На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Нестандартная судьба

Чем наполнить стеклянный сосуд

Оксана Дмитриева, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Амурской области, называет свою педагогическую судьбу нестандартной.

Интересно складывается жизнь: бывает, с детства знаешь, что обязательно будешь работать в школе и учить самых младших ее учеников, но тем не менее идешь к этой цели лет пятнадцать. Попутно пробуя свои силы в рекламе, в журналистике, работая экскурсоводом в туристической фирме и даже организуя собственное дело — агентство экспресс-поздравлений! Но все это во время каникул, а первого сентября, что бы ни случилось, обязательно в школу! Там тоже многое успеваешь за 15 лет: поработать вожатой, потом педагогом-организатором, преподавателем ОБЖ и даже учителем русского языка и литературы... А все потому, что когда Оксана Леонидовна Дмитриева, окончив Благовещенский педагогический институт с дипломом учителя начальных классов, пришла работать в гимназию №25 города Благовещенска, все вакансии в «началке» были заняты. Но мечта работать по специальности не оставляла, да и просто в школе работать очень хотелось. По нескольким причинам.

Первая — пример мамы, трудившейся долгие годы воспитателем в детском саду. Оксана с детства была участником и помощником на всех детсадовских утренниках, видела, как замечательно мама общается с детьми, какой любовью они ей отвечают и насколько интересными могут быть и праздник, и все то время, которое ты проводишь с малышами! Вторая важная причина — желание стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Ни журналистика, ни реклама, ни агентство поздравлений такой уверенности не дают, школа несравнимо надежнее. А о третьей причине (вполне возможно, что она на самом деле первая) Оксана Леонидовна рассказывает сама:

— Я должна видеть результат своего труда и знать, что мой труд необходим людям. Экспресс-поздравления — это хорошо, и дела там шли неплохо, но когда я встречала своих бывших учеников или их родителей, а они останавливались с тобой на улице, искренне благодарили, тогда я понимала, что самое настоящее — как раз вот это!

Она говорит, что и сейчас иногда приходится совмещать, потому что вне школьных стен остались свои благодарные клиенты, которые ее помнят и приглашают ведущей на свои мероприятия. Оксана всегда в форме, то есть очень симпатичная, остроумная, заводная, и ей не слабо провести корпоратив, юбилей или свадьбу. Имя наработано, а придумать очередной сценарий торжества, стихи сочинить — так это запросто! И комплексов никаких тут быть не может, потому что только на первый взгляд учительская профессия и проведение юбилея кажутся несовместимыми. Актерские навыки, к примеру, нужны в обоих случаях.

Оксана Леонидовна Дмитриева оканчивает со своими малышами четвертый класс. Это ее первый в жизни набор, взяла их первоклашками, в классе 30 человек — немало, да еще с самого начала идут по новым стандартам. Понятно, что учителю нелегко. А дети называют ее фокусницей и волшебницей! Потому что в любой ситуации ее главные помощники — юмор, даже озорство, выдумка и творчество. Например, рассеивается у малышей внимание во время урока — дело обычное, а чтобы добиться его концентрации, нужны игровые формы. И она приходит на урок с пустой коробкой, из которой они вместе с детьми достают знания. На одном из конкурсных уроков Оксана Леонидовна так и сделала, а дети ахнули: «У нас сегодня будет «Что? Где? Когда?»?!» «Да, действительно, — ответила учительница, — в этом черном ящике есть вопрос, давайте определим, что в нем». Только как малыши ни искали, ничего в пустом ящике не находилось. До тех пор, пока один из ребят не сказал, что в ней, как и везде вокруг, воздух. Вот тут-то все и вспомнили, что присутствуют на уроке предмета «Окружающий мир» и что сегодня, наверное, будут изучать воздух, ведь в прошлый раз изучали воду. Одним словом, тему урока определили сами, затем постепенно вывели цель урока. Да, насчет воды — она ведь тоже может вдруг оказаться волшебной. Например, выполнил какое-то задание, и тебе учительница-«фокусница» дает в руки обычную маленькую колбочку с прозрачной водой и закрытой крышкой: «Потряси, и будет в награду чудо!» Ребенок трясет колбу, и вода вдруг становится желтой, а у следующего вышедшего к доске — синей, у третьего — зеленой! Ну разве не чудо? Надо только учителю заранее на крышке с внутренней стороны поставить точку определенной краской, и все — на уроке уже не одна волшебница, а добрая половина класса, которая запросто может превратить прозрачную воду в цветную.

