На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Широкова И. П.
финал конкурса 2009 года

Преловская  О. В.
финал конкурса 2009 года

Мунхоев А. Д.
финал конкурса 2008 года

Диденко В. В.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Спецназ для физиков

Ольга Красильникова не дает послабления

Физик Ольга Красильникова, учитель года Архангельской области – 2013, — наследница династии более чем с 200-летним педагогическим стажем. Ее бабушка, выпускница Смольного института благородных девиц, после революции занималась ликвидацией безграмотности. Другая бабушка была директором школы. Дед заведовал кафедрой физики в медицинском институте. Физиками были и родители Ольги Игоревны. Очевидно, что в небесной канцелярии будущее ее предрешили задолго до рождения. Хотя сама Ольга Красильникова с этим наверняка не согласится. Она-то убеждена, что мы, и только мы, хозяева своей судьбы.



Не казаться, а быть


О том, что Москва слезам не верит, говорят только те, кто никогда не был в Архангельске. Вот уж где нет места пустым сантиментам, так это в суровом поморском краю. Упорный труд без жалости к себе исстари был здесь единственным способом выжить и преуспеть. Трудолюбивый и несгибаемый народ живет в разных уголках земли, однако Ломоносова подарили России именно эти пределы... Ольга Красильникова, хотя предки ее родом из Пскова и Вятки, истинная дочь Белого моря. Она строга, немногословна и вовсе не спешит открыться первому встречному. Ее внимание надо заслужить, и это непросто. Но тем интереснее, ведь известно, что шкатулки с секретом, закрытые хитроумным замком-шифром, как правило, скрывают чудеса...

Первое, что поражает в ней — ее прямота, граничащая с жесткостью. Она не пытается казаться лучше, чем есть на самом деле. Нет, не так. Она вообще не пытается казаться или быть кем-то другим. Если уж говорит, можно быть уверенным — думает то же самое, никаких намеков, двусмысленностей, вокруг да около. Впервые вижу, чтобы на конкурсе, который, как ни крути, все же игра, спектакль, а местами, если хотите, даже маскарад, кто-то из участников так спокойно говорил:

— Я учениками мало кого называю. Обучающихся много — 90 человек каждый год выпускаю, а тех, кого по-настоящему считаю учениками, — единицы. Это очень близкие люди, которые не только предмету у меня научились, но разделяют мою жизненную философию, существуют со мной на одной волне. Разве из них можно составить толпу?

Тем не менее, где бы она ни работала (а сейчас это архангельская гимназия №3), многие, особенно «профильные» старшеклассники, конечно же, идут именно на нее. Знают, что будет трудно, до пота и мозолей, а все равно идут. Потому что уроки Ольги Красильниковой — это практически стопроцентная гарантия высоких баллов ЕГЭ и поступления в лучшие университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Пять-шесть человек из одного выпуска, из года в год попадающие, например, в знаменитый Московский физико-технический институт, — это если и не закономерность, то уж точно тенденция. Каждое лето случаются стобалльники — а вот это уже норма: воспитанники Ольги Красильниковой в среднем сдают ЕГЭ по физике лучше, чем их сверстники по области, а те в свою очередь успешнее, чем среднестатистические выпускники по России. А два года назад Алиса Новикова привезла из корейского города Кванджу бронзовую медаль XVII Международной астрономической олимпиады.

— Заниматься астрономией с Алисой мы начали полушутя, скорее для удовольствия и разнообразия, — вспоминает Ольга Игоревна, — в школе ведь этого предмета давно уже нет, хотя олимпиады и возрождаются. Да что уж там, у нас ведь и обсерватории в городе нет, а когда-то была, и притом роскошная. Спасает то, что современная астрономия — это не наблюдение за звездами, тут больше астрофизики. И значит, если общая физика хорошо поставлена, если фундамент мощный, дальше проблем быть не должно. Конечно, когда мы с Алисой дошли до российского уровня и она попала в сборную, заниматься с ней начали уже совсем другие люди. Несколько раз ее приглашали на специальные тренировочные сборы, где лекции читали профессора Санкт-Петербургского университета. Но приятно, что, вернувшись из Кореи с победой, Алиса и мне позвонила. И я совершенно не скрываю, что сегодня, учась на отделении астрономии физического факультета Санкт-Петербургского университета, она давно уже знает куда больше меня. Это нормально.

