На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Иванов М. В.
финал конкурса 2014 года

Абилова Т. Г.
финал конкурса 2011 года

Щедрин А. Н.
финал конкурса 2006 года

Ковалев Е. Г.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Нестандартная судьба

Чем наполнить стеклянный сосуд

Оксана Дмитриева, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Амурской области, называет свою педагогическую судьбу нестандартной.

Интересно складывается жизнь: бывает, с детства знаешь, что обязательно будешь работать в школе и учить самых младших ее учеников, но тем не менее идешь к этой цели лет пятнадцать. Попутно пробуя свои силы в рекламе, в журналистике, работая экскурсоводом в туристической фирме и даже организуя собственное дело — агентство экспресс-поздравлений! Но все это во время каникул, а первого сентября, что бы ни случилось, обязательно в школу! Там тоже многое успеваешь за 15 лет: поработать вожатой, потом педагогом-организатором, преподавателем ОБЖ и даже учителем русского языка и литературы... А все потому, что когда Оксана Леонидовна Дмитриева, окончив Благовещенский педагогический институт с дипломом учителя начальных классов, пришла работать в гимназию №25 города Благовещенска, все вакансии в «началке» были заняты. Но мечта работать по специальности не оставляла, да и просто в школе работать очень хотелось. По нескольким причинам.

Первая — пример мамы, трудившейся долгие годы воспитателем в детском саду. Оксана с детства была участником и помощником на всех детсадовских утренниках, видела, как замечательно мама общается с детьми, какой любовью они ей отвечают и насколько интересными могут быть и праздник, и все то время, которое ты проводишь с малышами! Вторая важная причина — желание стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Ни журналистика, ни реклама, ни агентство поздравлений такой уверенности не дают, школа несравнимо надежнее. А о третьей причине (вполне возможно, что она на самом деле первая) Оксана Леонидовна рассказывает сама:

— Я должна видеть результат своего труда и знать, что мой труд необходим людям. Экспресс-поздравления — это хорошо, и дела там шли неплохо, но когда я встречала своих бывших учеников или их родителей, а они останавливались с тобой на улице, искренне благодарили, тогда я понимала, что самое настоящее — как раз вот это!

Она говорит, что и сейчас иногда приходится совмещать, потому что вне школьных стен остались свои благодарные клиенты, которые ее помнят и приглашают ведущей на свои мероприятия. Оксана всегда в форме, то есть очень симпатичная, остроумная, заводная, и ей не слабо провести корпоратив, юбилей или свадьбу. Имя наработано, а придумать очередной сценарий торжества, стихи сочинить — так это запросто! И комплексов никаких тут быть не может, потому что только на первый взгляд учительская профессия и проведение юбилея кажутся несовместимыми. Актерские навыки, к примеру, нужны в обоих случаях.

Оксана Леонидовна Дмитриева оканчивает со своими малышами четвертый класс. Это ее первый в жизни набор, взяла их первоклашками, в классе 30 человек — немало, да еще с самого начала идут по новым стандартам. Понятно, что учителю нелегко. А дети называют ее фокусницей и волшебницей! Потому что в любой ситуации ее главные помощники — юмор, даже озорство, выдумка и творчество. Например, рассеивается у малышей внимание во время урока — дело обычное, а чтобы добиться его концентрации, нужны игровые формы. И она приходит на урок с пустой коробкой, из которой они вместе с детьми достают знания. На одном из конкурсных уроков Оксана Леонидовна так и сделала, а дети ахнули: «У нас сегодня будет «Что? Где? Когда?»?!» «Да, действительно, — ответила учительница, — в этом черном ящике есть вопрос, давайте определим, что в нем». Только как малыши ни искали, ничего в пустом ящике не находилось. До тех пор, пока один из ребят не сказал, что в ней, как и везде вокруг, воздух. Вот тут-то все и вспомнили, что присутствуют на уроке предмета «Окружающий мир» и что сегодня, наверное, будут изучать воздух, ведь в прошлый раз изучали воду. Одним словом, тему урока определили сами, затем постепенно вывели цель урока. Да, насчет воды — она ведь тоже может вдруг оказаться волшебной. Например, выполнил какое-то задание, и тебе учительница-«фокусница» дает в руки обычную маленькую колбочку с прозрачной водой и закрытой крышкой: «Потряси, и будет в награду чудо!» Ребенок трясет колбу, и вода вдруг становится желтой, а у следующего вышедшего к доске — синей, у третьего — зеленой! Ну разве не чудо? Надо только учителю заранее на крышке с внутренней стороны поставить точку определенной краской, и все — на уроке уже не одна волшебница, а добрая половина класса, которая запросто может превратить прозрачную воду в цветную.