Только если вы думаете, что подобные приемы работают лишь на привлечение внимания, вы ошибаетесь.

— Хочется, — говорит учительница, — чтобы ребенок, приходя домой и отвечая на вопрос родителей, что сегодня было в школе, начинал рассказывать о необычных вещах, а заканчивал пересказыванием материала. Я всегда прошу родителей спрашивать у ребенка после школы не «Что ты сегодня получил?», а «Что ты сегодня узнал?»! Он вспоминает, а значит, повторяет. Мы вообще с родителями работаем очень плотно, они мои соратники и помощники, я им очень благодарна!

Конечно, я спросила Оксану Леонидовну, почему за 15 лет работы в школе не переквалифицировалась в преподавателя ОБЖ или в филолога, тем более что на курсы все равно ездила. Говорит, не захотелось. Несмотря на хорошие отношения, которые у нее складывались со старшими учениками, сама считает, что ей ближе младший возраст — наивный, открытый. А еще очень нравится универсальность учителя начальных классов — когда ты для малышей становишься настоящим первооткрывателем во многих предметах.

— Дети — это всегда целый мир, очень яркий! — считает Оксана Дмитриева. — Они и сегодня активные, шустрые, любопытные, как и много лет назад, но все вокруг меняется, и это на них сильно влияет, они все впитывают как губки. Я считаю, что с самого раннего возраста надо учить ребенка самостоятельному творческому мышлению, чтобы он мог находить решения в любых ситуациях. Еще важно сформировать критическое мышление, чтобы мог анализировать, критически воспринимать чужие взгляды и мнения. Сегодня очень много навязывается нам извне, и даже маленький ребенок должен уметь отстаивать свою точку зрения. Я считаю, что с ними нельзя сюсюкать, они во всем разбираются, надо разговаривать на равных. Но и понимать, что они более ранимые, чутко чувствуют ложь и сразу ее распознают. В дальнейшем надо научить их быть терпимыми к другим и требовательными к себе, стремиться к самореализации и уметь принимать решения.

Мы уже перешли на федеральные стандарты нового поколения. Этот год очень волнительный для меня, мы заканчиваем первый этап обучения — начальную школу. Я всегда стараюсь им внушить, чтобы не сравнивали себя с тем, кто рядом. Мы разные изначально, а себя нужно сравнивать только с собой вчерашним. Если у тебя в диктанте вчера было 6 ошибок, а сегодня 4 или 3, это уже твой успех. И эта ситуация успеха нам нравится. Мы придумали наш девиз, и я им говорю всегда: «У тебя все получится, я верю в твой успех! А в дневниках у них у каждого написано: «У меня все получится, я верю в свой успех!»

— Вы им помогаете, вы их учите, а учат ли они вас, и чему?

— Еще как учат! Во-первых, они с открытыми глазами смотрят на жизнь, и мне так же надо. И я этого ребенка до сих пор в себе чувствую. Я не чопорный учитель, мы вместе смеемся и шутим, можем сделать паузу на уроке, если что-то не идет, даже полежать на партах можем. Я стараюсь идти от них! А они учат меня чувствовать каждого, как себя, пропускать через себя их проблемы. Без этого только одни требования ничего не дают, только взаимообмен дает результат. Я вообще свою роль на уроке определяю как роль навигатора. Учить они должны друг друга и уметь извлекать информацию из различных источников, которых сейчас масса — словари, книги, учебники, Интернет. И они всем этим хорошо владеют, могут обменяться информацией прямо на уроке, а моя задача — создать для этого условия. Для меня же самое главное то, что они учат меня быть счастливой! Я и в конкурсном эссе об этом писала: человек должен быть счастлив не потом, а сейчас, в любую минуту!