— Но Алису-то вы считаете своей ученицей?

— Алиса очень закрытый человек. Она вообще отдельная планета, летящая по собственной орбите. Я бы не стала ее соотносить ни с кем и ни с чем...



Тяжело в учении — легко в бою


Чему учить и как учить — вопросы для любого педагога не праздные. За тридцать с лишним лет работы в школе Ольга Игоревна, как ей кажется, сумела если не найти на них ответы, то хотя бы приблизиться к истине. Во-первых, нужно учить не столько предмету, сколько умению учиться. Во-вторых, любая дисциплина — будь то физика, литература или изобразительное искусство — всего лишь способ развить в человеке инженерное или, если хотите, креативное мышление. Кто такие инженеры, розмыслы, как называли их в старину? Это люди, способные выживать в эпоху перемен. Они могут заниматься чем угодно — медициной, искусством, бизнесом — и везде будут успешны. Потому что умеют искать нестандартные пути, делать то, чего до них еще никто не делал, доводить начатое до конца. Кто-то уже рождается инженером. Но с тем же успехом инженера в себе можно и вырастить. Тут-то и потребуется ответ на ключевой вопрос: как? Ответ на него кроется в педагогической системе, разработанной Ольгой Красильниковой.

Все начинается... нет, не с любви, это потом, а поначалу — с жадного любопытства. Когда она берет детей в 7-м классе, делает все, чтобы их заворожить. В ход идут бесконечные опыты, эксперименты, десятки «почему». У всех есть право на личное открытие, изобретение собственного велосипеда — на уроке Ольги Игоревны каждый сам себе Архимед и Ньютон. А вот когда ребенок приручен, для него начинается страда.

— Да, не буду скрывать, в профильных классах я из детей все соки выжимаю, — признается Ольга Игоревна. — Знаете, как спецназ тренируют? Правильно, твердой рукой. Потому что, если на учениях солдата жалеть, в бою он непременно погибнет. Вот и с детьми так же. Я им всегда говорю: почему я вас должна жалеть? Вы здоровые, умные, одаренные, о каких поблажках может тогда идти речь?

Требования у меня жесткие, послаблений никому и никаких. Для начала все надо выполнять четко, в полном объеме и в установленные сроки. Существует «банк оценок»: если сдал работу раньше — получи бонус к будущему зачету, если опоздал — извини — оштрафую. Штраф  — минус пять процентов от оценки — я их изначально не в баллах, а именно в процентах оцениваю. Поначалу они стонут, а потом, когда в вузы поступают, понимают, как им легко, ведь там тоже система рейтинговая. Звонят и смеются: «Ольга Игоревна, все-таки нас надо было еще больше гонять...» Я за них спокойна: что-что, а планировать свое время и рассчитывать силы они умеют.

В прежние годы, когда социальные сети были еще не столь популярны, ребята после уроков собирались у нее в кабинете и решали, решали, решали. Их никто не заставлял сюда приходить — дело это было абсолютно добровольное. Иногда Ольга Игоревна им подсказывала, но чаще они сами друг другу взахлеб все что-то объясняли и показывали. Это был своеобразный закрытый клуб для избранных, членством в котором ребята необычайно гордились.

— Мне нравится, что мои дети знают истинную цену труда и знаний, — говорит Ольга Игоревна. — Вот вам пример: есть знаменитый 5-томный учебник Мякишева для углубленного изучения физики. В нем весьма серьезные задачи, ответов на которые вы нигде не найдете. Потому что те, кто способен с ними справиться, никогда не выложат ответы в открытый доступ. Каждый новый выпуск приходит и говорит: а вот мы-то и составим этот решебник и обнародуем его. И что вы думаете? Они, конечно, решебники эти составляют, но оставляют их исключительно для личного пользования...