Только если вы думаете, что подобные приемы работают лишь на привлечение внимания, вы ошибаетесь.

— Хочется, — говорит учительница, — чтобы ребенок, приходя домой и отвечая на вопрос родителей, что сегодня было в школе, начинал рассказывать о необычных вещах, а заканчивал пересказыванием материала. Я всегда прошу родителей спрашивать у ребенка после школы не «Что ты сегодня получил?», а «Что ты сегодня узнал?»! Он вспоминает, а значит, повторяет. Мы вообще с родителями работаем очень плотно, они мои соратники и помощники, я им очень благодарна!

Конечно, я спросила Оксану Леонидовну, почему за 15 лет работы в школе не переквалифицировалась в преподавателя ОБЖ или в филолога, тем более что на курсы все равно ездила. Говорит, не захотелось. Несмотря на хорошие отношения, которые у нее складывались со старшими учениками, сама считает, что ей ближе младший возраст — наивный, открытый. А еще очень нравится универсальность учителя начальных классов — когда ты для малышей становишься настоящим первооткрывателем во многих предметах.

— Дети — это всегда целый мир, очень яркий! — считает Оксана Дмитриева. — Они и сегодня активные, шустрые, любопытные, как и много лет назад, но все вокруг меняется, и это на них сильно влияет, они все впитывают как губки. Я считаю, что с самого раннего возраста надо учить ребенка самостоятельному творческому мышлению, чтобы он мог находить решения в любых ситуациях. Еще важно сформировать критическое мышление, чтобы мог анализировать, критически воспринимать чужие взгляды и мнения. Сегодня очень много навязывается нам извне, и даже маленький ребенок должен уметь отстаивать свою точку зрения. Я считаю, что с ними нельзя сюсюкать, они во всем разбираются, надо разговаривать на равных. Но и понимать, что они более ранимые, чутко чувствуют ложь и сразу ее распознают. В дальнейшем надо научить их быть терпимыми к другим и требовательными к себе, стремиться к самореализации и уметь принимать решения.

Мы уже перешли на федеральные стандарты нового поколения. Этот год очень волнительный для меня, мы заканчиваем первый этап обучения — начальную школу. Я всегда стараюсь им внушить, чтобы не сравнивали себя с тем, кто рядом. Мы разные изначально, а себя нужно сравнивать только с собой вчерашним. Если у тебя в диктанте вчера было 6 ошибок, а сегодня 4 или 3, это уже твой успех. И эта ситуация успеха нам нравится. Мы придумали наш девиз, и я им говорю всегда: «У тебя все получится, я верю в твой успех! А в дневниках у них у каждого написано: «У меня все получится, я верю в свой успех!»

— Вы им помогаете, вы их учите, а учат ли они вас, и чему?

— Еще как учат! Во-первых, они с открытыми глазами смотрят на жизнь, и мне так же надо. И я этого ребенка до сих пор в себе чувствую. Я не чопорный учитель, мы вместе смеемся и шутим, можем сделать паузу на уроке, если что-то не идет, даже полежать на партах можем. Я стараюсь идти от них! А они учат меня чувствовать каждого, как себя, пропускать через себя их проблемы. Без этого только одни требования ничего не дают, только взаимообмен дает результат. Я вообще свою роль на уроке определяю как роль навигатора. Учить они должны друг друга и уметь извлекать информацию из различных источников, которых сейчас масса — словари, книги, учебники, Интернет. И они всем этим хорошо владеют, могут обменяться информацией прямо на уроке, а моя задача — создать для этого условия. Для меня же самое главное то, что они учат меня быть счастливой! Я и в конкурсном эссе об этом писала: человек должен быть счастлив не потом, а сейчас, в любую минуту!

