На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Вечное движение

Владимир Кильдюшкин предпочитает не останавливаться на достигнутом

«Владимир Михайлович — хороший наставник, отличный учитель и самый лучший классный руководитель!» — ни секунды не раздумывая, заявили Андрей и Таня, влетев в учительскую и едва услышав мой вопрос. Это мнение разделяют не только ученики Владимира Кильдюшкина, но и его коллеги. А главное, точно так же отнеслись к молодому педагогу 121-й самарской школы члены жюри конкурсов «Учитель года Самарской области – 2013» и «Учитель года России».

Директор 121-й школы Татьяна Владимировна Моргунова, а с ней я встретилась раньше, чем с Владимиром, рассказала начало победной истории. Шесть лет назад Владимир попросился к ним в школу. Никто тогда не предполагал — ни руководство школы, ни сам молодой человек, — что из дополнительного заработка работа в школе превратится в дело всей его жизни.

— Началось все с районного конкурса. От нашей школы в этом этапе принимали участие три учителя. Среди 30-40 педагогов Владимир стал лучшим, показав блестящий открытый урок. Затем последовали городской и областной туры, в которых Владимир тоже проявил себя с лучшей стороны. Мы видели многие конкурсы, болели за него, но победы, честно сказать, не ожидали, — признается Татьяна Владимировна. — Понимали: мало шансов, что лучшим учителем признают молодого педагога. Чаще призерами становятся опытные учителя. Но жюри увидело во Владимире большой потенциал, чему мы невероятно рады. Конечно, гордимся этой победой.

Я спросила у Татьяны Владимировны, чем, на ее взгляд, Владимиру удалось завоевать симпатию жюри, уважение и поддержку коллег? Ответ был для меня неожиданным: «Как ни странно, в первую очередь во Владимире привлекает его скромность. Он удивительно трезво себя оценивает, рассчитывает свои силы, правильно реагирует на замечания, в том числе критического характера, и старается извлечь из всего уроки. Кроме того, Владимир самостоятельно осваивает горы литературы по методике преподавания истории, анализирует их, потому и добивается высокого результата. Настойчиво идет к своей цели, не наступая при этом на головы окружающих».

Из беседы с Владимиром выяснилось, что его родители не имеют отношения к образованию. Мама — программист, папа — строитель. Детство и школьные годы Владимира прошли в Тольятти. Сначала он учился в школе по месту жительства, в старших классах перешел в 35-ю гимназию, одну из лучших в городе. Гимназия в то время имела валеологический профиль. В параллели было три класса, два из них — медицинские. Многие выпускники без проблем поступали в профильные учреждения и сегодня успешно работают в медицинской сфере. Сестра Владимира, окончившая гимназию двумя годами ранее, тоже стала врачом.

Владимир же учился в классе гимназической направленности, который никакого отношения к медицине не имел. Среди предметов, которые особенно нравились Владимиру, кроме истории и обществознания оказалась математика. Он и сегодня относится к математике с большим уважением: «Ошибаются те, кто считает гуманитариев нулями в точных науках».

— С учителями мне очень повезло, — признается Владимир. — Большое влияние на меня оказали учителя по истории как в школе, так и в гимназии. И вот такое совпадение: и ту и другую зовут Ольга Павловна. Ольга Павловна Степанова, кстати, теперь уже не учитель 35-й гимназии, а директор колледжа при Волжском университете имени В.Н.Татищева. Став преподавателем, я часто вспоминаю уроки моих учителей — они являются для меня неким эталоном, стараюсь к нему стремиться.

Будучи абитуриентом, Владимир не думал об учительской карьере. Выбрал истфак (и, кстати, еще ни разу о выборе своем не пожалел), хотя не представлял, где могут пригодиться его исторические знания. Родители были удивлены: им хотелось, чтобы сын получил более прикладную специальность, с которой было бы легче устроиться на работу и получать достойную зарплату. Удивились, но отговаривать не стали — уважали выбор сына. Владимиру же так понравилось учиться, что, окончив истфак университета, он поступил в магистратуру Самарского филиала Московского педагогического университета по специальности «управление образованием» и в мае этого года успешно ее окончил. Сейчас учится по президентской программе «Управленческие кадры». Занятия каждый день с половины седьмого до половины десятого вечера. Домой Владимир приходит около десяти. А на работу уезжает в семь утра. Признается, что времени едва хватает на сон.

— Конечно, хочется уделять больше внимания детям. Однако учебу оставлять не планирую. Уже сейчас я знаю, где буду получать следующее, четвертое по счету, образование, -делится Владимир.

— Вы из тех людей, которые всю жизнь предпочитают учиться?

 — Безусловно. Но меня привлекает не сам процесс учебы. Он-то как раз требует много сил и времени. Но результат того стоит. Хотя и университетская жизнь мне нравилась. Это было веселое время. С моей женой мы учились в одной группе. Жили вместе в общежитии, а в начале пятого курса решили пожениться.

