На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Театр одного актера

Педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует ребенка

Романтик, поэт, джентльмен. Так назвал себя Андрей Владимирович ЛИДЖИЕВ, учитель года – 2013 Республики Калмыкия, в своей поэтической «визитке». В шутку, но его коллеги из Хар-Булукской средней школы юмор не оценили. Что тут смешного? Сплошная объективная реальность.



Университеты судьбы


Коллеги к характеристике Андрея Владимировича добавили не в рифму — «добрый и понимающий». Это и есть самые важные качества педагога, как понял молодой специалист в Хар-Булукской школе, где почти девизом стали слова: «Плохих детей не бывает — бывают плохие учителя». Андрей Лиджиев ни на миг не пожалел, что приехал работать в село. Сразу после университета, только не Калмыцкого государственного, где получил специальность филолога, а жизненного. Перед обладателем красного диплома были распахнуты двери школ Элисты, но Андрей Владимирович не решился зайти ни в одну. Все ему казалось, что еще недостаточно мудр. Обмануть можно кого угодно, но только не ребенка, по мнению Лиджиева. Если учитель неинтересен, ребенок может быть вежлив и послушен, но никогда не станет близок ему душой. Фраза «дети — наше будущее» ему не кажется банальной. Для романтика это аксиома. Он искренне верит, что от сегодняшней работы учителя зависит завтрашний день — будет ли он светлым, честным, справедливым.

Та же романтика заставила его вернуться на избранный в детстве путь — еще в начальной школе, слушая мягкий голос учительницы, он мечтал оказаться на ее месте. Поработал строителем, менеджером, кассиром... И понял, что пора. Пора взрослеть, а значит, строить дом, сажать деревья и растить детей. Андрей Владимирович попросился в Целинный район — в Хар-Булукской школе нужно было преподавать не только русский, но и калмыцкий язык.

— Не надо стонать о забвении родной культуры и языка, — считает он. — Каждый человек в ответе за свою нацию. Нужно начинать с себя, отвечать за свои слова и поступки, говорить на родном языке, уважать свой народ.

К калмыцкому Лиджиев относится с трепетом — он не так велик, как русский, но не менее могуч, язык его предков-богатырей. Первый свой урок в 9-м классе Андрей Владимирович помнит смутно: сильно кружилась голова, и к горлу подкатывал комок — сказывалась бессонная ночь. Даже перед госэкзаменами так не волновался: нужно было вспомнить всю университетскую и жизненную науку. В школе, впрочем, ему тут же бросились помогать, но он-то хотел сам! Уже потом, когда дети стали ему не только учениками, но и младшими товарищами, рассказали — урок был интересным, только трясущиеся руки выдавали. Мальчики и девочки нынче совсем не те, каких помнил Андрей из детства. Он любит читать, томик Лермонтова и сейчас для него лучший отдых. Дети нового века не романтики, они более рациональны. Им непонятно, зачем мечется по свету Печорин, умный и красивый, чего вполне достаточно, по их мнению, для того чтобы сделать карьеру. Им трудно объяснить, чего не хватает Катерине в темном, но сытом и обеспеченном царстве. Они не очень любят читать и на уроки литературы поначалу ходили, как в театр одного актера — Лиджиева. Тяжелый роман «Преступление и наказание», а если попробовать сыграть в детективов? Для этого придется еще «вспомнить» историю Петербурга, а от нее протянуть ниточку к родной Калмыкии. А если представить Владимира Дубровского начинающим предпринимателем, а Машу Троекурову — девушкой из семьи чиновника?

Классика — это большая работа души, и детям трудно постигнуть всю ее мудрость, считает Андрей Владимирович. Но они могут ощутить ее с помощью учителя. Поэтому он старается, чтобы «живые мысли» отложились не столько в головах, сколько в сердцах: когда-нибудь, став старше, ребята захотят перелистать великие страницы. Он открывает ученикам связь там, где она незаметна, и им становится интересно — и пятиклашки, и завтрашние выпускники вовлекаются в игру.



Искать и стремиться


Теперь Андрей Владимирович может объяснить им на собственном примере: человек, любящий читать, всегда сумеет найти свое место в жизни. Потому что способен понять другого, а главное — себя. Он старается показать ребятам, что литература не столько расширяет сознание, сколько поднимает его ввысь, заставляя искать и стремиться. Его ребята с удовольствием стали участвовать в конкурсе чтецов «Живая классика», писать исследования про мир Гоголя и изучать историю строительства железной дороги, стучащей под окнами. Вместе с учителем они придумали социальный проект, направленный на возрождение и сохранение калмыцкого языка, главное в котором — напоминание взрослым о своих корнях.

— Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как происходит его становление, — говорит Андрей Владимирович. — Сейчас, когда произошла переориентация образования на компетентностный подход, учитель перестает быть источником знаний. Это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, его способность передавать ученикам лишь духовные ценности, которые исповедует сам.