Жаль, не каждый день все так оптимистично и безоблачно. Дети ведь тоже могут грустить и уставать, и тогда, по словам Оксаны, на помощь спешит учитель. Это очень обидно — видеть малышей усталыми, загнанными. Слишком многое виснет на их маленьких плечах: уроки, перегрузки, дополнительные занятия, и вот уже дети начинают чувствовать себя маленькими винтиками в какой-то взрослой системе, на уроки приходят потухшие, утомленные, а потом говорят, что устали и ничего больше не хотят... Учитель начинает с ними об этом говорить, переубеждать, а они его словно не слышат.

Однажды после подобных разговоров Оксана Леонидовна раздала классу листочки и попросила ребят перечислить 10 подарков, которые каждому из них сегодня подарила жизнь. Первая детская реакция — недоумение и раздражение: «Что я могу написать? Мне никто никаких подарков не дарил!» Но учитель просит подумать, ведь если подарок приносит положительные эмоции, улучшает настроение, надо просто вспомнить, отчего тебе сегодня было хорошо, — это и будет подарком от жизни. Вот тут-то и выяснилось, что «утром меня поцеловала мама», и что «солнышко светило сильно и грело», и что «у меня есть друг, с которым можно встретиться в школе и поговорить по душам»... Выходит, что в жизни есть самые простые вещи, которые приносят счастье и ради которых стоит жить! И говорить спасибо жизни! Надо просто радоваться тому, что ты есть, и это, по словам Оксаны, как спасательный круг, который она очень хочет передать детям. Многим из них сегодня не хватает обычного детства, романтики, лирики — жизнь более структурирована, у нее быстрый темп, люди, тем более дети, не успевают оглядываться, присматриваться друг к другу, анализировать. Дети даже на перемене не смотрят друг на друга, не разговаривают, а каждый достает свой телефон и общается с ним! Поэтому Оксана Леонидовна старается построить работу на уроках так, чтобы ребята чаще брали друг друга за руки, чтобы находились в кругу и смотрели друг другу в глаза и чтобы общение происходило в атмосфере добра. Этому очень способствуют мудрые, интересные притчи, которые Оксана Дмитриева частенько использует на уроках. А еще — «воспитывающие предметы». Например, учитель приносит на урок бумеранг, и класс начинает обсуждать, для чего используется этот предмет. А потом сами себе задают нравственную тему, ведь если бумеранг возвращается к хозяину, точно так же могут вернуться к человеку и оказанное им кому-то добро, и совершенное против кого-то зло. А еще могут вернуться плохие слова и вообще любые плохие поступки.

Еще один замечательный предмет — стеклянный сосуд. Его можно просто наполнить шариками — черными, белыми или разноцветными — и поговорить о том, каким вырастает человек, добрым или злым, и от чего это зависит.

Самое интересное, что педагогические и воспитательные приемы Оксаны Дмитриевой находят интересное продолжение в обычной повседневной жизни ее 4-го «В». Они все вместе в первом классе создали свой «воспитывающий предмет» — цветное лоскутное одеяло. Учитель попросила каждого ученика принести из дома лоскуток ткани, который лучше всего отразит его личность. Потом с родителями сшили это символическое одеяло, а сверху на нем буквами из лоскутков «написали»: «Школьная семья 28 + 2 Я». Плюс 2 добавилось, когда в класс пришли два новых ученика. В итоге это небольшое лоскутное одеяло стало символичным флагом класса, и с ним ребята болеют за своих одноклассников на соревнованиях.

А когда началась Сочинская Олимпиада, дети прибежали к своей учительнице со словами: «Они взяли нашу идею! Мы первые это придумали!» А по прошествии некоторого времени добавили: «Ладно, пусть этой замечательной идеей пользуются все!»

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 37 от 16 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.