Жаль, не каждый день все так оптимистично и безоблачно. Дети ведь тоже могут грустить и уставать, и тогда, по словам Оксаны, на помощь спешит учитель. Это очень обидно — видеть малышей усталыми, загнанными. Слишком многое виснет на их маленьких плечах: уроки, перегрузки, дополнительные занятия, и вот уже дети начинают чувствовать себя маленькими винтиками в какой-то взрослой системе, на уроки приходят потухшие, утомленные, а потом говорят, что устали и ничего больше не хотят... Учитель начинает с ними об этом говорить, переубеждать, а они его словно не слышат.

Однажды после подобных разговоров Оксана Леонидовна раздала классу листочки и попросила ребят перечислить 10 подарков, которые каждому из них сегодня подарила жизнь. Первая детская реакция — недоумение и раздражение: «Что я могу написать? Мне никто никаких подарков не дарил!» Но учитель просит подумать, ведь если подарок приносит положительные эмоции, улучшает настроение, надо просто вспомнить, отчего тебе сегодня было хорошо, — это и будет подарком от жизни. Вот тут-то и выяснилось, что «утром меня поцеловала мама», и что «солнышко светило сильно и грело», и что «у меня есть друг, с которым можно встретиться в школе и поговорить по душам»... Выходит, что в жизни есть самые простые вещи, которые приносят счастье и ради которых стоит жить! И говорить спасибо жизни! Надо просто радоваться тому, что ты есть, и это, по словам Оксаны, как спасательный круг, который она очень хочет передать детям. Многим из них сегодня не хватает обычного детства, романтики, лирики — жизнь более структурирована, у нее быстрый темп, люди, тем более дети, не успевают оглядываться, присматриваться друг к другу, анализировать. Дети даже на перемене не смотрят друг на друга, не разговаривают, а каждый достает свой телефон и общается с ним! Поэтому Оксана Леонидовна старается построить работу на уроках так, чтобы ребята чаще брали друг друга за руки, чтобы находились в кругу и смотрели друг другу в глаза и чтобы общение происходило в атмосфере добра. Этому очень способствуют мудрые, интересные притчи, которые Оксана Дмитриева частенько использует на уроках. А еще — «воспитывающие предметы». Например, учитель приносит на урок бумеранг, и класс начинает обсуждать, для чего используется этот предмет. А потом сами себе задают нравственную тему, ведь если бумеранг возвращается к хозяину, точно так же могут вернуться к человеку и оказанное им кому-то добро, и совершенное против кого-то зло. А еще могут вернуться плохие слова и вообще любые плохие поступки.

Еще один замечательный предмет — стеклянный сосуд. Его можно просто наполнить шариками — черными, белыми или разноцветными — и поговорить о том, каким вырастает человек, добрым или злым, и от чего это зависит.

Самое интересное, что педагогические и воспитательные приемы Оксаны Дмитриевой находят интересное продолжение в обычной повседневной жизни ее 4-го «В». Они все вместе в первом классе создали свой «воспитывающий предмет» — цветное лоскутное одеяло. Учитель попросила каждого ученика принести из дома лоскуток ткани, который лучше всего отразит его личность. Потом с родителями сшили это символическое одеяло, а сверху на нем буквами из лоскутков «написали»: «Школьная семья 28 + 2 Я». Плюс 2 добавилось, когда в класс пришли два новых ученика. В итоге это небольшое лоскутное одеяло стало символичным флагом класса, и с ним ребята болеют за своих одноклассников на соревнованиях.

А когда началась Сочинская Олимпиада, дети прибежали к своей учительнице со словами: «Они взяли нашу идею! Мы первые это придумали!» А по прошествии некоторого времени добавили: «Ладно, пусть этой замечательной идеей пользуются все!»

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 37 от 16 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.