По мнению Лиджиева, главная проблема в преподавании русского языка и литературы сегодня заключается как раз в том, что школьное обучение часто сводится к подготовке грамотного ученика в узком понимании этого термина, то есть ограничивается натаскиванием в овладении орфографическими навыками и умениями. Андрей Лиджиев хочет воспитать в детях чуткость, отзывчивость, порядочность, научить думать, принимать решения, научить учиться, а потому ищет другие методы. Особое место в его педагогической деятельности занимает «педагогическое творчество».

— Ничего особенного. Просто испытываю уже проверенное другими, но применительно к условиям своей школы, своего класса, каждого ребенка в отдельности. Стараюсь тщательно «просеивать» то, что наработано наукой.

Из разных технологий — проектной, информационной, формирования критического мышления, проблемного преподавания — он выбрал лучшее. Эти такие разные элементы включает в уроки, всегда соблюдая четыре основных принципа: диалога, сотрудничества, сотворчества и личного примера.

— Важно учить ребят собирать материал для своего описания, рассуждения из непосредственных наблюдений за предметами, явлениями. Это помогает сформировать у них внимание к окружающему, наблюдательность, стремление проникнуть в сущность явления, оценить увиденное, прочитанное, услышанное. Поэтому провожу межпредметные линии с историей, музыкой, географией. Стараюсь применять нетрадиционные формы: урок-игра, урок-конференция, урок-исследование.

Не проработав и трех лет в школе, Лиджиев успел подготовить несколько участников районных олимпиад по русскому языку и литературе. Наверное, если бы он был один, получилось бы не все из задуманного. Но ему помогали коллеги.

— Главная проблема молодого учителя — все знает, ничего не умеет, многого боится. Тут слово старшего коллеги, сказанное вовремя, очень нужно. Я благодарен своей школе, что она не оставила меня «наедине со всеми».

Именно коллектив педагогов порекомендовал Лиджиева в руководители районного клуба молодых учителей «Постижение». Так же дружно школа болела за Андрея Владимировича на конкурсе «Учитель года», узнав, что он выдвинул свою кандидатуру. Не удивились, что выдвинул, удивились, что сами не предложили. Андрей Владимирович, кстати, был единственным филологом мужского пола, принявшим участие в областном конкурсе.



Школа на краю земли


А ребята восприняли его победу на региональном туре как должное — он же им давно объяснил, что нельзя стоять на месте, нужно стремиться выше, дальше... В первый же год работы Лиджиеву доверили классное руководство, и он начал подбирать ключики к сердцам своих восьмерых шестиклашек. Записался в секцию, прежде спортом не особенно увлекаясь. Но мальчики, которых было в классе шестеро, оказались заядлыми волейболистами. Пришлось осваивать искусство владения мячом — чтобы им было легче освоить искусство владения словом. Еще поначалу они спрашивали, почему учитель выбрал такую «женскую» специальность. А когда вернулся с победой, хором проскандировали Андрею Владимировичу строчки из его же шуточного стихотворения:

Нет повести прекрасней в мире,

Чем повесть об учителе-мужчине!

Андрей Владимирович говорит о своих ребятах с восхищением и... тоской. Он по-прежнему в курсе их дел, но поговорить с каждым может теперь только по Интернету. Он всегда считал, что профессия учителя уникальна: вне времени, моды и географии. Сейчас у него, на краю географии, совсем другое время, чем в родной Калмыкии, и очень «теплая» мода. Впрочем, романтик уже немножко обвыкся на Чукотке. Еще немного удивляется тому, что красную рыбу берут не в магазине, а в море. Но уже интересуется, как погода «на материке», и хвастает, что у них нынче теплая осень: сентябрь, а метелей до сих пор нет! Лиджиев почти полгода работает директором начальной школы — детсада в поселке Нутэпэльмен, который с чукотского так и переводится — «край земли», и ведет уроки в первом классе: 17 учеников, 20 детсадовцев. Изменилось все. И ничего... Малышам он читает сказки, рассказывая, в какие необъятные дали фантазии могут завести книги. С каждым педагогом, так же как с каждым ребенком, находит общий язык, стараясь не перейти грань от доброты к панибратству. Родителям читает стихи по-калмыцки на сельских праздниках «День охотника» и «День рыбака», надеясь, что и они вспомнят свой родной, чукотский...

Маленький сынишка поэта, уже выучивший слово «папа» на двух языках, тренируется произносить его на третьем. Теперь задача Андрея Владимировича — «построить» два дома. Тот, в котором живет молодая семья Лиджиевых, нужно сделать родным для себя. А школу — родной для всего поселка.

— А дети, — спрашиваю я, — дети там другие?

— Дети везде одинаковые, — смеется Андрей Владимирович. — Одинаково замечательные.

— Да ну, — я не верю. — Ну разве можно любить всех детей? За что?

— За что их можно любить? — Не понимает он вопроса. — Да за то, что они есть...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 38 от 23 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.