уважать и мнение старших.

Уютная и добрая атмосфера всегда окружает Нелли Александровну. Она умеет создавать ситуацию психологического комфорта, и ее уважительное, равное отношение к каждому привлекает людей. И с преподавателями в университете ей повезло — это были высококлассные профессионалы, которые со временем стали добрыми коллегами, и ученики не перестают радовать. Многие из них олимпиадники республиканского уровня, которые сегодня уже уверенно идут к большой научной карьере в математике. Двое являются студентами факультета механико-математического моделирования Новосибирского государственного университета.

Вообще трудно было оставить собственную кузницу талантов, но пришлось ехать на конкурс. 11-й класс, октябрь — все уже раскачались, вошли в учебную колею, надо готовиться к экзаменам, но они всё понимают. Даже, наверное, больше переживали за то, как она выступит, чем за то, что у них выпадет целая неделя.

На уроке она не бывает жесткой. Скорее справедливой. И если поначалу строгий учитель может вызывать страх, то к выпускному классу ребята начинают это ценить. На очередном родительском собрании 6-го класса, которым руководит Нелли Александровна, некоторые мамы и папы сказали, что дети ее побаиваются. В хорошем смысле. Уж очень усердно готовятся к уроку, чтобы не разочаровать.

Тех, кто не потеряет этот азарт, справедливо считает Нелли Маргиева, к 11-му классу останется лишь два-три человека, но это будут по-настоящему творческие математики. И пусть, остальные же одарены в других сферах: кто-то пишет стихи, кто-то увлечен биологией. А это уже повод использовать на уроке смежные дисциплины. Тогда и будущий литературовед, и биолог не почувствуют себя на обочине знаний.

И действительно, почему бы не предложить классу вычислить площадь знаменитого «Черного квадрата» Малевича? Но ведь в искусстве много и более сложных фигур. А если попробовать рассчитать их параметры? Тот, кто не откажется принять этот вызов, в итоге узнает, что формула площади криволинейной трапеции — ключ к множеству «дверей». Так искусство помогает глубже и яснее понять предмет математики.

Впрочем, не всегда все дается играючи. На конкурсе, когда волнение бьет через край, подвести может любая мелочь. Особенно обидно, когда вмешиваются обстоятельства, не зависящие от участника. Каждый учитель знает, что техника любит родную руку, и это понимаешь острее всего, когда во время конкурсного урока чужая мультимедийная доска неохотно отзывается на прикосновение пальцев. Координаты точки на оси никак не хотят становиться куда нужно, но педагогическое мастерство берет верх, и дети уже забыли о неудаче с доской: сила их воображения и воображения учителя уже строит нужный им график...



Соперничать с мечтой


В свои шестнадцать Нелли Александровна оказалась не менее дальновидной, чем ее родители. Математика дала ей настолько широкий кругозор и твердые знания, что позволяла надеяться не только на педагогическое будущее. Она окончила вуз как раз в тот момент, когда в школе все было совсем плохо, особенно с зарплатами. Пришлось искать работу в другом месте. Так что в школу Нелли Маргиева пришла с остановкой в отделе кадров крупного завода. Должность, конечно, была руководящая, но разве может что-то соперничать с мечтой или, если хотите, с предназначением?

Казалось, она пришла туда случайно: один класс буквально в начале учебного года остался без учителя. Было жаль детей, да и нагрузка как раз по силам. Она просто решила помочь и проработала четыре месяца до декретного отпуска. Может быть, на этом вся педагогика и завершилась бы, но завуч школы настойчиво звала молодую маму обратно. Первым классом для Нелли Александровны стал пятый. Ребята настолько полюбили свою молодую учительницу, что в ожидании даже выстраивались в почетную линейку. Через год Нелли Маргиевой дали еще один класс. А на следующий — еще один и классное руководство.

Когда ее дочь училась в 8-м классе, наступила не любимая многими учителями пора — преподавание в коллективе собственного ребенка. Правда, этот опыт неожиданно обернулся положительным образом. Кто, как не собственная дочь, если у вас доверительные отношения, может стать главным ценителем и критиком? Главное — взаимное уважение. В таких условиях Зарине всегда было легко оценить работу мамы трезво и беспристрастно и без страха сказать ей, где по ходу урока она волновалась, где была менее убедительна, чем обычно, а что давалось лучше всего. Даже перед конкурсом «Учитель года» именно она смотрела, как мама готовится, и давала советы.

Правда, как признается Нелли Александровна, к конкурсу она готовилась без какой-то особой программы. Решила, что обязательно нужно посмотреть видеоматериалы прошлых лет. Было интересно наблюдать, как подают себя участники. Перед жюри уже некогда будет обдумывать эту стратегию, надо будет справляться со своими нервами. Впрочем, самое главное — представить, что ты на обычном уроке. В классе у Нелли Маргиевой уже не бывает проблем: она видит детей, и волнение проходит.