Получить у нее пятерку непросто. Это как взять неприступную крепость, что и рождает азарт, желание доказать, добиться во что бы то ни стало. При этом, по мнению Ольги Красильниковой, на твердое «хорошо» может учиться абсолютно каждый. Она предлагает столько разных видов деятельности, что остается лишь выбрать наиболее для себя приемлемый. Не можешь задачи решать — проведи домашний эксперимент. Не нравятся эксперименты (хотя всем обычно нравятся) — займись теорией. Главное — работай, сиднем не сиди.

Домашним экспериментам она вообще уделяет особое внимание. Начинаются они сразу же в 7-м классе: ребята изучают силу упругости, учатся работать с измерительными приборами, исследуют «поведение» тел в воде. В 8-м на практике изучают виды теплопередачи, в 9-м строят графики зависимости пути от времени при неравномерном движении, в 10-м наблюдают за поверхностным натяжением, а в 11-м уже не понаслышке знают, что есть интерференция и дифракция световых и механических волн. Такая внеурочная работа серьезно экономит учебное время, которого и без того вечно не хватает. А самое приятное тут, что все это можно делать большой компанией: один эксперимент готовит, другой его описывает, третий защищает. Отсутствие четкого алгоритма действия, по мнению Ольги Игоревны, активизирует исследовательский интерес — ты ведь никогда не знаешь, что в итоге у тебя получится. Плюс ко всему создание собственных проектов значительно повышает самооценку. И вот он результат: начав экспериментировать в школьные годы, большинство ее выпускников до сих пор не могут остановиться и продолжают научную карьеру. Если собрать их всех вместе, получится вполне солидный НИИ...

— Ольга Игоревна, а вы и с гуманитариями так же суровы?

— Нет, что вы. С ним совсем иной разговор. Домашние эксперименты ставим — это же интересно, в остальном сплошное творчество, никакой муштры. Контрольные пишем с открытыми учебниками. Если знаешь, где найти ответ на вопрос, — ты молодец. Там я просто воспитываю уважение к науке, к людям, которые понимают, что происходит между моментами включения кнопки и загорания лампочки. Все, чтобы понятнее было, стараемся рассматривать на примерах музыкальных, живописных, литературных. Сейчас в моде метапредметность, прочие красивые слова, но я понимаю, что тот, кто работал с фантазией, все это уже давно для себя открыл.

Поющее сердце



Преодолеть себя


Два раза в неделю, по вторникам и четвергам, Ольга Красильникова отправляется на репетицию в Архангельскую хоровую капеллу, где поет уже 28 лет. И вот она уже не физик, а лирик — исполнитель прекрасной духовной музыки Рахманинова, Чайковского, Танеева, Прокофьева, Львова. С гастролями капелла объездила всю область, покорила Норвегию и Германию. Для Европы русское многоголосье — нечто из области фантастики.

Школа и хор — это не две разные жизни одного человека, скорее сообщающиеся сосуды. Хоровое пение тренирует дыхание и связки: Ольга Игоревна признается, что болеет редко, практически никогда не теряет голос. Артистический опыт позволяет контролировать эмоции и сохранять самообладание в самых непростых ситуациях. И даже долгие северные зимы не страшны, когда в жизни есть музыка. И в работе, в классе она всегда дирижер — этому научило общение со знаменитыми хормейстерами.

Как и физика, музыка дисциплинирует. Но все же главный совет, который получила Ольга Красильникова в жизни, имеет мало отношения к строгости и порядку. У американского дирижера Роберта Шоу она прочитала однажды: «Помни, что с возрастом люди сожалеют не о содеянном, а о том, что они не сделали...»

Анна Хрусталева, «Учительская газета», № 39 от 30 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.