На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Гарифзянов А. Р.
финал конкурса 2010 года

Беляева Е. Н.
финал конкурса 2007 года

Салин Э. А.
финал конкурса 2008 года

Тлатова О. Р.
финал конкурса 2008 года

Корепанов А. А.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Территория счастья

Чтобы поощрять увлечения других, надо иметь свои

Сайт Надежды Константиновны КНЯЗЕВОЙ, учителя школы №137 города Красноярска, называется «Территория надежды». Удивительный, совсем не похожий на многие педагогические. Без советов и нотаций, наполненный чудесными фотографиями со всех концов Сибири и необычными мультфильмами. Сайт человека самодостаточного, увлеченного, интересующегося, с удовольствием делящегося крупинками своего счастья. А воспитанием, по мнению Надежды Константиновны, учителя начальных классов и многодетной мамы, вообще заниматься не нужно!

Машина времени для учителя

Надежда Князева — учитель по призванию и художник по жизни: рисованием, живописью увлекается с детства. Но поскольку времени на пленэры у учителя начальных классов нет, занялась более ускоренной версией изображения прекрасного — фотографией. Оказалось, впрочем, что фотография занимает не меньше времени, чем рисование. Иногда приходится все утро ползать по траве возле дома, чтобы «поймать» отражение в капельке росы. Или вовсе отправляться за тридевять земель в надежде увидеть синие горы, белые реки, ватный туман и людей со счастливыми глазами! А бывает, Надежда Константиновна просто выглядывает из школьного окошка и видит увлекательный фильм под названием «Жизнь»: дед на роликах, мальчики на турнике, коляски с мамами, два пуделя и такса, толстушки на пробежке... И тогда ее выручает верный помощник — фотоаппарат.

У нее чудесные работы — прозрачные озера и серебряные паутины, искрящиеся глаза детей и взрослых, расплывшиеся буквы из писем с фронта... В них нет ощущения искусственности, постановки, в них искренность и любовь к миру. Ее работы любят не только в красноярских газетах и галереях, их знают в Санкт-Петербурге, где они пользовались успехом на выставке «Сибирь В.О. мне», и даже в далекой Гватемале, куда они отправились вместе с другими произведениями участников Всероссийского фотоконкурса «Святое и ценное». И это далеко не все ее увлечения, есть еще живопись, волейбол, горные лыжи, домашний театр...

— Только творческий учитель, помогая раскрыться внутреннему миру своих подопечных, дает им возможность стать хозяевами своей жизни. Научить быть счастливыми и успешными своих учеников может лишь счастливый и успешный человек. Как может грустный, скучный, неудовлетворенный зарплатой, учениками, начальством, режимом учитель заразить ребенка любовью к наукам, к исследованию, эксперименту?  — не понимает Надежда Константиновна. — Он сам не может решиться на выбор своей позиции в жизни, сам боится ошибиться и предпочитает лениво роптать на обстоятельства. Вы знаете много учителей, которые умеют еще что-то, кроме того как учить других?

По мнению Князевой, учителям надо в обязательном порядке выдавать билеты в кино, на современные выставки, музейные ночи, перформансы, устраивать просмотры, показы. Чтобы поощрять личные увлечения, хобби, надо иметь свои. Ведь в современном образовании, как считает Надежда Константиновна, ученики находятся впереди своих учителей — новые человеческие отношения быстрее того ритма, к которому привыкли педагоги. Нужны новые идеи, новые взгляды, просто новая жизнь! Все это она находит для себя каждый день в школе.

— Я, как учитель начальных классов, изобрела машину времени. Могу каждые четыре года возвращаться в детство, когда восторг, интерес к неизведанному, страх перед будущим, испытание дисциплиной, новая ответственность, поиск, открытия — в общем, все то, что зовется школой, приходится переживать заново с первоклашками и идти вместе с ними по пути, с которого не свернешь. Я первый учитель, который встречает ребенка на этом пути. Фотограф пытается остановить мгновение, а учитель — вернуть его, это мгновение, с другими детьми. В этом разгадка молодости учителей.

Ошибки — путь к успеху

15 лет отработав в школе, она не устает удивляться своим ученикам. Может долго и взахлеб рассказывать, как удалось решить профессорскую задачу Милане, какие термины использует спорщица Катя, как философствует Кирилл, как Ира организует команду, а Даша строит модели. Взрослого, умного, энергичного человека поражают скорость мысли и буйство фантазии детей. Но восхищается она и другим учеником, который пишет с ошибками и путает синонимы с антонимами. Зато каждый день на каждом уроке Максим готов решать каждую учебную задачу. Не важно, какой предмет, Максим чешет в затылке и решает, делает ошибки, исправляет, снова решает...

— Я очень люблю вызывать Максима к доске, потому что остальные должны быть крайне внимательны, чтобы вовремя увидеть ошибку, которых он делает немало. Благодаря Максиму мы повторяем пройденное и выходим на новый материал, — рассказывает Надежда Константиновна. — Как часто мы, взрослые, боимся ошибиться, как часто не совершаем чего-то великого из-за этой боязни! И как легко дети ошибаются, спотыкаются, встают и снова бегут по пути к знанию! Только эта способность детей рождает гениев и продвигает все человечество вперед — к будущим цивилизациям. И как меня вдохновляет поднятая рука Максима на каждом уроке!