Хотя, казалось бы, зачем волноваться? В профессиональных конкурсах она участвует не впервые. Это было уместно в 2002 году, когда на республиканском уровне удалось пройти лишь в первый тур, здесь волнение, видимо, сыграло свою внушительную роль. А в 2009-м пошла на конкурс уже со стремлением побеждать и стала лауреатом. В прошлом году участвовала в ПНПО, получила высший балл и неплохой грант к Дню учителя. Кроме того, оказалось, что у конкурса новые правила: тот, у кого высший балл, считается учителем года республики. Это было неожиданно. Так что пришлось готовить дочь к поступлению в вуз и самой готовиться к не менее важному событию.



Незвездный статус


Быть на одной волне с детьми, постоянно находиться с ними в одном пространстве — новичку в Республиканском физико-математическом лицее-интернате города Владикавказа, где работает Нелли Маргиева, это покажется поначалу вынужденной мерой. Ведь здесь нет учительской как таковой. Бывают моменты, когда все-таки хочется уединиться на этом островке учительства, но понимаешь, что спрятаться от своих подопечных уже просто морально невозможно.

Конечно, поток энергии, исходящий от современной молодежи, захлестывает, но надо как-то стараться идти в ногу с ней, если хочешь остаться в профессии. Как? Нелли Маргиевой кажется, что надо просто не стесняться и признаваться и себе, и им, что чего-то не знаешь. Педагог ведь не истина в последней инстанции. По крайней мере себя она не относит к учителям, которые знают предмет от и до, скорее к тем, кто каждый день учится и узнает новое. Это, пожалуй, единственный способ стать единомышленниками — узнать о слабых сторонах друг друга и скомпенсировать их. Сегодня учитель попросит учеников помочь, быть может, идя на безобидную хитрость, а завтра дети уже запросто прибегают со своими вопросами... А у кого-то появляется и дух соперничества, ведь превзойти своего учителя здорово! Особенно если он разрешает.

Правда, такая педагогика в стиле товарищеского соперничества — спорт для молодых. Наверное, поэтому Нелли Александровна почти серьезно говорит своим младшим коллегам: «Если задержусь в школе, провожайте меня на пенсию!» В пожилом возрасте надо заниматься наставничеством. Впрочем, она работает в молодой школе. Средний возраст педагогов здесь 40 лет. Так что учится передавать свой опыт уже сейчас. Недавно удалось подготовить лауреата премии «Педагогический дебют».

Нелли Маргиева уже делится опытом с молодыми специалистами, но способности непосредственно общаться с учениками не теряет. Когда возникла потребность подготовить к конкурсу видеоролик, позвонила одному выпускнику в Санкт-Петербург. Он не отказал и научил свою учительницу математики этой премудрости. Другие ребята подсказали, как сделать сайт. Именно подсказали технологию, а не выдали необходимый продукт. Готовых решений и подтасовок Нелли Маргиева не приемлет, чему старается учить и своих ребят.

Хотя они и сами это знают. Молодежь сегодня не плохая, пусть об этом порой и говорят некоторые педагоги. Просто в силу своего возраста они скрывают, что им не чужды сентиментальность, искренность, бескорыстная доброта. Они очень хорошие, а все остальное пройдет, это юношеский протест. И Нелли Александровна в открытую рассказывает, как ее саму выгоняли с уроков за плохое поведение...

В юности важное может казаться мелким и незначительным, а сам чувствуешь себя едва ли не звездой, талантливым и сверходаренным. Нелли Александровна признается, что поначалу педагогика казалась ей легкой игрой. Учить ребят, которые во многом были еще близки и по возрасту, и по образу мысли, было гораздо проще, чем сейчас. С опытом приходят сомнения, встают профессиональные вопросы, на которые не находится прямого ответа.

Тогда было даже легче выступать на конкурсах. Правда, всю тяжесть положения и робость детей, о которой они нередко рассказывают после научных конференций, Нелли Александровна почувствовала, лишь оказавшись перед жюри на этапе конкурса «Методическое объединение». Самой пришлось вновь отвечать у доски.

Со временем понимаешь, что звезды только на небе. Триумфа или какого-то величия оттого, что попала на конкурс, Нелли Маргиева не ощущает. Для нормального педагога, пусть и оказавшегося в числе участников всероссийского этапа «Учителя года», главную роль играет то профессиональное общение, которое он дает. Обычно в своей школе учитель почти отгорожен от внешнего мира, а здесь идет живой обмен мнениями, рождаются идеи, приходит в конце концов вдохновение.

нна Данилина, «Учительская газета», № 13 от 1 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.