Поработать вместе супругам Кильдюшкиным пока не удалось. Когда окончили университет, родилась старшая дочка. Через три года — вторая. Несмотря на то что по специальности Вера — так зовут жену — еще не работала, она активно помогает Владимиру во всем, что касается их общей профессии, да и весь дом держится на ней. Владимир благодарен жене за чуткость и понимание.

Если б не мудрость Веры, неизвестно, как бы все сложилось. Тяжелее всего было первые три года. Владимир разрывался между школой и спортклубом (работал тренером по фитнесу), но денег катастрофически не хватало. Лишь когда его назначили заместителем директора по воспитательной работе, появились какие-то надбавки. Сейчас Владимир зарплатой доволен, считает ее достойной и адекватной нагрузке. А вначале, как и всем молодым педагогам, ему было трудно во всех отношениях.

Задаю Владимиру традиционный вопрос о том, каким ему вспоминается первый урок.

 — Первый урок запомнился на всю жизнь. Он получился довольно комичным... Тогда мне поручили вести занятие по предмету с каким-то размытым названием, основы жизненного самоопределения, что-то вроде того... Я очень плохо представлял, о чем вообще я должен говорить, в учебнике по этому предмету рассказывалось про вступление в половую жизнь. Я был старше учеников года на 4, и рассказывать про половое взросление мне совсем не хотелось. Представьте всю неловкость моего положения, когда я обнаружил, что в классе сидят только девочки. Минуты через три мальчики все-таки подошли, но урок и правда получился казусным...

Как многие начинающие учителя, Владимир столкнулся с полным неумением выстраивать урок. Методика в университете преподается, но только теория. Практики не хватает. Владимир уверен, что практика, которая дается студентам даже педагогических вузов, совершенно недостаточна для того, чтобы прийти и уверенно себя чувствовать в классе. По его мнению, период адаптации затягивается именно вследствие недостатка практики.

— Когда пришел в школу, вообще не понимал, что такое урок, как его построить. То, что было у самого в школе, уже позабылось, новых же знаний не хватало. Поэтому первые уроки были больше похожи на лекции. Такого быть не должно.

Вот здесь как раз пригодились уроки любимых школьных учителей. Владимир чувствовал: то, что делает он, далеко от совершенства. Это заставляло его двигаться дальше, искать другие подходы к преподаванию. Сначала он просто штудировал литературу по методике, потом начались конкурсы, которые много дали в методическом плане. Пришлось обдумать и сформулировать свою систему, презентовать ее.

— Безусловно, сыграло большую роль, что я попал именно в эту школу. Специалист Департамента образования по кадрам посоветовал мне 121-ю, потому что там была вакансия историка и потому что там (цитирую) «замечательный директор».

Владимир убедился в справедливости этих слов в первые же дни работы. Он действительно получил неоценимую методическую помощь и от Татьяны Владимировны, и от других коллег, которые приходили на уроки и тактично направляли, по-доброму советовали. По мнению Владимира, молодые люди уходят из школы, когда не получают должной помощи от опытных учителей. Ведь не важно, есть опыт или нет — спрос с учителя всегда высокий. Не интуитивно же искать верное направление?

Несмотря на то что кураторство отменили, в 121-й школе оно негласно действует. По решению педсовета к молодому педагогу прикрепляется учитель, который контролирует деятельность новичка. Делается это отнюдь не для того, чтобы искать недостатки, а для того, чтобы помогать и подсказывать. Для начинающего педагога организационные вопросы становятся проблемой в первую очередь. Непонятно, как работать с журналом, где и что записывать, даже самые элементарные вещи требуют помощи. Владимир теперь и сам охотно помогает молодым коллегам, потому что знает, насколько важна помощь на первых порах.

Участие в конкурсе стало важным этапом в жизни Владимира, заставило о многом задуматься. В том числе о том, что в жизни необходимо постоянно расти, учиться, познавать новое. Прошлая весна оказалась для молодого учителя довольно напряженной: заключительный этап конкурса, защита диссертации по магистратуре, конкурс Министерства образования. Но останавливаться Владимир не собирается. Планы на будущее у него грандиозные.

— Столько идей, которые хотелось бы реализовать! Конкурс дал возможность посетить многие московские учебные заведения, в том числе школу Ямбурга, которая произвела на всех нас огромное впечатление. Евгений Александрович не только заразил своей харизмой, но и указал правильный вектор развития. Захотелось тоже создать то, что бы действительно отвечало запросам современного общества, было актуальным и востребованным. С одной стороны, неплохо, что школа консервативна. С другой стороны, в чем-то она стала архаичной. Меняется общество, меняются социально-экономические условия жизни, а школа как была, так и остается во многих чертах советской. Необходимы новые подходы к ребенку. Не кнут и пряник, а совершенно абстрагированный от этого подход. Появляются определенные мысли на этот счет. Уверен, что образование, которое сейчас получаю, поможет мне создать какой-то интересный проект. Надеюсь, у меня будет возможность этот проект реализовать.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 02 от 14 января 2014 года



Гущин Д. Д.