На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Якушева  Л. М.
финал конкурса 2009 года

Чурляев Ю. А.
финал конкурса 2010 года

Албитова Н. Г.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Притча о вениках и отдельных прутиках

Наталья Князева любит сама делать открытия и растить первооткрывателей

На Всероссийском конкурсе в Подольске Наталье Владимировне Князевой аплодировало даже жюри. Это было на классном часе, тему которого школьники выбирали сами: «Самостоятельность — врожденное свойство характера или приобретенное качество человека?». При решении этого вопроса Наталья Владимировна продемонстрировала подлинное педагогическое мастерство — умение слушать и слышать детей, понимать их, предугадывать их реакцию и незаметно вести в нужном направлении. Какое направление можно считать верным? Для опытного учителя ответ очевиден: то, которое ведет ребенка к собственным открытиям.

На классном часе, который вела незнакомая учительница из Республики Марий Эл, подольские девятиклассники сделали множество открытий. Более того, виртуозное владение Натальей Владимировной разнообразными методическими приемами заставило подростков задуматься над сложными и неоднозначными вопросами человеческих взаимоотношений. Разве это не чудо в наши дни?

Начинающие учителя часто пренебрегают методикой, считая ее надуманной и ненужной. «Главное, — оправдывают свой негативизм скептики, — самому хорошо знать предмет, а уж преподать его знающий человек всегда сможет». Только с опытом приходит понимание того, что методические приемы, словно волшебные ключики, позволяют учителю без труда открывать самые сложные темы и делать их понятными ученикам. Лишь единицы пользуются методическими приемами в начале профессионального пути, причем чаще всего прибегают к ним неосознанно, интуитивно чувствуя их необходимость и целесообразность. К таким счастливчикам можно отнести и Наталью Князеву.

Несправедливо было бы сказать, что педагогическое мастерство пришло к моей героине само, без всякого труда с ее стороны. Известно, что судьба раскрывает свои объятия только тем, кто изо всех сил стремится ей навстречу. Наталья Владимировна всегда очень любила учиться, обожала школу, учителей, уроки. Ее с самого детства увлекал и захватывал процесс познания, открытия нового. Сегодня Наталья Владимировна с особой благодарностью вспоминает свою первую учительницу Римму Николаевну Севастьянову, приучившую относиться ответственно к любому заданию. «В самом начале она помогла нам понять, что учеба — это труд, и чем больше стараться, тем лучше будет результат, — поясняет Наталья Владимировна. — Наверное, поэтому в пятом классе мне, как и многим моим одноклассникам, было очень легко учиться».

Уже к концу восьмого класса Наталья знала, что будет учителем, не знала только, какой предмет выбрать — все нравились. Все-таки решающую роль сыграла пришедшая к ним в школу молодая учительница истории, которая стала в 10-м классе и классным руководителем, — Елена Ивановна Дрягилева (тогда она носила фамилию Опекунова). Ее необычные уроки, дискуссии и беседы о прошлом страны произвели на выпускницу неизгладимое впечатление. Хотя и до этого у Натальи Владимировны к истории был особый интерес благодаря Лидии Георгиевне Жирновой, которая вела историю в среднем звене. Именно она увлекла свою будущую коллегу краеведением, привила интерес к архивам и привычку работать с историческими документами. Так что своим учителям, так же как Геннадию Яковлевичу Шестакову, директору родной школы №5 города Волжска, Наталья Владимировна очень благодарна сегодня. Именно директор разглядел в ней педагогический талант.

Во многом благодаря Геннадию Яковлевичу учителем Наталья Владимировна стала довольно рано, окончив лишь первый курс исторического факультета Казанского государственного университета. Оказалось, что в совмещении учебы и работы много положительного, что одно стимулирует и мотивирует другое. Но это открытие Наталья Владимировна тоже сделала не сразу. Вначале, когда директор предложил ей вести историю в пятых классах, она, как и все, кто сталкивается с новым и ответственным делом, не то что напугалась, но внутренне напряглась: справится ли, не подведет ли? Надо отметить, что к этому времени небольшой опыт работы с детьми у Натальи Владимировны уже был. По окончании десятого класса она два года работала вожатой в своей же школе.

Почему так получилось? В те годы были открыты многие архивы, интерес к истории у россиян, в том числе у молодежи, появился колоссальный. Соответствовал ему и конкурс на исторические факультеты. В Казанском университете он составлял 10 человек на место. Предпочтение отдавалось юношам — об этом открыто предупреждали уже на первом собеседовании в приемной комиссии. Два года Наталье Владимировне не удавалось поступить. А ведь она была одной из лучших учениц своей школы, история была ее самым любимым предметом. Наверное, именно это и помогло не сдаться, не опустить руки. Что и говорить: провал на экзамене — серьезный удар по самолюбию. Его не всякий человек выдержит, тем более молодой. Но помогли близкие люди. Отец не стал жалеть и утешать, сказал: «Не плакать же целый год? Иди делом займись, сразу легче станет». Но куда возьмут без образования и профессии? Раньше выбор был невелик: те, у кого были хоть минимальные склонности к работе с детьми, шли в вожатые. Пошла и Наташа. Но оказалось, что таких же, как она, непоступивших, пришло к началу года трое, значит, снова конкурс? Но на этот раз сдавать экзамен не пришлось. Директор знал способности соискателей и принял Наташу. А через три года, увидев, что у нее все получается, дал вести уроки.

