На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Форма женщине к лицу

Уроки обществознания — это разговор обо всем на свете

Учительская профессия в ее судьбу вошла как-то сама собой, просто не захотелось расставаться со школой, и все. Говорит, не представляла себя без школы, впрочем, сейчас еще больше не представляет. Нравится, как живет школа, нравится готовиться к новому учебному году. Ведь когда старый год заканчивается, его, как большую, толстую, исписанную тетрадь, можно закрыть и отложить в сторону, чтобы опять, в который раз, начать новую: что-то необычное подготовить к наступающему 1 сентября, что-то изменить, придумать, улучшить. «Есть в этом какая-то приятность для меня», — говорит, улыбаясь, Елена Валерьевна Клейменова, учитель истории и обществознания Многопрофильного кадетского корпуса города Тамбова, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Тамбовской области.

С первых минут знакомства, увидев ее в летнем светлом сарафанчике, такую мягкую, улыбчивую, ласковую, определяю Елену Валерьевну как очень женственную, нежную и чрезвычайно обаятельную молодую женщину. А чуть позже прихожу в полное изумление от того, как все эти замечательные женские черты соотносятся с командирским, когда надо, голосом, стремлением к полному порядку как в отдельных конкретных делах, так и в целом в жизни, а самое главное — любовью и уважением к воинской дисциплине и всему военному. Говорит, если бы была мужчиной, то наверняка стала бы военным. Хотя в семье профессиональных военных нет, зато учителей несколько. Но бабушка с дедушкой прошли войну, и, как думает внучка, она, наверное, в бабушку, которая тоже всю жизнь боевая и активная. «Я люблю построить, организовать! А мальчишкам это нравится...»

Когда Елена Клейменова впервые переступила порог кадетского корпуса, впечатление испытала потрясающее: перед ней вытянулся в струнку старшеклассник в форменном берете: «Здравия желаю! К кому вас проводить?..» Вокруг все было так строго, по-военному, и в то же время спокойно, основательно, аккуратно и чисто. В то время по телевизору как раз шел фильм «Кадетство», кадры из фильма словно наложились на реальную действительность — получилось довольно романтично. И хотя приглашали ее в кадетский корпус всего на полставки историка на время замещения ушедшей в срочный отпуск учительницы, Елена решила, что постарается здесь остаться надолго. По окончании учебного года так и вышло: директор корпуса Николай Егорович Хворов, человек уважаемый и опытный, предложил Елене Валерьевне остаться на полную ставку. Для молодой учительницы это стало и похвалой, и победой над собой, потому что очень нелегким оказался ее первый учительский рабочий год. Выпускной 11-й класс, ни одной девочки — только ребята, предмет — не история, по которой у нее квалификация, а обществознание, а это означает изучать все практически заново. Предмет не из легких, включает пять наук — социологию, политологию, экономику, право, философию, но: «Я уже все свое время посвящаю обществознанию, — говорит Елена, — и это очень меня интересует и очень нравится!»

Но тогда, в первом своем выпускном одиннадцатом, она по вечерам плакала дома, оттого что не получалось, а один раз даже в школе не выдержала. Попросила одиннадцатиклассников оценить таблицу на доске, на что ей тут же ответили, что уже все оценили, и оценкой довольны: «90-60-90!» Она на тот момент была на шесть лет старше своих одиннадцатиклассников-кадет и на такой комплимент, произнесенный некстати, обиделась. Потом, конечно, помирились, но мальчишки весь год не оставляли ее своим вниманием: то домой предложат проводить, то цветы подарят. Теперь они уже оканчивают военные училища, некоторые до сих пор звонят, рассказывают о своих успехах и поздравляют с 8 марта.

А ее сегодняшние выпускники вспоминают, как пять лет назад, когда Елена Валерьевна первый раз зашла к ним в седьмой класс, они боялись ее — строгую, серьезную. Пришла и сразу: «Отставить! Смирно!..» Но так уж заведено в кадетском корпусе: военный язык, рапорты. Все в форме, и взрослые должны соответствовать, даже у преподавателей своя форма. Утро начинается с приветствия. Звенит звонок, на середину класса выходит дежурный: «Группа, встать!» Все встают. «Становись!» Выстраиваются в затылок. «Смирно!» Потом дежурный рапортует: «Товарищ преподаватель, 53-я группа к уроку по обществознанию готова! Дежурный — кадет такой-то». В корпусе не классы, а группы, 7-й «А» — это 11-я группа, а 11-й «В» — 53-я. Преподаватель поворачивается к классу: «Здравствуйте, товарищи кадеты!» Они в ответ: «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» — «Вольно, садись, начало занятия».

Не в тягость ли парням весь этот военный антураж? Даже наоборот, они еще и обижаются на тех преподавателей, кто общается с ними без необходимой военной нотки. Например, Елене Валерьевне говорят, что, несмотря на молодость, она поступает правильно и соблюдает всю эту «военщину», и это очень хорошо. Потому что за этим они сюда и учиться пришли. Точнее, в том числе и за этим тоже.

— Я себя не представляю в другой школе! — говорит Елена Валерьевна. — Мне здесь все нравится, особенно этот военный уклад.

Ее главный комплимент: «Отлично организовано, почти по-военному!» Говорит, да, действительно, это ее любимое выражение. Нравится ей, когда все четко, во всем порядок.