Профессиональным маяком, стилем жизни и даже пособием для воспитания родных детей для Надежды Князевой стала технология развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Ведь именно она предлагает инструмент для реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. В технологии развивающего обучения Надежду Константиновну привлекает возможность создать условия для проживания ситуации и самостоятельного выбора варианта решения проблемы, для осознания личной ответственности за результат. Она хочет, чтобы знания, которые ребенок получает в школе, можно было применить в жизни, а для этого надо дать способ действия.

— «Думание руками» с первого класса, построение модели способа действия, ориентирование в нестандартной ситуации — все это выращивает учебную деятельность, способность учить себя. А это и есть цель учителя  — выращивать умение учиться: воспринимать новую информацию, обмениваться ей, анализировать ее, делать выводы, сопоставлять разные точки зрения на одно явление, находить его в разных областях жизни, — говорит Князева. — Люблю смелых детей и стараюсь сохранить эту смелость и укрепить ее для будущего развития ребенка. Не менее важным качеством считаю любознательность и способность удивляться. Считаю завышенную самооценку имеющей право на существование, хотя сама к себе отношусь очень критично.

Не воспитывать, а любить

Педагогическое кредо Надежды Князевой: «Все в твоих руках!» Она считает, что учитель может сделать ученика всесильным, способным к поиску и решению любых проблем. И он же способен превратить ребенка в зависимого, боязливого. Поэтому утверждает, что главное качество учителя, так же как и мамы, — чуткость. Надежда Константиновна мама трижды: два мальчика, одна девочка, двое упертых, один покладистый. Иногда мама внутри ее борется с учителем. Недавно пошла в магазин за методичками, а вернулась с полной сумкой раскрасок для малышей. Но чаще мама помогает учителю. На создание программы по внеурочной деятельности «Студия мультипликации» подвигла любовь своих малышей к мультяшкам, которые не всегда отвечают материнской «цензуре». Вот и решила — будем сами делать собственные мультипликационные ролики. Колобок на новый лад в их сказке не бродит по лесу, а катается на машине по городу, где все звери соблюдают правила перехода дороги, а лиса нарушает. Для фильма «Я живу в России» второклассники дружно лепили пластилиновые кирпичики, чтобы сложить из них Кремль. Постепенно Надежда Константиновна перенесла деятельность студии на уроки: вместе с ребятами создает творческие модели для решения задачи, рождения орфографического правила или доказательства законов природы.

— Я вижу, как растут мои ученики, как пытаются подойти с разных сторон к решению учебных задач, как создают творческие работы, которыми можно гордиться, и надеюсь, что любознательность и умение удивляться никогда не оставят их светлые головы. Занятия в студии мультипликации не просто знакомят с основами фотографии и простыми видеоредакторами, но и формируют самооценку, умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать ее, достигать определенного результата,  — делится учитель.

У детских мультроликов обнаружился «побочный эффект» — воздействие на родителей. Сняли с первоклашками фильм о вреде курения. С одной стороны, вроде рано. С другой — учительница заметила: часто дети приходят в класс, пропахшие дымом, очевидно, курят их родители. Ведь в педагоге все должно быть чутким — и душа, и руки, и нос! А 50 родителей и 20-30 бабушек-дедушек, которых она получила в придачу к детям, прислушиваются к ее мнению. И главное — они сами учатся прислушиваться к мнению детей. Пожалуй, это и есть то, на чем основывается воспитание, — уважение к личности ребенка.

— Как говорят некоторые родители своим детям: «Ну иди сюда, сейчас я тебя буду воспитывать!» То есть вот была жизнь, полная интересных встреч и событий, ошибок и побед, а вот сейчас будет воспитание. Далее следует набор воспитательных средств, который варьируется в зависимости от житейского опыта и степени любви к ребенку. Такая схема часто действует не только в семье, но и в школе, только в роли «воспитателя» педагог, а происходит «сейчас я тебя буду воспитывать» на классном часе,  — рассуждает она.

Она очень долго думала, как огранить 25 классных алмазов. Много училась, читала, экспериментировала. И поняла — надо предоставить эту возможность самому ребенку. А задача учителя  — выковать тот инструмент, с помощью которого алмаз станет прекрасным бриллиантом или нефтяным буром. Не «воспитывать», а любить, не ограждать от ошибок, а вместе их анализировать, не убеждать, а помогать убедиться самим, не диктовать, а строить диалог, давать право выбора — это ее жизненные принципы. Но чтобы воспитание ребенка превратилось в самовоспитание, учитель тоже должен стремиться к самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Именно поэтому Надежда Константиновна приняла участие в конкурсе «Учитель года». Ведь хороший учитель, по ее мнению, знает, что ему надо от жизни. А Надежда Князева хочет быть хорошим учителем и, значит, счастливым человеком.

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 13 от 1 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.