У Натальи Владимировны были свои планы, но их пришлось подкорректировать. Она поступила на заочное отделение, с тем чтобы через год перевестись на дневное. Хотелось посещать лекции, как всем студентам. «Ничего страшного, — успокоил директор. — В дни, когда нет уроков, будешь ездить в университет». И все действительно сложилось наилучшим образом. Обстановка в университете была демократичная, пропуск не спрашивали, поэтому на лекциях можно было присутствовать и заочникам. К счастью, Волжск от Казани всего в 50 километрах, ближе, чем от Йошкар-Олы.

О городе своем Наталья Владимировна говорит с любовью. Он совсем молодой, возник в 1941 году вокруг целлюлозно-бумажного комбината, построенного на границе трех республик — на правом берегу Волги находится Чувашия, рядом Татарстан и Кировская область. Население Волжска в основном тоже приезжее из ближайших городов и сел. Школа №5 была построена специально для детей строителей Марбумкомбината. Родители Натальи Владимировны тоже работали на производстве. Зато прадед ходил по Волге на пароходе. Историю своей семьи Наталья Владимировна узнавала по крупицам, уже будучи учителем. Краеведение — ее любимое дело. Она увлекает им и своих учеников. Конечно, не сразу они зажигаются...

— У нас есть курс в рамках школьного компонента — история культуры народов, — рассказывает Наталья Владимировна. — По нему существует программа, но домашние задания учитель может задавать свои. Именно в рамках этого курса я начинаю потихоньку приучать детей к работе над документами. Разумеется, речь идет о семейном архиве. Я задаю, например, найти в семейном альбоме самую старую по времени фотографию. Описать ее, рассказать, кто на ней изображен, в каком году, в связи с каким событием. Или найти письмо или записку, которая хранится в семье с давних пор, описать, когда они были написаны, кем, кому адресованы... Поначалу я почти всегда слышу ропот недовольства. Первые задания дети выполняют неохотно. Надо признать, что большинству это неинтересно, потому что в семьях прервана связь поколений, родители мало рассказывают детям о том, как жили раньше. Но когда они приходят на урок с выполненным заданием, когда начинают рассказывать свои истории (у всех без исключения очень интересные рассказы!), отношение к предмету меняется. И меняется отношение к семейным реликвиям, родителям, бабушкам и дедушкам  — это главная моя цель. И уроки проходят на одном дыхании! Вот, например, недавно на урок ученик принес фото прабабушки, которая до революции окончила первую гимназию в Козьмодемьянске, а другой — письмо деда, который освобождал Крым от фашистов. Эти бесценные документы стали предметом их гордости.

Я не могла не спросить Наталью Владимировну о ее планах на будущее, ведь она добилась уже многого как профессионал. — Мне многие задают этот вопрос: а что дальше? И я честно отвечаю: помимо новых открытий, которые буду совершать на уроках со своими учениками, я должна сделать все, чтобы мои дочери Катя и Оля (Катя учится в медицинском училище, Оля — восьмиклассница) выросли порядочными людьми и сумели реализовать себя в жизни. Должна признаться, что быть родителем непросто, может быть, даже сложнее, чем педагогом. Бывает, что свои собственные дети задают задачи потруднее, чем ученики на уроках. Вот моя младшая, например, преподносит мне сюрпризы, которых я не ожидала. И я понимаю родителей, которые встретились мне в Подольске во время одного из заданий конкурса. Были среди них и те, кто с недоверием относится к школе и учителям. Я первой в тот день проводила родительское собрание. Не ожидая встретить негатив, я растерялась, не могла с ним справиться. Один из родителей, папа, стал упрекать школу в некомпетентности, учителей в невнимательности, их неспособности повлиять на круг друзей, которых выбирают дети. После довольно удачных урока и классного часа я была не готова к воинственному родительскому настрою и забыла все свои методические приемы. Вспомнила о них потом, в одиночестве «переплакав» свою неудачу. Но в нужный момент ни один прием не пришел мне на ум. А ведь можно было взять три ниточки, связать их и показать их, что школа, общество и родители только вместе могут вырастить достойное поколение. Или напомнить родителям известную притчу о венике и отдельных прутиках. Моя педагогическая неудача, пережитая на конкурсе, еще раз убедила меня в том, что учитель в любой ситуации должен уметь держать удар. Возможно, именно из-за того провала я не вошла в «пятнашку» и, честно сказать, возвращалась домой с чувством вины. Но в школе меня встретили как героя России.

По признанию Натальи Владимировны, конкурс был своеобразным этапом в непрерывном процессе самообразования. Кроме того, участие в конкурсе совпало с ее зачислением в магистратуру ВШЭ по программе «Информационные ресурсы исторической науки».

— Это как раз то, о чем я всю жизнь мечтала. Мне всегда хотелось преподавать историю по артефактам, документам, свидетельствам времени. Именно в магистратуре нам показали, как можно изучать исторические периоды по денежным купюрам. Внимательно рассматривая современные и старинные отечественные и зарубежные банкноты, можно многое рассказать о странах и эпохах — это целый мир! Для меня это стало одним из самых ярких открытий последнего времени. Все, что узнаю на занятиях в магистратуре, я обязательно использую на своих уроках. Чем больше учитель учится, тем больше знают его ученики.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 18 от 6 мая 2014 года



Гущин Д. Д.