— Я сама люблю планировать, даже, возможно, чересчур сильно все планирую, — рассказывает Елена Клейменова. — Что делать, если не срабатывает и запасной план? Там идет импровизация. Но у меня чаще получается, когда действует запасной план, а не импровизация. У учителя обязательно должен быть запасной вариант! Например, если часть детей снимают с урока, что будем делать с оставшейся половиной класса? У нас отличное компьютерное оборудование, интерактивная доска, мы включаем ноутбук и смотрим, например, серии «Романовы» или видеоролик о том, как проходят выборы. Учитель не может позволить себе плыть по течению. Запасной план должен быть, даже лучше несколько планов. Потому что в одиннадцатых классах в параллели все четыре класса разные. Кто-то, как печка, в которую надо постоянно подбрасывать поленья! У нас «пограничники» в этом году такие были, 53-я гуманитарная группа: им постоянно подавай что-то новое, и мы очень много с ними успевали! Этот класс традиционно курирует ФСБ, и мальчишки туда служить уходят. А вот 11-й «Б», то есть 52-я, больше нацелены на физику и математику. Там общий кругозор надо расширять, обществознание в соответствии с базовым уровнем, и больше примеров из жизни. А 51-я — очень сильный класс, хотя официально математический, но не меньше способны и к гуманитарным наукам, им можно дать и теорию на уровне, и практические задачи по праву, и анализ ситуации. Вводим политминутки, обсуждаем ситуацию в мире... Обществознание — предмет, на котором можно говорить обо всем на свете, что мы и делаем.

Елена Клейменова родом из Ржаксинского района, это в ста километрах от Тамбова. Оканчивала сельскую школу, поэтому, как сама говорит, отлично понимает молодых кадет: как это — ездить домой на один выходной или как жить, подолгу не видя родителей. Мальчишки на учебу в корпус поступают в седьмой класс, довольно еще маленькими, приезжие из районов живут в кадетском общежитии — и на обед строем, и на самоподготовку, потом спортивные секции, а по желанию музыкальные занятия. К десятому классу вырастают в настоящих орлов-молодцов, которые, между прочим, не постесняются озадачить молодую учительницу каким-нибудь заковыристым вопросом (а как же иначе!). Например, вы за смертную казнь или против, или почему президент не применяет военную силу на Украине, когда там наших русских убивают?! А потом, выслушав ее ответы, обязательно упрекнут, что она им отвечает с позиции правоведа, хотя сама, как обычный человек, думает по-другому. Дети сегодня смелые, откровенные, а уж парни, которые собираются поступать дальше учиться Родину защищать, тем более. Правда, и за это им можно многое простить, они еще умеют сочувствовать и сопереживать. Когда Елена Валерьевна в конкурсе участвовала, сначала на области, а потом на России, они ее ни на день не забывали: «Как вы, как ваши успехи? Мы за вас! Мы с вами!..»

А для нее тогда, на конкурсе, самым сложным оказалось суметь провести урок в чужом классе, мало того, в классе, где за партами сидят не только мальчики, но и девочки. Оказалось, что там все по-другому! Областной этап проходил в Мичуринске, и она сначала решилась поговорить с мальчишками из местного лицея для одаренных, где потом проходили конкурсные уроки: как у них принято вести себя, как приветствовать учителя. Оказалось, что в обычном штатском учебном заведении никто при появлении учителя по стойке смирно не вытягивается, хором «Здравия желаем!» не кричит, а просто все молча встают. Елена чего-то такого ожидала, но очень удивилась молчанию: почему молча? Это же неудобно, неправильно! Ведь когда перед началом урока кадеты хором произносят: «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» — сразу все видно, кто в хорошем настроении, а кто каши мало ел с утра! А если все молчат: молча встали, молча сели, — тут не поймешь, в каком настроении ребенок.

— А приходилось ли вам как-то сдерживать или переделывать себя, когда вели урок в смешанном классе? Покомандовать по привычке не хотелось?

— Нет, со всеми трудностями более или менее справлялась, жюри, конечно, виднее было. Наверное, излишне мягковата была, со своими я все-таки построже. Но вообще я адаптируюсь быстро и подстраиваюсь под любую ситуацию. Считаю свою стрессоустойчивость плюсом. А минус — сильно растворяюсь в детях и иногда забываю про время на уроке. Стремлюсь все объяснить так, чтобы они обязательно запомнили!

У меня, кстати, после конкурса изменилось немного отношение к преподаванию. Мне стало страшно подвести моих ребят, мой класс, и я стала больше за них переживать. Теперь мне главное, чтобы они поступили, чтобы у них сложился удачно выбор жизненного пути, и в этом я вижу свою задачу. Самой что-то сделать просто, но труднее научить другого!..

Говоря о плюсах всероссийского этапа, проходившего сначала в Подольске, Елена Валерьевна с теплотой вспоминает то положительное отношение, которое испытали на себе все участники.

— Там мне все очень понравилось — настолько четко организовано! И в то же время с большим вниманием и заботой. Очень дружественная обстановка, я смогла пообщаться почти с 50 участниками, и это здорово! Там была организована комната отдыха, где все мы могли попить чай, поговорить, обсудить наши проблемы и посоветоваться.

За время нашего с Еленой разговора мы не раз возвращались к теме, каким должен быть современный учитель. Если суммировать, получилось у нас вот что. На первом месте — гибкость, умение реагировать по ситуации. Нельзя один стиль выработать для всех, нужно видеть класс, но для этого нужен опыт. Второе — разговаривать с детьми на понятном им языке. Это тоже бывает сложно, особенно для возрастных учителей. Несмотря на то что все мы сегодня много говорим о том, как учитель должен учить ребенка добывать знания и обрабатывать информацию, первое дело учителя — уметь объяснить, донести до ребенка материал. Третий момент — опережать своих учеников в знаниях. Особенно это касается современной техники. Если ты знаешь, что такое и для чего айфон или айпад, значит, ты из их поколения, значит, тебе можно довериться и даже рассказать о какой-то своей проблеме.

Конечно, это далеко не все, что необходимо современному учителю. Каждый может добавить что-то свое, так что добавляйте.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 25 от 24 июня 2014 года



Гущин Д. Д.